Использование информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) на уроках технологии
Макласова Евгения Ивановна
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС второго поколения, большое внимание уделяется формированию ключевых компетенций учащихся: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, владеть навыками использования информационных устройств, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя широкие возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся. Одной из главных задач образовательной области «Технология» является развитие инженерно-технологического, технического, проектно-технологического мышления. Технологическое мышление является связующим звеном между теоретическим и практическим типами мышления, проявляющийся как методологический инструмент разрешения проблем и решения задач, в процессе решения которых проявляется умение по созданию материальных ценностей через поиск различных вариантов альтернативных решений с последующим выбором рационально-оптимального. ИКТ открывают возможности для развития специфических качеств технологического мышления, необходимых для творческой деятельности: внимания, способности к умственным усилиям и поиску, альтернативности, гибкости мышления, фантазии, воображения, интуиции, способности к рефлексии и самоанализу, даёт возможность формирования умения анализировать ситуацию, прогнозировать и проектировать деятельность. Формирование технологического мышления школьника происходит именно на уроках технологии, потому что в основе своей предмет Технология имеет практико-ориентированную направленность, т.е. на его уроках дети учатся создавать конкретный готовый продукт.
Большую роль в процессе развития творческого потенциала и самовоспитания школьников играет такой метод обучения, как метод проектов. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Непременным условием проекта является его публичная защита - презентация. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт, проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Информационно-коммуникационные технологии помогают учителю в учебной деятельности и в процессе подготовки к урокам. На этапе конструирования учебного процесса, в зависимости от формы урока, учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение. Использование графических редакторов, электронных таблиц, мультимедийных презентаций, видеофильмов и др. дает возможность учителю при незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку, повысить интерес учащихся к изучению нового учебного материала. Использование на уроках различных тестирующих систем привлекательны как для учителя, так и для учащихся, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершению теста.
Использовать в качестве инструмента дистанционных технологий в учебно-воспитательном процессе рационально уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «В контакте» (www.vk.com). В социальных сетях удобно распространять электронные книги, пособия и дополнительные материалы, здесь можно выкладывать аудио- и видеофайлы с интересными фактами, отслеживать и контролировать ход выполнения учащимися творческих проектов, обсуждать спорные моменты, оказывать консультативную поддержку, размещать учебные задания для индивидуальной работы с учениками, не способными посещать уроки в связи с заболеванием или другими обстоятельствами, когда обучение переведено в дистанционный режим.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволит направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Список литературы:
Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов./ Брыксина О.Ф./; Информатика и образование, 2004г.
Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. Методическое пособие. /А.Ю.Уваров/; Бином, Лаборатория знаний, 2011г.
Практикум по интерактивным технологиям. Методическое пособие. /Павел Рабинович, Эммануил Баграмян/; ЛКИ, Бином, 2013г.