Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Хасанова Алла Анатольевна
Учитель географии ГБОУ СОШ № 18
с углубленным изучением математики
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Население России
Интерактивная презентация по географии
9 класс
Актуальность разработки презентации
Из всего многообразия программного обеспечения, созданного к настоящему време-ни, трудно найти такое приложение для организации и подачи материала на уроке, которое по своей популярности, универсальности, эффективности, простоте освоения и богатству средств могло бы превосходить редактор презентаций Microsoft Office PowerPoint. Это при-ложение – одно из самых широко используемых приложений в педагогической среде. Рос-сийские фестивали IT-активных педагогических работников показали, что подавляющее большинство работ, представленных на конкурс, было создано в среде MS PowerPoint или Flash. Более половины этих работ представляли собой тесты, для реализации которых был использован большой арсенал приёмов, доступных в этом приложении. Как выяснилось по итогам фестивалей, среди педагогов есть стремление использовать приложение MS Power-Point для создания тестов самой различной тематики с разнообразным наполнением, включая тексты, таблицы, формулы, звуки, изображения, анимацию и видеоролики [1,2].
Цель создания презентации:
Основной целью разработки презентации было создание интерактивного учебного ре-сурса, с помощью которого можно решать целый ряд учебно-методических задач:
1. Контроль знаний с использованием различных заданий с кратким или развер-нутым ответом;
2. Дифференцированная оценка каждого ответа с учетом его сложности при на-личии нескольких вариантов правильного ответа на этот вопрос;
3. Режим работы, в котором ученик может неоднократно корректировать ответ и сам блокирует дальнейшую корректировку, если сочтет ответ окончательным;
4. Возможность учителю накапливать баллы от ответа к ответу;
5. Возможность ученику проанализировать свои ошибки после окончания тести-рования с помощью справочных гиперссылок.
6. Возможность учителю редактировать тестовые задания для повторного кон-троля знаний с другим вариантом теста.
Результаты разработки
Для достижения поставленной цели были использованы средства среды Power Point и программные возможности языка программирования VBA. В работе [1] приведены реко-мендации по использованию надстроек для PowerPoint. В данной работе была использована надстройка «Макросы». Язык макросов VBA позволяет решить практически любую задачу, связанную с организацией тестирования и управлением им.
1. Контроль знаний с использованием различных заданий с кратким или развернутым ответом;
Для решения этой задачи использовались такие управляющие элементы как переклю-чатели и флажки. В тех случаях, когда вопрос требовал единственного краткого ответа, были использованы переключатели, например
Чтобы зафиксировать ответ, ученик должен нажать на кнопку «Ответ», которая после нажа-тия блокируется.
Нажатие на кнопку «Ответ», инициирует исполнение следующей программы на языке VBA:
Private Sub CommandButton1_Click()
If OptionButton2.Value And Not OptionButton1.Value And Not OptionButton3.Value And Not OptionButton4.Value Then
ball = ball + 1
Label1.Caption = Stroka2 + Str(ball)
Else
ball = ball - 1
Label1.Caption = Stroka3 + Str(ball)
End If
CommandButton1.Enabled = False
End Sub
Программа считает и суммирует полученные баллы, количество баллов за данный ответ за-висит от его сложности и устанавливается учителем.
Переключатели
2. Дифференцированная оценка каждого ответа с учетом его сложности при наличии нескольких вариантов правильного ответа на этот вопрос;
Если требуется краткий ответ, но возможно выбрать несколько правильных ответов, то в качестве управляющих элементов используются флажки, например:
В этом случае оба ответа: «Крайний Север», «Остров Сахалин» - правильные, т.е. сле-дует установить два флажка. По этой причине программа, инициируемая кнопкой «Ответ», имеет несколько иной вид:
Private Sub CommandButton1_Click()
If CheckBox5.Value And CheckBox6.Value And _
Not CheckBox1.Value And Not CheckBox2.Value And _
Not CheckBox3.Value And Not CheckBox4.Value Then
ball = ball + 2
Label1.Caption = Stroka2 + Str(ball)
Else
ball = ball - 1
Label1.Caption = Stroka3 + Str(ball)
End If
CommandButton1.Enabled = False
End Sub
Из текста программы видно, что количество баллов учитель может откорректировать прямо перед началом тестирования, учитывая как индивидуальность вопроса, так и индиви-дуальность ребенка.
Если требуется развернутый ответ, то в качестве управляющих элементов использу-
Флажки
ются текстовые окна. Текст программы имеет вид:
Private Sub CommandButton1_Click()
If TextBox1.Text = "Естественный прирост" Then
ball = ball + 1
Label1.Caption = Stroka2 + Str(ball)
Else
ball = ball - 1
Label1.Caption = Stroka3 + Str(ball)
End If
CommandButton1.Enabled = False
End Sub
3. Режим работы, в котором ученик может неоднократно корректировать
ответ и сам блокирует дальнейшую корректировку, если сочтет ответ
окончательным;
Последняя команда в вышеприведённых программах записана для того, чтобы окон-
чательный ответ на вопрос блокировал повторный ввод. На каждом слайде установлены таб-
лички с поясняющими надписями, содержание которых меняется в зависимости от состояния
кнопки «Ответ»:
До блокирования кнопки надпись имеет вид:
После блокирования кнопки надпись может иметь два варианта оценки ответа:
или:
4. Возможность учителю накапливать баллы от ответа к ответу;
Надпись показывает ученику суммарное количество баллов для данной стадии тести-
рования. Для этой цели использована глобальная переменная ball, которая хранится в неза-
висимом модуле
Module1:
Public ball As Integer
Public Stroka1 As String
Public Stroka2 As String
Public Stroka3 As String
Public fl1 As Boolean
5. Возможность ученику проанализировать свои ошибки после окончания
тестирования с помощью справочных гиперссылок.
Работа с презентацией начинается с выбора режима. Интерактивную презентацию
можно использовать в двух режимах:
Укажите названия районов и нажмите кнопку ОТВЕТ
Неправильно! Ваш балл = -1
Правильно! Ваш балл = 1
В режиме тестирования;
В режиме самоподготовки или в режиме исправления ошибок.
Выбрать режим можно с помощью флажка режима, расположенного на первом сайде
презентации.
В режиме тестирования флажок запрещает доступ к справочным гиперссылкам и пе-
реходам.
Работа с презентацией начинается с нажатия кнопки «Сброс», которая инициализиру-
ет все переменные, устанавливает поясняющие надписи, хранящиеся в глобальных перемен-
ных Module1. Если установлен режим тестирования, то все управляющие элементы, обеспе-
чивающие доступ к справочным гиперссылкам, закрыты шторкой «Доступа к справке нет»,
В противном случае эта шторка снимается и становится виден управляющий элемент с над-
писью «Справка». В качестве управляющих элементов использованы или кнопки или надпи-
си (ActiveX).
2. Какое место в мире по численности
населения занимает Россия?
Справка
Ответ
Выберите правильный ответ и нажмите кнопку ОТВЕТ
К справке
доступа нет!
Справочные гиперссылки, прикреплены к управляющим элементам «Справка». В
большинстве случаев, это гиперссылки на электронные образовательные ресурсы сети Ин-
тернет для географии. В некоторых случаях используются ссылки на Википедию или обра-
щение к поисковым системам, например, Google.com.
Справочные ссылки на термины и определения открываются непосредственно на
слайде. Если справочные данные имеют объемный вид таблицы или длинного теста, то
ссылки даются на адрес соответствующего файла. Например:
Флажок
6. Возможность учителю редактировать тестовые задания для повторного контроля знаний с другим вариантом теста.
В данной презентации учитель может корректировать как содержание вопросов, таки содержание макросов. Если тест выполнен с неудовлетворительной оценкой, то ученик дол-жен проанализировать свои ошибки с помощью справочных гиперссылок. В этом режиме кнопки «Ответ» заблокированы, т.е. он может посмотреть, но не исправить ошибки. Для ис-правления ошибок ему будет предложен другой, подобный по содержанию и по трудности, тест.
Чтобы не плодить большое число файлов презентации, учитель имеет список вопро-сов и соответствующих им оценок для 5-10 вариантов теста. В настоящее время редактиро-вание презентации выполняется вручную. Предполагается в рамках этой задачи разработать сервисную программу для ввода данных в презентацию.
В качестве перспективы развития можно разработать задания для учащихся с тем, чтобы каждый ученик разработал 1 слайд по данной тематике, включая Формулировку вопроса и ответа с оценкой; Иллюстративный материал; Управляющие элементы, макросы к ним; Справочные гиперссылки.
Заключение
Интерактивная презентация была опробована на уроках географии в 9 классе ГБОУ СОШ №18. Опробование показало, что данное направление работы весьма перспективно.
Список литературы
1. Комаровский А.Н.Расширение образовательных возможностей MS PowerPoint «Информатика» № 4 / 2011
2. Комаровский А.Н. Разработка шаблона для подготовки тестов в MS PowerPoint.»Информатика» № 20 / 2009.
3. http://www.alleng.ru/edu/geogr2.htm
4. http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»