Программа адаптивного тестирования
М.П. Свистунова; В.А. Сухачева.
РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Одной из немаловажных составляющих процесса обучения является проверка знаний. Один из видов такой проверки – это тестирование, которое позволяет выявить неосвоенный материал.РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества перед традиционным тестированием с нуля:
1) снижение затрат на тиражирование материалов для тестирования;
2) обеспечение комфортных условий для работы над текстом в удобное для темы время;
3) повышенная мотивация, так как компьютерное тестирование более привлекательно, чем бумажное тестирование;
4) уменьшение количества посторонних факторов, негативно влияющих на достоверность результатов испытаний;
5) сокращение времени выполнения теста;
6) использование новых типов заданий, позволяющих оценить не только знания предмета, но и его умение применять их на практике;
7) снижение вероятности угадывания правильного ответа на тестовые задания, поскольку случайная перестановка заданий в тесте или ответов в задании не позволяет тестируемому "механически" копировать номера правильных ответов;
8) доступность результатов тестирования сразу после окончания процесса тестирования.
Тесты классифицируются на традиционные и адаптивные. Первый класс включает в себя заранее определенный список вопросов, на которые отвечает каждый обучающийся.
Адаптивное тестирование – это такой подход к компьютерному тестированию, при котором предъявляемые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Технической предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способность компьютера за счет быстродействия вести обработку поступающих данных в масштабе реального времени.
Такой подход к психологическому тестированию имеет некоторые преимущества. Во-первых, он позволяет привнести в стандартные групповые тесты элементы индивидуализации, учета индивидуальных особенностей данного испытуемого в процессе тестирования. Во-вторых, испытуемому можно давать гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого объемного теста. В-третьих, удается значительно снизить трудоемкость и время тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, некоторых категорий больных и лиц со сниженным интеллектом). Адаптивное тестирование отличается от традиционного тем, что последовательность и набор вопросов зависит от ответов на предыдущие задания, а, следовательно, и от уровня знаний обучающегося.
Анализ популярных ресурсов бесплатного обучения, например, https://stepik.org, https://www.coursera.org/, выявил отсутствие адаптивного тестирования, и не гарантирует самостоятельное выполнение предложенных тестов. При наличии адаптивного тестирования была бы возможность оценить уровень подготовки ученика, проходящего курс. Предлагается изменить структуру проверки знаний. Каждая тема должна быть разделена на несколько разделов, после прохождения которых обучающийся должен 87 пройти адаптивное тестирование, выявляющее уровень знаний. Результаты такого тестирования позволят определить уровень каждой из групп, проходящей дисциплину, что позволит скорректировать подачу материала. При этом после прохождения теста каждый обучающийся сможет увидеть свои ответы, дополненные пояснениями в случае неверного ответа. Особенностью этого тестирования является простота и практичность, ведь эта среда работает независимо от Интернета, что позволит избежать не самостоятельного выполнения теста.
Данная программа будет реализована на языке программирования C.
Рассмотрим этапы жизненного цикла данной программы.
Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
Стандарты жизненного цикла ПО
- ГОСТ 34.601-90
- ISO/IEC 15288:2015 Systems and software engineering — System life cycle processes
- ISO/IEC/IEEE 12207:2017 System and software engineering — Software life cycle processes
Проектирование. Создание архитектуры и дизайна будущего программного обеспечения.
Создание. Включает в себя:
Этап 1 – Определение проблемы
Этап 2 – Выработка требований. Требования к программе – это подробное описание всех возможностей программы и действий, которые должна выполнять программа. Такие требования иногда также называют «Функциональной спецификацией» или просто «Спецификацией».
Этап 3 – Создание плана разработки
Этап 4 – Разработка архитектуры системы или высокоуровневое проектирование
Этап 5 – Детальное проектирование. На этом этапе проводится проектирование программы на низком уровне, иными словами, здесь проектируются классы и методы, рассматриваются, оцениваются и сравниваются различные варианты и причины выбора окончательных подходов и способов реализации.
Этап 6 – Кодирование и отладка
Этап 7 – Тестирование компонентов. После того, как код написан, и проведена отладка, необходимо провести тестирование реализованного функционала. Если программа состоит из нескольких компонентов, сначала тестируют каждый компонент в отдельности, так как очень крупные программы включают огромный функционал, который часто разделяют на отдельные компоненты, разработка которых осуществляется по отдельности. В менее крупных проектах этот этап может включать просто тестирование отдельных классов.
Этап 8 – Интеграция компонентов. Когда тестирование всех компонентов закончено, можно переходить к интеграции всех компонентов в единый программный комплекс, этот этап как раз и подразумевает процесс интеграции, т.е. слияния всех компонентов в единую систему.
Этап 9 – Тестирование всей системы
Этап 10 – Сопровождение, внесение изменений, оптимизация
Поддержка. Пользователи начали тестировать и сообщать о замеченных ошибках в поддержку, а программисты — оперативно всё исправлять.
Модель разработки программного обеспечения описывает, какие стадии жизненного цикла оно проходит и что происходит на каждой из них. Модель жизненного цикла ПО — структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует.
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 не предлагает конкретную модель жизненного цикла. Его положения являются общими для любых моделей жизненного цикла, методов и технологий создания ИС. Он описывает структуру процессов жизненного цикла, не конкретизируя, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.
Модель ЖЦ ПО включает в себя:
- Стадии;
- Результаты выполнения работ на каждой стадии;
- Ключевые события — точки завершения работ и принятия решений.
Основные модели разработки ПО
- Code and fix — модель кодирования и устранения ошибок;
- Waterfall Model — каскадная модель, или «водопад»;
- V-model — V-образная модель, разработка через тестирование;
- Incremental Model — инкрементная модель;
- Iterative Model — итеративная (или итерационная) модель;
- Spiral Model — спиральная модель;
- Chaos model — модель хаоса;
- Prototype Model — прототипная модель.
Таким образом, использование в учебном процессе современных методов диагностики, в частности компьютерного тестирования, повышает эффективность обучения, мотивирует педагогов к его применению в образовательном процессе, способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и развитию различных компетенций, а, следовательно, позволяет повысить качество подготовки обучающихся в целом.
Список источников
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2002.
- Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем // А.И. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2012. 616 а
- Джарротано Д. Экспертные системы: принципы разработки и программирование, 4-е издание: Пер. с англ. // Д. Джарротано. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 1152 с.
- Добровольская Н.Ю., Харченко А.В. Инструментарий разработки модуля адаптивного тестирования в обучающем ресурсе. Электронные ресурсы в непрерывном образовании («ЭРН0-2012»): Труды III Международного научно-методического симпозиума. - Ростов н/Д: издательство ЮФУ, 2012.
- Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник // Л. Крокер, Дж. Алгина. М.: Логос, 2010. 668 с.
- Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.