Мастерская «Формы мышления. Алгебра высказываний»
Дорофеева Наталья Фёдоровна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Петергофская гимназия императора Александра II, учитель информатики.
Цель: создание условий для самореализации при решении логических задач.
Задачи:
- создать необходимые предпосылки для работы с научнопонятийным текстом;
- научиться строить алгебраические высказывания, используя логические операции;
-уметь реализовать логические операции и строить таблицы истинности с помощью программы Excel.
Средства, пособия, материалы: карточки с определениями, какие бывают формы мышления и что такое «алгебра высказываний», карточки с примерами; карточки с пояснениями к примерам и объяснением построения новых высказываний с помощью базовых логических операций; практические работы, подготовленные на листах, на построение таблиц истинности, которые реализуются в программе MSExcel.
Ход мастерской
Занятие 1.
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия: «Формы мышления. Алгебра высказываний». Она написана на доске.
Сегодня у нас урок-мастерская. Вы получаете задание, которое можете выполнять так, как его поняли. Неверно выполненных заданий не бывает, главное для нас попытаться его выполнить. При выступлении слушаем не только себя, но и других. Попробуйте, выполняя все задания - испытать чувство радости успешно проделанной работы. Вы можете отказаться предъявить результаты работы или от выступления, но при этом надо слушать других.
Задания в мастерской выполняются сначала индивидуально, затем в группе.
- Ребята, напишите фразу: ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ. Вслушайтесь, вдумайтесь в эти слова. Напишите звуковые, смысловые ассоциации; все, что приходит вам на ум, когда вы слышите фразу «формы мышления».
Давайте прочитаем, что у вас получилось.
- Если в ваших ассоциациях встречаются термины: ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ – подчеркните их.
- Из своих ассоциаций составьте предложение, «ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ – это……….».
- Участники мастерской объединяются в пары.
Раздаю каждому ученику карточки с определением, что представляют собой ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ. Дополните своё определение или измените его. Обсудите в группе, придите к единому мнению по этому вопросу.
- Вывешивание произведений учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.
- Учащиеся остаются в парах. Мастер раздает карточки с примерами и пояснением к ним. Ребята обсуждают в группе, совпало ли их видение вопроса с истинным, высказываются по этому поводу.
- Наше 1 занятие заканчивается. Хотелось бы услышать, комфортно ли вам работалось; что удалось, а может быть, не удалось, что мешало; с каким чувством вы уходите с мастерской.
Занятие 2.
Вступительное слово учителя.На первом занятии мы с вами давали объяснение, что же является формами мышления. На втором часе давайте познакомимся с другим новым для нас понятием АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ.
- Попрошу вас на компьютере внимательно посмотреть видеоряд: Древняя Греция, страны Древнего Востока (Индия, Китай), обратите ваше внимание на мыслителей того времени и их учения.
Вопросы ученикам: а) Скажите, пожалуйста, что объединяет эти картинки? (Участники мастерской высказываются по этому вопросу).
б) Запишите слова, которые у вас возникли при просмотре видеоряда.
2. Добавьте к своим словам, слова – ЛОГИКА, АЛГЕБРА, ВЫСКАЗЫВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ.
Объедините два слова: АЛГЕБРА и ВЫСКАЗЫВАНИЕ во фразу « Алгебра высказываний», запишите её на листе посередине - это ваша тема текста.
- Составьте небольшой текст, в который будет входить большинство терминов, о которых мы только что говорили.
- Участники мастерской объединяются в пары.
Обсуждают в группе свои тексты, приходят к единому мнению.
Раздаю каждому лист с моей лекцией. Прошу прочитать их внимательно.
5. Вывешивание произведений учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.
6. Прошу учащихся промаркировать мой текст, в следующем порядке: отметить знаком «+» - что они знают (им понравилось);
знаком «-» - не знаю;
знаком «?» - это хочу спросить.
С последнего маркера мастер опрашивает ребят: «Какой вопрос вы хотите мне задать?», «Что осталось для вас непонятным?», «Что понравилось?», «Что было удивительным?».
7. Даю ребятам практические работы на составление таблиц истинности с помощью базовых логических операций, используя программную среду MSExcel.
Спасибо всем за прекрасную работу. Вы все хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться.
Материалы к мастерской
Тексты на карточках.
А) Основными ФОРМАМИ МЫШЛЕНИЯ являются – ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ и УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Б) ПОНЯТИЕ.
Выделяет существенные признаки объекта, которые отличают его от других объектов. Объекты, объединенные понятием, образуют некоторое множество. Пример: понятие «компьютер» объединяет множество электронных устройств, которые предназначены для обработки информации и обладает монитором и клавиатурой.
Понятие имеет 2 стороны: содержание и объем. Чтобы раскрыть содержание понятия, следует найти признаки, необходимые и достаточные для выделения данного объекта из множества других. Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которые оно распространяется.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Своё понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений). Высказывания могут быть выражены не только с помощью естественных языков, но и с помощью формальных языков.
Об объектах можно судить верно или неверно, т.е. высказывание может быть истинным или ложным. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно не соответствует реальной действительности.
На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.
Пример: «Процессор является устройством обработки информации, и принтер является устройством печати» является составным, состоящим из двух простых.
Если истинность или ложность простых высказываний устанавливается в результате соглашения на основании здравого смысла; то истинность или ложность составных высказываний вычисляется с помощью использования алгебры высказываний.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Умозаключения позволяют на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать заключение, т.е. новое знание. Пример: геометрические доказательства.
- Лекция:
Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определить истинность или ложность составных высказываний, не вникая в их содержание.
В алгебре высказываний суждениям (простым высказываниям) ставятся в соответствие логические переменные (заглавные буквы лат. алфавита).
Пример.Два высказывания:
- «2*2=4»;
- «2*2=5»
Истинному высказыванию соответствует значение логической переменной- 1, а ложному-0. В нашем случае 1-е (A=1), а второе (B=0).
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые составные высказывания.
Для образования новых высказываний часто используют базовые логические операции, выражаемые словами «и», «или», «не».
Логическое умножение (конъюнкция).
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «и».
Составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения, истинно тогда и только тогда, когда истины входящие в него простые высказывания.
Операцию логического умножения принято обозначать: “^”, “&” или “*”.
Образуем составное высказывание F=A&B. Значение этой функции можно определить по таблице истинности:
A |
B |
F=A&B |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Логическое сложение (дизъюнкция).
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «или». Составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения, истинно только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний.
Принято обозначать: либо «ˇ», либо «+».
F=AˇB. Значение этой функции можно определить по таблице истинности:
A |
B |
F=AˇB |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Логическое отрицание (инверсия).
Присоединение частицы «не» к высказыванию. Логическое отрицание делает истинное высказывание ложным, и наоборот, ложное – истинным.
Принято обозначение Ā.
F= Ā. Значение этой функции можно определить по таблице истинности:
A |
F= Ā. |
0 |
1 |
1 |
0 |
Логическое следование (импликация).
Логическое следование образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если….., то…..».
Обозначение: «Если Aто B» - A->B.
Составное высказывание, образованное с помощью операции логического следования ложно тогда и только тогда, когда из истинной предпосылки(первого высказывания) следует ложный вывод(второе высказывание).
A |
B |
F=A->B |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
- Практические работы на составление таблиц истинности.
Карточка 1.
а) Из приведенных афоризмов Козьмы Пруткова высказываниями являются:
- Смотри в корень!
- Ветер есть дыхание природы.
- Нет адъютанта без аксельбанта.
- Почему сивый всегда завидует буланому?
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Усердие все превозмогает.
б)Составить таблицу истинности:
Карточка 2.
а) Из приведенных афоризмов Козьмы Пруткова высказываниями являются:
- Новые сапоги всегда жмут.
- Что есть хитрость?
- Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.
- Не все стриги, что растет.
- Никто не обнимет необъятного!
- Всегда держись начеку!
б)Составить таблицу истинности: