Вопросы по литературе для собеседования с учащимися за курс девятилетней школы.
(Можно использовать как форму экзамена за 9 класс или как форму собеседования с учащимися, поступающими в 10 класс гуманитарного профиля).
Цели: Выявить уровень читательской зрелости и усвоения программного материала по литературе за курс девятилетней школы.
Составлены учителем русского языка и литературы Соковых Н.Н.
1.Кто ваш любимый поэт или писатель? Что привлекает вас в его творчестве? Что читали данного автора? Дайте оценку одному из его произведений. Что знаете наизусть?
2.Почему М.Ю.Лермонтов называет Печорина " героем...времени"?Кому из героев прочитанных вами произведений в 9 классе этот герой близок п восприятию жизни, поведению? Кто из них ближе вам и почему?
3.Над какими вопросами вас заставило задуматься произведение А.С. Грибоедова " Горе от ума"? Какой конфликт (социальный или любовный) вы считаете главным в произведении? Раскройте один из них.
4.Почему В.Г.Белинский назвал роман " Евгений негин" " энциклопедией русской жизни"? Какие картины русской жизни нашли своё отражение в романе?
5.Удалось ли автору поэмы " Мёртвые души" изъездить с главным героем всю Россию? Почему так названо произведение? Кто или что стоит за его названием?
6.Дайте характеристику одного из героев поэмы " Мёртвые души". Какое место занимает данный герой в развитии сюжетной линии? Что высмеивает Гоголь в данном персонаже
7. Каковы причины и последствия "хандры" Онегина в романе А.С. Пушкина? Что опаснее, по-вашему,для общества "хандра" Онегиных или " сверхактивность" Чичиковых?
8.Как выразилась "хлестаковщина" в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"? Кроме Хлестакова, кто из героев комедии является носителем "хлестаковщины"? Грустная или смешная эта комедия?
9. Назовите основные темы поэзии А.С.Пушкина. Что знаете наизусть? Какие знаете факты из биографии поэта? В чём вы видите непреходящее значение творчества Александра Сергеевича Пушкина?
10."Капитанская дочка" - это повесть о любви или историческая? Как развивается личный и социальный конфликт в произведении?
11.Кто из героев Д.И. Фонвизина " не хотел учиться, а хотел жениться"? Как вы понимаете смысл названия этого произведения?
Какие темы раскрывает в этом произведении драматург, каккие ставит проблемы?
12. Эпос, лирика, драматургия. Какие из этих жанров вам больше нравятся? В чём их различие? Какие из произведений, изученных в 9 классе, произвели на вас большее впечатление и почему?
13. На каком из произведений А.С. Пушкина вы можете раскрыть тему " маленького человека"? Какие чувства вызывает у вас этот образ?
14. Как раскрыт образ Родины и образ русского воина в " Слове о полку Игореве..."? В чём состоит непреходящее значение основной идеи произведения для нашего времени?
15.Какие факты из биографии М.Ю. Лермонтова вы знаете? Какие мотивы нашли выражение в его творчестве? Почему поэзия М.Ю.Лермонтова в сравнении с поэзией А.С.Пушкина менее оптимистична? Что знаете наизусть из стихотворений М.Ю. Лермонтова?
16. Какие чувства вызывает у вас образ Мцыри из одноимённой поэмы М.Ю. Лермонтова? Как вы понимаете определение "романтический герой"?
17. Что такое "композиция" художественного произведения? Раскройте это понятие на одном из художественных произведений.
18.В курсе литературы 9 класса вы познакомились с разными литературными направлениями. Какими? Приведите примеры принадлежности того или иного произведения к тому или иному направлению.
19.Кто из русских писателей первый заговорил о способности простого человека любить не менее возвышенно, чем человек привилегированного общества? Какому писателю принадлежит высказывание: " И крестьянки любить умеют"? Расскажите эту грустную историю любви.
20. " Быть или не быть?.." Кому из литературных героев принадлежит данное размышление? Как называется это произведение и кто его автор? Почему оно относится к жанру трагедии?
21. " Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля..." ,- так писал В.Г. Белинский. Согласны ли вы с критиком? Дайте развёрнутый ответ.