Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические риски информационной образовательной среды

Шубинский Максим Игоревич 

Для анализа возможных педагогических рисков информационно-образовательной среды подробнее рассмотрим данную группу рисков и угрозы, которые влияют на их возникновение. Разделим педагогические риски на три группы, в соответствии с объектом (субъектом) влияния. Первая группа педагогических рисков влияет непосредственно ведение уроков, вторая на оценивание образовательных результатов и третья группа влияет на субъекты образовательного процесса (учащихся и педагогов). Подобное деление не является единственно возможным, но позволит сгруппировать схожие риски, что упростит анализ вероятности их реализации.
Первая группа педагогических рисков информационно-образовательной среды — это риски, влияющие на ведение учебного процесса. Эти риски могут привести к следующему

  • отмене конкретного учебного занятия (урока),

  • отмене ряда занятий по предмету или группе предметов в определенный временной интервал от одного урока в трех-четырех классах, до отмены всех уроков в ОУ в течение дня (нескольких дней).

  • ухудшение качества проведения учебного занятия (или нескольких занятий),

  • проведение занятий в формате, который не соответствует требованиям законодательства (например, ФГОС).

Вторая группа включает в себя риски, влияющие на оценивание результатов учащихся

  • искажение результатов учащихся после преднамеренного воздействия учащихся или иных лиц (примером реализации подобного риска, может являться ситуация получения правильных ответов учащимися при тестировании через Интернет с помощью мобильных устройств),

  • искажение результатов учащихся после непреднамеренного воздействия учащихся или иных лиц,

  • искажение оценивания результатов после преднамеренного воздействия учащихся или иных лиц (примером является изменение результата учащегося в системе, без ведома учителя),

  • искажение оценивания результатов из-за неправильной работы педагогических программных средств (ППС) (примером может служить ситуация, когда в базе тестов в качестве верного указан не тот номер ответа),

  • искажение оценивания результатов по вине сбоя (отказа) аппаратно-программного обеспечения или после воздействия вредоносного программного обеспечения (компьютерные вирусы и т.п.),

  • полная или частичная утеря результатов учащихся по вине сбоя (отказа) аппаратно-программного обеспечения или после воздействия вредоносного программного обеспечения (компьютерные вирусы и т.п.),

  • полная или частичная утеря результатов после преднамеренного воздействия учащихся или иных лиц.

Третья группа педагогических рисков связана с непосредственным отрицательным влиянием элементов информационной среды на учащихся. В число таких рисков входят

  • доступ учащихся к информации, строго запрещенной законодательством (например, информация экстремистского содержания, детская порнография, пропаганда наркотических средств и т.п.)

  • доступ учащихся к информации, не запрещенной законодательством, но которая может нанести им вред (примером такой информации, может служить информация, разрешенная для учащихся старше 16 лет и нежелательная для остальных групп учащихся),

  • общение через сеть Интернет с людьми, желающими оказать вредные воздействия на учащихся или призывающие их к противоправным действиям,

  • травля учащегося с использованием средств информационной среды иными учащимися ОУ или посторонними (кибербуллинг).

Для каждого из педагогических рисков ИОС приведем примеры угроз, которые могут привести к его возникновению.
Риск отмены конкретного учебного занятия
Под отменой конкретного учебного занятия, мы будем понимать, отмену конкретного урока в конкретном классе (например, математики во 2-а классе) или вынужденную замену данного урока на другой (например, замена математики уроком ИЗО).
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы:
Неработоспособность компьютерного или демонстрационного оборудования, необходимого для проведения конкретного урока. Это могут быть компьютер (ноутбук), стоящий в классе, мультимедийный проектор, интерактивная доска, а также школьный сервер, на котором находится необходимая для урока информация.
Неработоспособность локальной сети, которая приводит к невозможности использовать необходимую для урока информацию, расположенную на школьном сервере или в сети Интернет.
Отсутствие выхода из школьной локальной сети в Интернет, которое приводит к невозможности использовать необходимую для урока информацию.
Неработоспособность необходимого для проведения занятия программного обеспечения.
Стоит отметить, что когда мы говорим о рисках, нас меньше интересуют причины возникновения тех или иных угроз. В данном случае для нас имеет не столь существенное значения причина, по которой, например, во время конкретного урока отсутствует Интернет (это могут быть внутренние школьные проблемы с оборудованием, технические проблемы провайдера, или даже неоплата услуг провайдера) гораздо больше нас волнует последствие данного события. Хотя при высчитывании коэффициента реализуемости угрозы нас будет интересовать вероятность ее реализации.
Риск отмены ряда занятий по предмету или группе предметов в определенный временной интервал
Под отменой ряда занятий по предмету или группе предметов в определенный временной интервал мы будем понимать и отмену одного урока в трех-четырех классах, которые должны были идти параллельно, и отмену всех уроков по некоторым предметам в ОУ в течение дня (нескольких дней).
Конечно, при существующем уровне информатизации образования пока еще сложно представить такую сильную зависимость преподавания от информационных технологий. Но даже сейчас может сложиться ситуация, при которой при отсутствии работоспособного компьютерного оборудования невозможно будет в течение некоторого времени (от 1 дня до недели) осуществлять преподавание информатики в старших классах или предмета технологии в 8 классе, где раздел – черчение, часто преподается с помощью компьютерных графических средств.
К реализации рассматриваемого риска могут привести следующие угрозы:
Неработоспособность серверного оборудования, которое приводит к невозможности проводить занятия.
Неработоспособность локальной сети, которая приводит к невозможности использовать необходимую для урока информацию, расположенную на школьном сервере или в сети Интернет.
Неработоспособность необходимого для проведения занятия программного обеспечения.
Приведенные выше примеры не полностью исчерпывают ситуации, которые могут реально возникнуть. Надо отметить, что использование в образовательном процессе виртуальных лабораторий по физике и химии, лабораторий по робототехнике иных новых технических средств обучения все сильнее увеличивает зависимость учебного процесса от информационных технологий, а соответственно увеличивают вероятность возникновения рисков.
Риск ухудшение качества проведения учебного занятия
         Под ухудшением качества проведения учебного занятия в данном случае мы будем понимать несоответствие проведенного занятия запланированному, из-за проблем, связанных с полной или частичной невозможностью использования информационных технологий при проведении урока.
К реализации рассматриваемого риска могут привести следующие угрозы:
Неработоспособность компьютерного или демонстрационного оборудования, обычно используемого для проведения конкретного урока. Это могут быть компьютер (ноутбук), стоящий в классе, мультимедийный проектор, интерактивная доска, а также школьный сервер, на котором находится информация, используемая на уроке.
Неработоспособность локальной сети, которая приводит к невозможности использовать требуемую для урока информацию, расположенную на школьном сервере или в сети Интернет.
Отсутствие выхода из школьной локальной сети в Интернет, которое приводит к невозможности использовать требуемую для урока информацию.
Неработоспособность используемого для проведения занятия программного обеспечения.
Отличие данного риска от первого в том, что урок все-таки был проведен, и ученики получили требуемую информацию. Однако, за счет того, что учитель не смог воспользоваться ИТ-технологиями (или смог не в полном объеме), они получили информацию в меньшем объеме или менее наглядно или не смогли провести виртуальный эксперимент и т.п.
Необходимо отметить, что при существующем уровне внедрения ИТ-технологий в учебный процесс именно данный риск является самым распространенным. Большое число опытных учителей в настоящее время строят свои уроки так, чтобы в различных элементах урока использовать возможности компьютера. Естественно, что при возникающих технических проблемах они могут «вспомнить прошлое» и провести урок, не используя компьютерное оборудование, но этот урок окажется хуже. Надо помнить, что постепенно в школе приходит поколение учителей, не работавших без компьютеров (хотя их пока и немного) и для них подобная ситуация будет гораздо болезненней.
Риск проведение занятий в формате который не соответствует требованиям законодательства
Под проведением учебного занятия в формате несоответствующему требованию законодательства (прежде всего требованиям, прописанным во ФГОС) в данном случае мы будем понимать неиспользование на уроке ИТ-технологий в том объеме, которые прописаны в федеральных и региональных нормативных документах.
К реализации рассматриваемого риска могут привести следующие угрозы:
Неработоспособность компьютерного или демонстрационного оборудования, необходимого для проведения конкретного урока. Это могут быть компьютер (ноутбук), стоящий в классе, мультимедийный проектор, интерактивная доска, а также школьный сервер, на котором находится информация, используемая на уроке.
Неработоспособность используемого для проведения занятия программного обеспечения.
Отсутствие в классе требуемого оборудования
Недостаточная квалификация педагога
Важно отметить, что, как и в большинстве рисков данной группы, основные угрозы связаны с техническими проблемами – оборудованием, сетями, программным обеспечением. Но для данного риска появились и две других угрозы. Первая – отсутствие оборудования – реализуется при наличии финансовых или организационных сложностей конкретной школы, вторая обращает внимание на уровень квалификации педагогов.
Рассмотрим более подробно группу педагогических рисков, влияющих на оценивание результатов учащихся.
Искажение результатов учащихся после преднамеренного воздействия учащихся или иных лиц
Прежде всего, необходимо отметить, что угрозы, которые могут привести к реализации данного риска, являются преднамеренными. А значит, мы рассматриваем ситуацию, в которой нет место случайным отказам оборудования или программного обеспечения.
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Получение учащимися ответов с помощью сети Интернет во время проведения контроля знаний. Стоит отметить, что искажение может быть разнонаправленным. Так при проведении ЕГЭ по математике в 2013 году несколько сотен учащихся Санкт-Петербурга воспользовались опубликованными в Интернете ответами, часть из которых были неверные, что привело к получению большого числа неудовлетворительных оценок.
Использование чужих работ из имеющихся баз учебных материалов (плагиат при написании рефератов и исследовательских работ).
Изменение данных учащимися ответов, путем внесения изменений в базу ответов учащихся, с помощью компьютерного «взлома» баз данных.
Изменение данных учащимися ответов, путем внесения изменений в базу ответов учащихся, с помощью ответственных лиц, имеющих права доступа к использующимся информационным системам.
Изменение данных учащимися ответов, путем внесения изменений в базу ответов, вследствие халатности ответственных лиц, имеющих права доступа к использующимся информационным системам
Когда мы говорим о «списывании» с Интернета, мы, безусловно, сужаем круг мест, где учащийся может получить ответы. Но мы рассматриваем проблему списывания только с точки зрения воздействия на этот процесс информационной среды и наоборот воздействие списывания на информационную среду
Искажение результатов учащихся после непреднамеренного воздействия учащихся или иных лиц
Несмотря на схожесть с предыдущим риском в данных рисках существует главное отличие. Непреднамеренное воздействие влияет на результаты случайного учащегося (учащихся), что может привести к невозможности определения подобного события.
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Непреднамеренное изменение данных учащимися ответов при ручной обработке данных в информационной системе.
Непреднамеренное изменение данных учащимися ответов при автоматизированном заполнении базы данных (например, при сканировании бланков).
Оба рассмотренных выше риска, связаны с воздействиями на работы учащихся. Причем, воздействие на работу оказывается до оценивания и существенно влияет на данный процесс.
Искажение оценивания результатов после преднамеренного воздействия учащихся или иных лиц
В отличие от рассмотренных выше рисков, в данном случае воздействие оказывается не на работы учащихся, а уже на полученную оценку. Это с одной стороны проще (что плохо), а с другой легче выявляется.
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Изменение оценок учащихся, путем внесения изменений в базу оценок с помощью компьютерного «взлома» баз данных.
 Изменение оценок учащихся, путем внесения изменений в базу оценок, с помощью ответственных лиц, имеющих права доступа к использующимся информационным системам.
Изменение оценок учащихся, путем внесения изменений в базу оценок, вследствие халатности ответственных лиц, имеющих права доступа к использующимся информационным системам.
Искажение оценивания результатов из-за неправильной работы педагогических программных средств (ППС)
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Ошибки в алгоритме оценивания, реализованного в ППС.
В базе данных верным ответом назван неправильный ответ. Примером может являться случай, когда предложен тест с четырьмя ответами, из которых правильный является номер 3. При этом в базе правильным ответом указан номер 2. Подобная ошибка приведет к неверному оцениванию учащегося.
В ППС некорректно сформулирован вопрос. Возможен случай, когда при приведенной формулировке вопроса правильными могут быть несколько ответов или верным, является не тот ответ, который считается правильным разработчиками ППС.
Наиболее редко встречается первая угроза, но она же является и практически неустранимой на уровне образовательного учреждения. Поскольку менять базу вопросов, ОУ чаще всего имеет возможность, а вот воздействовать на алгоритм нет.
Искажение оценивания результатов по вине сбоя (отказа) аппаратно-программного обеспечения или после воздействия вредоносного программного обеспечения
Как видно из названия самого риска к его реализации могут привести следующие угрозы.
Искажение оценки по вине сбоя оборудования или программы. Чаще всего это происходит при использовании сетевых технологий, когда проверка результата происходит на сервере, а не на той машине, на которой выполнялась работа. Сервер может быть, как локальным, находящимся в учреждении, так и Web-сервером. Сбой оборудования, программы или сети приводит к неверному обмену данных между компьютером и сервером, а, следовательно, к неправильной оценке ученических результатов.
Искажение результатов после воздействия вредоносного программного обеспечения. Заражение вирусом может привести к частичному искажению полученных учащимися оценок.
Следующие два риска рассматривают ситуацию полной или частичной утери результатов оценивания. Несмотря на то, что полная потеря данных кажется более серьезной проблемой, надо отметить, что она легче диагностируется и применение грамотных организационно-технических мер может практически минимизировать ущерб от подобных рисков.
Полная или частичная утеря результатов учащихся по вине сбоя (отказа) аппаратно-программного обеспечения или после воздействия вредоносного программного обеспечения (компьютерные вирусы и т.п.)
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Отказ аппаратуры. Наиболее очевидным примером реализации подобной угрозы является неисправность жесткого диска компьютера, хранящего результаты учащихся. В этом случае утрата может быть полной, если восстановить данные не удалось, и не проводилась процедура бэкапирования данных, или частичной, в случае если данные были восстановлены не полностью.
Сбой компьютера или программного обеспечения. Под сбоем понимается кратковременная утеря неработоспособности, исчезающая при следующем запуске. Но даже в случае кратковременного сбоя, записи результатов, сделанные в текущем сеансе работы, могли не сохраниться.
Утеря результатов вследствие воздействия вредоносного программного обеспечения (вирусов) непреднамеренно оказавшегося на данном компьютере. Существует достаточно много вирусов, удаляющих файлы или портящих базу данных. Важно отметить, что в данном случае мы говорим о случайном «заражении» компьютера, а не о преднамеренной диверсии.
Все три угрозы часто встречаются на практике и должны быть учтены при разработке модели безопасной информационной среды.
Полная или частичная утеря результатов после преднамеренного воздействия учащихся или иных лиц.
Данный риск, очень похож на предыдущий, но мы рассматриваем его отдельно, поскольку должны отличаться методы защиты. К реализации данного риска могут привести следующие угрозы:
Преднамеренное уничтожение компьютера (или его части), на котором хранятся данные. Конечно, подобные «приемы» еще не очень распространены, но и отмахиваться от их возможности неразумно.
Кража компьютера (или его части), на котором хранятся данные. Интересно, что в данном случае присутствует преднамеренное воздействие, но оно, скорее всего, будет направленно не на кражу «данных», а просто на кражу компьютерной техники.
Полное или частичное уничтожение данных, непосредственно лицом, имеющим доступ к компьютеру, на котором хранятся данные. Доступ может быть, как через клавиатуру компьютера, так и через локальную сеть.
Полное или частичное уничтожение данных с помощью вредоносного программного обеспечения, специально внедренного в компьютер, на котором хранятся данные. В данном случае «вредитель» тоже должен иметь доступ к компьютеру или локальной сети, но в этом случае этот доступ будет более кратковременным и менее отслеживаемым.
Проанализировав всю вторую группу рисков можно отметить, что в данном случае угрозы связаны со следующими проблемами

  • Проблемы с оборудованием и программным обеспечением. Эта проблема присутствует, хотя и не так значительно, как в предыдущей группе рисков

  • Проблема с квалификацией персонала.

  • Проблема злонамеренного воздействия.

Интересно, что, когда мы рассматривали первую группу рисков, вопрос о злонамеренности не был актуальным. А во второй группе педагогических рисков, большая часть угроз основана на преднамеренных воздействиях.
Как было написано выше, третья группа педагогических рисков связана с непосредственным отрицательным влиянием элементов информационной среды на учащихся. Рассмотрим данные риски подробнее.
Доступ учащихся к информации, запрещенной законодательством
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Работа учащимися в сети Интернет на школьном компьютере, на котором не установлена (или не работает) система контентной фильтрации.
Работа учащимися в сети Интернет на школьном компьютере, на котором установлена (и работает) система контентной фильтрации, но она не в состоянии определить сайт, как ресурс содержащий вредоносный контент.
Выход учащихся в сеть интернет с помощью мобильных устройств (телефон, планшет), минуя школьную систему защиты.
Все три угрозы регулярно встречаются на практике и в настоящий момент, очевидно, что с помощью технических средств полностью устранить угрозы, ведущие к реализации данного риска невозможно. Речь может идти только о минимизации последствий при правильной реализации комплекса организационно-технических и педагогических мероприятий.
Доступ учащихся к информации, не запрещенной законодательством, но которая может нанести им вред
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Работа учащимися в сети Интернет на школьном компьютере, на котором не установлена(или не работает) система контентной фильтрации.
Работа учащимися в сети Интернет на школьном компьютере, на котором установлена(и работает) система контентной фильтрации, но она не в состоянии определить сайт, как ресурс, содержащий контент, не предназначенный для данной возрастной группы учащихся.
Выход учащихся в сеть интернет с помощью мобильных устройств (телефон, планшет), минуя школьную систему защиты.
Как и в предыдущем случае, проблема не решается техническими мерами. Отличие же двух рисков друг от друга в том, что часть сайтов может быть разрешена для учащихся старше 16 лет (9-11 классы), но запрещена для более молодых учеников. А в данной ситуации, особенно если занятия проходят в одном компьютерном классе (например, у 7-х и 11-хклассов), невозможно настроить систему контентной фильтрации более точно.
Общение через сеть Интернет с людьми, желающими оказать вредные воздействия на учащихся или призывающие их к противоправным действиям
К реализации данного риска могут привести следующие угрозы.
Работа учащимися в сети Интернет на школьном компьютере, на котором разрешен вход в социальные сети или иные ресурсы, имеющие форумы и чаты без контроля педагога или иного сотрудника ОУ.
Выход учащихся в социальные сети или иные ресурсы, имеющие форумы и чаты, минуя школьную систему защиты.
В отличие от предыдущих рисков данной группы, речь идет не о содержании, а о вопросах коммуникации через сеть Интернет. Автоматизировать процесс отслеживания сайтов, имеющих форумы, достаточно тяжело, поэтому в данном случае можно говорить только о человеко-машинной настройке систем контентной фильтрации и об организационно-педагогических мерах.
Травля учащегося с использованием средств информационной среды иными учащимися ОУ или посторонними (кибербуллинг)
К реализации данного риска может привести угроза возникновения конфликта в ученическом коллективе. В отличие от большинства остальных рисков информационной среды школы, для минимизации последствий реализации данного риска не существует технических решений. В данном случае имеет смысл говорить только о комплексе организационно-педагогических мероприятий и прежде всего о профилактической работе, включающей обучение школьников.
В целом если говорить о данной группе педагогических рисков, то ее особенностью является необходимость использования педагогических мер для минимизаций последствий.
Стоит отметить, что, когда мы говорим о рисках, нас интересуют не только причины возникновения тех или иных угроз, но и возможные последствия. Для минимизации возможных потерь имеет существенное значения не только причина, по которой, например, во время конкретного урока отсутствует Интернет (это могут быть внутренние школьные проблемы с оборудованием, технические проблемы провайдера, или даже неоплата услуг провайдера) но и последствия данного события.
 
Выводы
Таким образом, для риска отмены учебного занятия выбран набор угроз и для минимизации потерь, надо определить перечень мероприятий, которые, с одной стороны, позволят уменьшить вероятность возникновения риска, а с другой избежать отмены занятия, если, несмотря на все принятые меры, проблемы возникнут (например, будет отсутствовать Интернет).
Конечно, конкретные наборы рисков могут отличаться в зависимости от региона, особенностей учреждения, его уровня информатизации, но значительная часть рисков, а также общие подходы к созданию безопасной информационной среды ОУ будут одинаковы.

Литература 

  1. Чернобай Е.В. Современное понимание учебного процесса в информационно-образовательной среде// Справочник заместителя директора школы. 2013. №11. С. 69 -74.

  2. Шубинский М.И. Информационная безопасность школы//Вестник ОГУ. 2013. №1 С. 108-112.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  4. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»

  5. Шафеева Е.Ю., Шубинский М.И. Правила безопасного похода в Интернет // Ваш Петербург — город неравнодушных родителей. 2012. № 8. С. 26—28.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»