Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Самостоятельная работа учащихся как один из способов
формирования универсальных учебных действий
на уроках информатики

Ахматсафина Рузалия Ришатовна
«Умение учиться» или универсальные учебные действия (далее УУД) - способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию с помощью активного и сознательного присвоения нового социального опыта. К тому же это совокупность способов действия учащихся, которые обеспечивают их способность для самостоятельного усвоения новых умений и знаний, включая сюда и организацию этого процесса.
Одной из функции УУД является, обеспечение возможностей учащихся частично самостоятельно осуществлять свое обучение, устанавливать учебные цели, искать и использовать возможные средства и способы для их достижения, оценивать процесс и результаты своей деятельности, а так же этот процесс самостоятельно контролировать.
Занятия по информатике и ИКТ, а именно практические уроки имеют свою особую специфику: особым образом происходит планирование деятельности учащихся, она зависит не только от подбора дополнительных средств, причем обязательно правильных, но и от взаимодействия ученика и учителя во время занятия. Одним из основных условий конструирования учебного плана занятия считается реализация идеи самостоятельной работы ребенка в процессе обучения.
Рассмотрим особенности самостоятельной работы учащихся и ее организации на уроках по предмету «Информатика и ИКТ». По требованиям ФГОС, на начальном этапе занятия тема урока формулируется совместно учителем и учениками в виде определенной ситуации, предполагается ее практическая значимость (как пример, при изучении темы «Web-страницы и Web-сайты» в 8 классе, практическое значение будет сформулировано таким образом «Возможность создания Web-сайтов средствами HTML кода»). В результате чего целеполагание и мотивация исходит непосредственно от самого учащегося на основе того, какие опыт и знания у него имеются в данной ситуации, какие ключевые понятия были выделены, а так же связей между ними. Ученики разбивают данную формулировку темы на отдельные части, объясняя значение каждой из таких частей, каждого полученного понятия с точки зрения своих имеющихся знаний и жизненного опыта, формулируют результат изучения темы и ставят перед собой индивидуальную цель деятельности на занятии с помощью определенной структурной цели: я хочу получить знания ____, для того чтоб я смог(смогла) сделать ___. Всем известно, что целеполагание – это основная часть учебного занятия, в таком случае грамотная организация учебного процесса, умения получения выводного знания приводит к тому, что каждый из учащихся во время занятия ставит для себя вполне адекватные и выполнимые цели и задачи. Например, я хочу исследовать, изучить и познать возможности HTML кода, чтоб получить новые знания для решения конкретных актуальных для меня задач.
Если есть такая необходимость, то далее можно провести актуализацию знаний под руководством преподавателя, это нужно для выполнения основной части самостоятельной работы. Эта часть учебного занятия лежит в основе исследования новых ситуаций, понятий, возможностей их использования и методов работы с ними. Чаще всего данная часть работы, как правило, представлена в виде алгоритмов действий в инструкционно-технологической карте. Каждый из учащихся индивидуально, с определенным темпом изучает все типовые алгоритмы решения определенных задач по новой тематике (тех, что отображают все содержание материала или довольно близких к этому), выполняет практическую часть заданий на компьютере. В процессе выполнения работы учащийся анализирует эффективность и результативность применения алгоритмов по определенной схеме: перечисление объектов исследования, которые изучались; выделения основных операций, проводимых над объектами; установка порядка выполнения основных  операций над объектами; понимание средств, с помощью которых осуществлялись действия над объектами; получение результата, выявленного при выполнении операций. Полученными таким  образом алгоритмами действий может воспользоваться любой из учащихся с любым уровнем подготовки. Если же при работе ученика выявляются некие пробелы в умениях и знаниях или появляются затруднения, то производится процесс индивидуальной корректировки ошибок с участием учителя, и в итоге решение задачи приводится к верному результату.
Получается, что в процессе работы ученики попадают в условия самопланирования своей учебной деятельности на уроке, выбирают средства работы, индивидуальные темп и алгоритм выполнения работы. Самооценка и самоконтроль полученных и сформированных навыков и умений происходят с учетом имеющихся способностей, в ходе некоторого индивидуального алгоритма действий для выбранного контрольного задания.
Итогом учебного занятия становится обязательная рефлексия, осуществляемая не только на основе полученных вопросов выходного контроля, но и личностных ощущений учащегося (то, как ощущал себя каждый из учеников в ходе образовательного процесса), а так же с помощью самооценки своей деятельности на каждом из этапов, трудности задания, способов преодоления этих трудностей. В результате всего этого у ученика формируется определенный вывод согласно тому индивидуальному плану, который был самостоятельно составлен для достижения учебной цели.
В ходе такой структуры организации учебного занятия по предмету «Информатика и ИКТ» ученики учатся исследовать ситуацию и способы работы с ней, осваивают технологии, необходимые для решения разнообразных задач, учаться проектировать свои действия, а так же моделировать каждый из этапов этих действий в ходе решения задачи, определять формы представления конечной информации, ее отличие от изначально полученной. Учащиеся смогут реализовывать большинство из алгоритмов, применяемых для практического решения задач, приобретают регулятивные и коммуникативные навыки, осознают результаты своей практической деятельности.
Таким образом, правильно организованная самостоятельная деятельность дает возможность сформировать у школьников не только те способности, что приводят к осмыслению жизненных явлений, моделированию, анализу, системному действию и проектированию различных ситуаций, но и возможность постоянного индивидуального роста, приобретение новых знаний, умений и навыков, развивающееся стремление к самосовершенствованию, самооценке и саморазвитию, особой творческой самореализации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»