Методическая разработка системы мультимедийных уроков по информатике
Путешествие во времени
Полозова Юлия Евгеньевна
АннотацияМетодическая разработка будет полезна учителям информатики. В ней показано как можно организовать самостоятельную творческую исследовательскую деятельность учащихся на уроках информатики при изучении темы «Моделирование и формализация». Использование на уроках Web-сервисов не только значительно повышает у учащихся познавательную активность, но и позволяет им при помощи среды и инструментов сервисов на практике применить имеющиеся теоретические знания и навыки.
Предмет: информатика
Возраст учащихся (класс): 9 класс
Тема: «Моделирование и формализация»
Тип занятий: урок применения знаний и умений
Цель: Обеспечить деятельностное освоение учащимися навыков информационного моделирования посредством интеграции самостоятельной познавательной деятельности учащихся и информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- Обеспечить актуализацию знаний учащихся по темам «Моделирование и формализация», «Информационные процессы».
- Стимулировать развитие у учеников навыков поиска и систематизации информации.
- Способствовать формированию у школьников информационно-коммуникационных компетентностей и умений эффективно использовать современные информационные технологии.
- Содействовать созданию условий для развития творческих способностей, повышения познавательной активности учащихся.
- информационная компетенция;
- технологическая компетенция;
- учебно-познавательная компетенция.
В результате работы на уроке обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
- способность увязать учебные знания с собственным жизненным опытом.
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации информации и умение структурировать знания;
- умение проводить синтез информации как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение слушать, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра в группе;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и донести свою позицию до других;
- умение оформлять свою мысль и умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- формирование представления об истории развития вычислительной техники и средств хранения, передачи и обработки информации;
- формирование практических навыков создания информационных моделей;
- умение сравнивать данные из разных источников и оценивать их надежность.
Аппаратное обеспечение:
- Класс мультимедийных компьютеров с выходом в Интернет
- Видеопроектор, проекционный экран
- Сервис ТолВики – страница урока со ссылками для учащихся: http://goo.gl/PdK9Lu
- Сервис дидактических игр «LearningApps.org»: http://learningapps.org/
- Поисковые системы Yandex или Google: http://www.yandex.ru/ или https://www.google.ru/
- Сервис создания ленты времени Timetoast.com: http://www.timetoast.com/
- Текстовый и графический редактор
- Сервис PhotoPeach: http://photopeach.com/
- Сервисы Google: документы, формы, таблица
1 урок
1. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся. Деление класса на группы.
2. Актуализация опорных знаний. Викторины «Выбор направления путешествия».
3. Поиск информации в сети Интернет «Вехи времени».
4. Гимнастика для глаз.
5. Создание информационной модели «Путешествие в прошлое и настоящее».
6. Исследовательская работа «Взгляд в прекрасное далёко».
2 урок
1. Создание информационной модели «Взгляд в прекрасное далёко».
2. Динамичная пауза.
3. Создание информационной модели «Взгляд в прекрасное далёко» (продолжение).
3 урок
1. Создание информационной модели «Презентация информационного процесса».
2. Закрепление знаний. Викторина «Информационное моделирование».
3. Самоанализ работы учащихся и обсуждение получившихся информационных моделей.
4. Рефлексия «Впечатления путешественников».
5. Подведение итогов занятий.
Объяснения учителя перед этапами занятия:
Организационный момент
Я хочу зачитать вам цитату из книги Л.Талимонова «Путешествие во времени»:
«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верили в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»
Сегодня я предлагаю вам путешествие по реке Времени: из прошлого в настоящее и будущее.
Уже в древности человек столкнулся с необходимостью поиска, хранения, передачи и обработки информации. Вам предлагается путешествие по вехам развития информационных процессов.
Для того, чтобы более наглядно представить все события прошлого, настоящего и будущего, мы будем использовать различные информационные модели.
В этом путешествии вы продемонстрируете умения мыслить последовательно, строго и доказательно, покажите, готовы ли вы применить полученные на предыдущих уроках знания по теме «Информационное моделирование» на практике и раскроете свои творческие способности. Для работы на занятиях класс разделится на 6 групп.
Актуализация опорных знаний
Перед любым путешествием необходимо определиться с направлением. Существует три основных информационных процесса: хранение, передача и обработка информации. Предлагаю вам принять участие в играх-викторинах «Выбор направления путешествия», в которых вы продемонстрируете свои знания об информационных процессах. Вашим ориентиром в путешествии станет тот информационный процесс по которому вы наберете меньшее количество баллов при ответе на вопросы викторин.
Исследовательская и творческая работа учащихся
Время можно представить как Ленту событий. Первая информационная модель, которую вы создадите, так и называется «Лента времени». Для создания модели воспользуемся Web-сервисом Timetoast.
«Лента времени» - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Таким образом вы получите историю развития средств информационного процесса. События можно представлять в виде текста, картинки, звука или видео.
Для определения событий, связанных с исследуемым вами информационным процессом, воспользуйтесь поисковыми системами Интернета. В описание каждого события вставьте ссылку на ресурсы Интернет.
Анализируя свои Ленты времени вы можете обратить внимание, что в XX веке темпы событий ускорились так, как этого никогда не было в истории человечества, и мы стали всё чаще слышать предсказания о грядущим. Как же будет развиваться информационный мир в обозримом будущем? Вам предлагается заглянуть в будущее и предугадать его события. Мы не будем устраивать гадания. Предсказания должны основываться на анализе событий прошлого и настоящего. Пофантазируйте. И предложите средство (устройство) работы с информацией, которое будет создано в недалеком будущем (НЕ БОЛЕЕ 50 лет).
Вы знаете, что каждый объект или явление можно представить различными по виду моделями.
Вы уже создали информационную модель «Лента времени», отражающую динамику изменения информационного процесса во времени. Используя изображения, подобранные вами для иллюстрации событий в Ленте, у вас есть возможность легко и быстро трансформировать её в информационную модель «Презентация информационного процесса».
Закрепление знаний по теме «Информационное моделирование»
В течение трёх уроков вы создали три информационные модели. Проанализируйте характеристики созданных вами информационных моделей и определите к каким видам они относятся.
Для систематизации ваших знаний по теме «Моделирование и формализация» вам предлагается ответить на вопросы викторины.
Самоанализ и обсуждение работ учащихся
Вы проделали огромную исследовательскую работу. Предлагаю вам проанализировать полученные вами результаты, учитывая критерии оценивания работ. По результатам самоанализа через видеопроектор будет презентоваться лучшая работа.
Совместный просмотр лучшей работы учащихся с помощью видеопроектора. Коллективное обсуждение достоинств работы и допущенных ошибок.
Итоговое оценивание работ учащихся учитель проводит после урока. Работы оцениваются по опубликованным критериям, кроме того в своей оценке учитель учитывает объективность самооценки учащихся.
Работы учащихся открываются через таблицы Ответы Формы.
Рефлексия «Впечатления путешественников»
Мы проделали большое увлекательное путешествие. Предлагаю присесть, оглянуться назад, и сделать ревизию багажа, с которым путешествовали. Возможно, в процессе работы вы что-то получили, что стоит аккуратно сложить в свой «чемодан», и это пригодится в дальнейшей жизни. Возможно, вы столкнулись с тем, что тяготит вас, и хотите это выкинуть в «корзину».
Каждый учащийся кратко формулирует:
* что положит в свой «ЧЕМОДАН знаний и опыта», что готов забрать с собой, чтобы использовать в своей дальнейшей деятельности;
* что оказалось ненужным, неинтересным, бесполезным и что можно отправить в «МУСОРНУЮ КОРЗИНУ»;
* что оказалось интересным, но пока вы не готовы это использовать, что вам нужно еще додумать, доработать, «докрутить», и таким образом пока отправить в «КАМЕРУ ХРАНЕНИЯ».
Организационная структура занятия:
Этап урока | Время | Задание для учащихся | Ресурсы Интернета | Результат работы |
---|---|---|---|---|
1 урок | ||||
Организационный момент | 2 | Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся, деление класса на группы | Страница урока в ТолВики | |
Актуализация опорных знаний | 5 | Примите участие в викторинах «Выбор направления путешествия»: * передача информации http://LearningApps.org/watch?v=p9krzcxg501 * хранение информации http://LearningApps.org/watch?v=pcdq4y33a01 * обработка информации http://LearningApps.org/watch?v=pg69hosrt01 По количеству ошибок, допущенных вами в играх учитель определит ваше направление в «путешествии». |
http://learningapps.org/ | Определение пробелов в знаниях по теме «Информационные процессы» |
«Вехи во времени». Поиск информации в сети Интернет |
10 | ● Вспомните советы по поиску информации (https://goo.gl/I3i6MH). ● Определите ключевые слова, которые помогут вам найти информацию об информационном процессе. ● В строке поиска поисковой системы напишите запрос, в котором будут логично сочетаться ключевые слова и операции поиска. ● Если поисковая система выдала вам огромное количество найденных страниц, измените поисковый запрос, чтобы уменьшить диапазон поиска. ● Найти ресурсы, отражающие развитие информационного процесса. ● Запишите (сохраните в текстовом документе) события, связанные с информационными процессами и URL-адрес страницы-источника информации. |
Поисковые системы: http://www.yandex.ru/ или https://www.google.ru/ Google-форма |
Систематизация знаний по теме «Информационные процессы» |
Гимнастика для глаз | 2 | Отвлекитесь от своей работы и выполните упражнения для глаз с помощью плаката над доской. | Снятие напряжения с глаз | |
«Путешествие в прошлое и настоящее». Создание информационной модели |
15 |
|
http://www.timetoast.com/, Google-форма |
Построение модели «Лента времени» в сервисе Timetoast.com |
Исследовательская работа «Взгляд в прекрасное далёко» | 6 |
|
Разработка информационных моделей на бумаге | |
2 урок | ||||
«Взгляд в прекрасное далёко» Создание информационной модели |
23 |
|
Текстовый редактор Графический редактор |
Построение информационных моделей с помощью текстового и графического редакторов |
Динамичная пауза | 2 | Отвлекитесь от своей работы и выполните упражнения разминки вместе с «роботом». | Видео с www.youtube.com (https://youtu.be/5F1H16yXcGg) | Снятие напряжения |
«Взгляд в прекрасное далёко» Создание информационной модели (продолжение) |
15 |
|
GoogleДокумент http://www.timetoast.com/ |
Построение информационных моделей в сервисе GoogleДокумент |
3 урок | ||||
«Презентация информационного процесса». Создание информационной модели |
15 |
|
http://photopeach.com/ Google-форма |
Построение информационной модели в сервисе PhotoPeach |
Закрепление знаний по теме «Информационное моделирование». | 5 |
|
http://learningapps.org/ | Систематизация знаний учащихся по теме «Моделирование и формализация» |
Самоанализ работы учащихся и обсуждение получившихся информационных моделей. | 15 |
|
GoogleТаблица | Таблица самоанализа учащихся |
Рефлексия «Впечатления путешественников» | 3 |
|
GoogleФорма | Рефлексия учащихся «Впечатления путешественников» (https://goo.gl/p1FDDI) |
Подведение итогов урока | 2 | Д/з: стр. 11, задания №6 и №7. Информатика: Учебник для 9 класса./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. |
Критерии оценивания работ учащихся:
Информационная модель «Путешествие в прошлое и настоящее» (максимальный балл: 10 баллов)
- Лента времени содержит 10 и более событий – 5 баллов
- События систематизированы по времени (по годам) – 3 балла
- События прокомментированы (краткое объяснение) – 3 балла
- События имеют ссылки на источники – 2 балла
- Проведён аргументированный анализ направления развития средств информационных процессов – 5 баллов
- В вербальной модели проанализированы характеристики «Устройства будущего» – 5 баллов
- Создана графическая модель «Устройства будущего» – 3 балла
- Событие «Устройство будущего» отражено в Ленте времени – 1 балл
- В событии указана рабочая ссылка на документ – 1 балл
- Изображения отсортированы по времени протекания события – 1 балл
- Подписи к кадрам соответствуют изображению – 1 балл
- Презентация имеет музыкальное сопровождение – 1 балл
Ответы на вопросы викторин
Викторины-игры «Выбор направления путешествия»:
- передача информации
1) зеленый сигнал светофора
2) объяснение учителем нового материала
3) написать письмо другу
4) просмотр телепередачи
5) звонок родителям
6) шпаргалка для друга
Категория «Другие информационные процессы»
1) запись видеофильма
2) решение задачи
3) посмотреть в окно для определения идет ли дождь
4) запись рецепта в записную книжку
5) перевод текста с одного языка на другой
6) расследование преступления
- хранение информации
1. Хранение информации - это:
1) распространение новой информации, полученной в процессе познания:0
2) способ распространения информации во времени:1
3) предотвращение непредумышленного использования, изменения инф-ии:0
4) процесс создания распределенных компьютерных баз данных:0
2. Хранение информации невозможно без:
1) компьютера:0
2) библиотек, архивов:0
3) носителя информации:1
4) печатной продукции (книг, газет, фотографий):0
3. Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков, выступает:
1) камень:1
2) папирус:0
3) холст:0
4) бумага:0
4. Что является физическим носителем информации в ходе информационного процесса, происходящего в рамках события: "Лиса взяла след зайца":
1) концентрация молекул газа:1
2) концентрация молекул в растворе:0
3) звуковые волны:0
4) световые волны:0
5. Какой информационный процесс является хранением информации:
1) видеозапись школьного праздника:1
2) красный сигнал светофора:0
3) перевод текста с одного языка на другой:0
4) расследование преступления:0
- обработка информации
1) перевод с одного языка на другой
2) упорядочивание в хронологическом порядке
3) форматирование текста
4) упорядочивание в нумерологическом порядке
5) упорядочивание по алфавиту
6) написание диктанта
Группа 2 «Обработка с изменением содержания»
1) решение логических задач
2) решение математических задач
3) иллюстрирование текста
4) исправление грамматических ошибок
Викторина «Путешествие во времени»
(1 – правильный ответ, 0 – ответ неверный)
1. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример:
1) иерархической модели:0
2) табличной модели:1
3) графической модели:0
4) вербальной модели:0
5) сетевой модели:0
2. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана с использованием:
1) табличной модели:0
2) графической модели:0
3) иерархической модели:1
4) сетевой модели:0
5) вербальной модели:0
3. Модель - это:
1) фантастический образ реальной действительности:0
2) заменитель объекта, отражающий его характеристики:0
3) объекты и отношения, отражающие стороны изучаемого объекта:1
4) определенное описание изучаемого объекта:0
5) информация о несущественных свойствах объекта:0
4. Вербальная (текстовая) модель объекта, явления, процесса представляет собой:
1) предложения на диалекте естественного языка с описанием объекта:1
2) последовательность математических формул:0
3) описание структуры изучаемого объекта в терминах:0
4) базы данных, содержащие текстовую информацию об объекте:0
5) идеальная модель, выражаемая электрическими сигналами:0
5. Моделирование-это процесс:
1) замены реального объекта его образом:1
2) демонстрации моделей одежды в салоне мод:0
3) неформальной постановки конкретной задачи:0
4) замены реального объекта другим, отражающим его признаки:0
5) выявления существенных признаков рассматриваемого объекта:0
6. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
1) классный журнал:0
2) расписание уроков:1
3) список учащихся школы:0
4) перечень учебников:0
5) список наглядных учебных пособий:0
7. Географическую карту следует рассматривать как
1) иерархическую информационную модель:0
2) сетевую информационную модель:0
3) табличную информационную модель:0
4) вербальную модель:0
5) графическую информационную модель:1
8. В биологии классификацию представителей животного мира следует рассматривать как:
1) математическую модель:0
2) табличную модель:0
3) графическую модель:0
4) иерархическую модель:1
5) сетевую модель:0
9. Материальные модели отличаются от идеальных
1) большим соответствием изучаемому объекту:0
2) существованием вне человеческого сознания:1
3) правдоподобностью:0
4) красотой:0
5) актуальностью:0
10. К каким видам моделей относится Лента времени
1) знаковая модель:1
2) образная модель:1
3) материальная модель:0
4) динамическая модель:1
5) информационная модель:1
11. К каким видам относится модель «Устройство будущего»
1) образная модель:1
2) знаковая модель:1
3) статическая модель:1
4) динамическая модель:0
5) сетевая модель:0