Использование программных педагогических средств в школе VIIвида
Мазурек Вера Владимировна, кандидат технических наук,
заместитель директора ГБОУ школы VIIвида № 561 Санкт-Петербурга, Топалер Владимир Львович, педагог дополнительного образования
Одной из задач информатизации современной школы является обеспечение учебного процесса педагогическими программными средствами (ППС). Под этим термином понимаются диски и программные комплексы, которые учитель может использовать на уроках с целью повысить качество обучения.
Рассмотрим особенности использования ППС для учащихся школы VII вида. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от нормально развивающихся сверстников рядом особенностей [1].
В процессе обучения у них отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью неблагоприятно сказывается на формировании их знаний и умений, интересов и творческих способностей. В учебном процессе для таких детей необходимо использовать максимум наглядности. Поэтому ППС нашли широкое распространение в начальной школе и по таким предметам, как биология, география, история, история и культура Санкт-Петербурга в основной школе.
Однако ППС по этим предметам носят в основном иллюстративный характер, работа на уроке после объяснения учителя строится по традиционным схемам.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. Изучение информатики на уроках и занятиях дополнительного образования дает ребенку такую возможность. Используя индивидуальный подход в подборе заданий, можно создавать ситуацию успеха для каждого учащегося.
Но предлагаемые школам ППС по информатике рассчитаны в основном на самостоятельное изучение операционных систем и программных комплексов. Такие задачи учащимся с ЗПР не под силу, им необходима помощь учителя, а это обстоятельство делает работу с некоторыми ППС бессмысленной.
Изучение информатики в нашей школе базируется на программе Н.В.Макаровой [2].
Наряду с общеизвестным программным обеспечением для практической работы в этом УМК используется пакет ЛогоМиры [3]. Это ППС занимает особое место в педагогике. Первоисточником этого пакета является программная среда Microworlds, созданная под руководством Сеймура Пейперта, предложившего новый подход к обучению детей с применением компьютера. Обычно это ППС в общеобразовательных школах используется на кружках в начальной школе, но в школе VII вида среда ЛогоМиры находит эффективное применение на разных этапах обучения учащихся.
Первое знакомство с этой средой происходит на занятиях кружка в начальной школе. Учащиеся изучают возможности встроенного графического редактора и используют среду как конструктор для создания сюжетных картинок.
На занятиях в 5-6 классах учащиеся осваивают возможности анимации без написания программ. Они знакомятся с понятием «Рюкзак черепашки». В рюкзаке производится установка основных параметров объекта «Черепашка». Так в игровой форме вводятся понятия «объект и его свойства».
Изучение предмета «Информатика» начинается в 7 классе. Изучение темы «Алгоритмы. Исполнители. Среда исполнителя» проводится с использованием команд, выполняемых черепашкой. Учащиеся выполняют задания по образцу, а затем подбираются задания различной степени сложности.
Использование среды Логомиры позволяет использовать межпредметные связи. Так, при изучении темы «Координаты в ЛогоМирах» учащиеся активизируют знания, полученные на уроках математики, выявляют отличия системы координат в математике и в среде ЛогоМиры. Для окончательного закрепления материала служат задания, предоставленные учителями математики, которые дети выполняют в среде ЛогоМиры с использованием команд абсолютного перемещения (перемещения по координатам).
Знание геометрии необходимо при построении фигур с помощью команд относительного перемещения. Часто дети с ЗПР путают понятия «сторона многоугольника» и «угол». При построении рисунков в Логомирах эти понятия используются в разных командах, без четкого их разграничения рисунок не получится. Для построения многоугольников учащимся приходится вспоминать и закреплять понятия «полный угол» и «правильные многоугольники», свойства параллелограмма и ромба.
На уроках информатики ЛогоМиры можно использовать в теме «Кодирование информации». Используя функции ASCII() CHAR(), учащиеся кодируют и декодируют сообщения, которые они составляют друг для друга.
И, разумеется, ЛогоМиры – незаменимое средство для знакомства детей с программированием. В 8 классе наши учащиеся изучают циклические конструкции, процедуры, условные операторы, узнают, что такое генератор случайных чисел. Понятие «параметры процедуры» легче воспринимается при рисовании квадрата с разными величинами сторон и при задании разных скоростей в анимации «гонки».
С помощью среды ЛогоМиры легче познакомить учащихся с понятием программной модели в теме «Моделирование». Такие средства, как кнопки и бегунки, используемые совместно с параметрами процедуры, позволяют продемонстрировать смысл использования программных моделей. В конце темы учащиеся выполняют творческие работы, требующие от ребят и знаний, и фантазии. Работы приведены в приложении. Для их воспроизведения необходим пакет ЛогоМиры.
Пакет ЛогоМиры работает и в ОС Линукс. Для его установки используется приложение Wine.
Таким образом, среда ЛогоМиры находит применение в коррекционной школе VII вида как в кружках дополнительного образования, так и на уроках информатики, позволяет активизировать межпредметные связи.
Литература
1. Богдан Н.Н., Могильная М.М., под редакцией Александровой Л.И. Специальная психология. Сайт учебно-методических материалов. http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0019.asp.
2. Информатика. Учебник 7-9 класс. / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. «Питер», 2012.
3. ЛогоМиры 3.0. Сборник методических материалов. Институт новых технологий, М., 2010.
4. Пейперт Сеймур. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Педагогика, 1989.