Эффективная дистанционная работа над домашним заданием
Кирнос Ирина Владимировна,
учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии № 586 Санкт-Петербурга
Вопрос повышения эффективности образовательного процесса всегда актуален. А мы поговорим более конкретно - о том, как ещё и эффективно организовать работу над домашним заданием и осуществлять контроль дистанционно, с помощью интернет-технологий.
Чтобы больше времени на уроке уделить знакомству с новой темой и выполнению практических работ (в том числе за компьютером), проверку домашних заданий можно вынести за пределы урока.
Хочу продемонстрировать на примере 8-9-х классов систему такой организации выполнения домашних заданий, которую я создала в своей работе.
Выполнение домашних заданий начинается с изучения их текстов. Их мои ученики находят на моём сайте «Калейдоскоп» (http://inkaleidoskop.in) в разделе «Дистанционное обучение» Главного меню слева. Вся конкретная практическая информация доступна здесь только зарегистрированным посетителям сайта.
Здесь все задания поделены на две группы – по полугодиям.
Она переносит учащихся на страницу с текстами ДЗ и с иллюстрациями к ним (в 8-м и в 9-м классе соответственно):
и
Познакомившись с текстами ДЗ, ученики возвращаются на страницу 8-го (или соответственно 9-го) класса. Они следуют по ссылке «Формы для ответов. IIполугодие», чтобы приступить непосредственно к выполнению задания.
В результате загружается форма опроса, в которой после каждого пункта задания учащиеся в специальное поле вводят с клавиатуры ответ на данный вопрос:
Такая форма создаётся учителем с помощью инструментов среды http://google.com. Отвечать на вопросы, отмеченные красной «звёздочкой, обязательно. По окончании ввода ответов необходимо отправить форму учителю нажатием кнопки «Готово».
Учитель получает данную информацию в виде таблицы, и её несложно оценивать:
Удобство такой технологии для учащихся: они могут отправить ответы в удобное для них время, рамки которого заранее оговорены с учителем.
Удобство и преимущества такой формы для учителя:
- учитель идёт на урок, уже зная, как ученики выполнили ДЗ;
- за каждое задание, за каждую тему ученик получает оценку;
- нет пропущенных тем – нет белых пятен (если ученик отсутствовал, можно выполнять ДЗ, не посещая школу и даже находясь в другой части земного шара, самостоятельно изучая теоретический материал параграфа, - или отправлять ответы позднее, по договорённости с учителем);
- если тема остаётся непонятной учащимися после разбора, вступают в свою роль дополнительные занятия;
- ДЗ (или его часть) можно переделать, исправив ошибки, что позволяет улучшить итоговые оценки.
Слабые места у этой технологии тоже имеются. Например:
- если у школьника нет выхода в интернет (бывает, что дома даже компьютера нет или он сломан);
- если ответ невозможно сформулировать в условиях поля формы – нарисовать, начертить, сделать таблицу (в этом случае мы делаем ДЗ в тетрадях и проверяем уже в классе на уроке, но это можно сделать очень оперативно, в том числе с помощью взаимопроверки в парах, например);
- если ученик говорит, что отправлял ответ, а учитель его не получал (пришлось сделать решение в тетрадях обязательным для всех – но тогда имеет место двойная работа для наиболее ответственных учеников).
Всё это можно регулировать при учёте ответов и выставлении оценок.
Ценность такой технологии я вижу в том, что:
- вся проделанная работа способствует повторению изученного в классе материала и закреплению соответствующих знаний и умений – каждый ученик обычно, как показывает практика, ищет ответы на вопросы сам, не прибегая к списыванию у одноклассников – у него есть возможность использования любого источника информации, начиная с учебника;
- на уроке проверка ДЗ сводится к обзору ошибок и к разбору наиболее сложных моментов в изучении темы, т.е. работает обратная связь, по свежим следам;
- если ошибки при исправлении ДЗ всё равно остаются, в конце темы (перед итоговым тестом) я выкладываю на сайте подробный анализ всех заданий темы, чтобы дать ученикам ещё одну возможность разобраться и выполнить тест более успешно.
В ходе выполнения домашних заданий у учащихся обычно возникают вопросы, какие-то детали задания они хотят уточнить. У них всегда есть возможность связаться со мной посредством социальной сети ВКонтакте, а также по электронной почте, адреса которой указаны на сайте «Калейдоскоп» на странице Автор.