Представление об объектах окружающего мира
(методическая разработка)
Буланкина Ирина Николаевна
учитель информатики и ИКТ
ГОУ№501 Кировский район г. Санкт-Петербург
Цели:
- Научить выделять конкретные объекты из многообразия объектов окружающего мира
- Сформировать умение описывать характеристики объекта
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изложение нового материала.
Что такое объект?
При системном подходе к анализу окружающей действительности следует разобраться, что следует понимать под объектом.
Объект– это часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.
Учащиеся называют различные объекты, затем проводится классификация приведенных объектов. Необходимо объяснить, почему природные явления тоже объект (наблюдают, изучают, хотя это не предмет).
Материальные объекты– объекты, состоящие из вещества
Нематериальные (виртуальные, абстрактные) объекты– объекты, созданные умственной деятельностью человека.
Характеристикиобъекта
Имя– это языковое обозначение объекта
Имя общее- указывающее на группу однотипных объектов (ученик).
Имя собственное– указывающее на конкретный объект (ученик Петя Иванов).
Свойства объекта
Цель:
- Развить представление о параметрах объекта
Одной из важнейших характеристик объекта являются его свойства.
Свойства объекта могут быть нам известны или нет, но они есть и отличают названный объект от других.
Необходимопоказать, что объект характеризуется разнообразными свойствами.
Параметр– признак или величина, характеризующий какое-либо свойство объекта и принимающее различные значения.
Ученики должны понимать , что каждый параметр имеет имя и может принимать различные значении как количественные так и качественные.
Привести примеры!!!!
Величинаопределяет количественную характеристику объекта.
Признакопределяет качественную характеристику объекта.
С понятием параметр объекта связано понятие состоянияобъектакак набора значений параметров в некоторый фиксированный момент.
Например: состояние человека, состояние автомобиля, состояние погоды.
Некоторые значения параметров не меняются (дата рождения), некоторые меняются (возраст).
Между некоторыми параметрами можно установить связь в виде формулы (значение пути).
Табличная форма описания объекта (обратить внимание на структурирование в табличной форме.
Вид тетради |
Количество |
Разлиновка |
Качество |
Тетрадь для |
12 |
Косая линейка |
Высокое |
Тетрадь по |
48 |
Клетка |
Среднее |
Конторская книга |
96 |
Линейка |
Низкое |
Заполнить самостоятельно
Сорт роз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Действие как характеристика объекта
Цели:
- Показать, что действие является причиной изменения состояния объекта
- Показать, что некоторые действия являются функциональной характеристикой объекта.
Совершение действия приводит к изменению состояния либо того объекта, который выполняет действие, либо другого объекта, над которым совершается действие, либо обоих.
Переход объекта из одного состояние в другое происходит при воздействии на него других объектов. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ!!!!
Процесс– последовательная смена состояний объекта в результате некоторых воздействий.
Особое место в деятельности человека занимают информационные процессы.
Информационные процессы– процессы, связанные с обменом, хранением, и обработкой информации. В таких процессах состояние информации (текущее значение ее параметров) изменяется.
Многим процессам человек дал название: полет, старение, горение и т.д. ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА.
Так как процесс имеет название и параметры его можно изучать, следовательно, это тоже ОБЪЕКТ.
Процесс «Продажа товара» |
||
Покупатель |
Стоимость покупки |
Выручка от продажи товаров, руб. |
1 |
200 |
200 |
2 |
500 |
700 |
3 |
1000 |
1700 |
Среда существования объекта
Каждый объект существует в определенных условиях, в которых проявляются его свойства и функциональные характеристики. Совокупность этих условий составляет среду. Среда еще одна характеристика объекта.
Среда– условие существования объекта.
От условий существования зависит состояние объекта. С изменением среды меняются характеристики объекта (я в школе и я в гостях).
Итоговая таблица (самостоятельная работа) Характеристики объекта
Объект |
Имя |
Свойства объекта |
действие |
Среда |
||
|
(общее или собственное) |
Параметры (конкретные значения) |
Субъек- |
|
|
|
|
|
признак |
величина |
|
|
|
I. Материальные |
||||||
1.Объекты живой природы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Объекты неживой природы |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Объекты, созданные человеком |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Нематериальные |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Явления |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|