Технологическая карта урока «Искусство» в 8 классе
Пейзаж как жанр живописи
Никольская С.Б.,
учитель МХК, русского языка
и литературы ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Педагогические цели урока:
1. Создать условия для прогнозирования темы и цели занятия.
2. Организовать работу по определению пейзажа как жанра и классификации пейзажа
3. Организовать работу в группах (на основе анализа картины учащиеся отвечают на вопрос: Почему художники обращаются к пейзажу?).
4.Активизировать учащихся на творческую работу на всех этапах урока.
5.Предоставить возможность высказывания при обсуждении вопросов темы.
6. Организовать проблемную ситуацию через обсуждение проблемного вопроса.
7. Организовать рефлексию учебной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Учащиеся формулируют тему и цели занятия.
2. Учащиеся знают определение пейзажа и виды пейзажа, умеют отнести картину к жанровой живописи.
3. Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять ее цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.
4. Учащиеся умеют высказать мнение на основе анализа произведения живописи.
5.Учащиеся свободно высказываются по содержанию обсуждаемой темы, делают выводы.
6.Учащиеся умеют формулировать своё мнение по заданной проблеме.
7. Учащиеся умеют оценивать свою работу и занятия в целом.
Методы обучения:
Ø частично – поисковый
Ø репродуктивный
Средства обучения:
Ø Мультимедийный проектор
Ø Компьютер
Организационные формы обучения:
Ø групповая;
Ø фронтальная.
Ø индивидуальная
Педагогические технологии:
Ø технология диалогового взаимодействия с элементами игровой технологии
План урока
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вводно -мотивационный |
||
1 |
Актуализация знаний |
|
1.2 |
Организация формулирования цели урока |
Формулирование цели Приложение 1 (картина «Паровоз» Лобко А.М.) |
Технологический этап |
||
2. |
Организация работы по определению пейзажа: 1. Учитель предлагает дать определение пейзажа. 2. Дает полное определение 3. Показывает картины и комментирует ответы. |
Своими словами определяют понятие. Записывают определение. Смотрят картины и анализируют, по каким признакам она относится к пейзажу, опираясь на определение, данное учителем. Приложение 2 (презентация к уроку) |
3. |
Организация работы по классификации пейзажа с точки зрения сюжета. |
Определяют виды пейзажей с точки зрения сюжета. Записывают в тетрадь. |
4. |
Организация планирования работы в группах, в т.ч. Определения сроков выполнения работ Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе |
Планируют работу в группе
Участвуют в обсуждении |
4.1 |
Организация работы в группах
|
Работают в группах Приложение 3 (раздаточный материал – таблица для анализа картины) |
4.2 |
Консультирование работы групп |
Работают в группах |
4.3 |
Организация публичного выступления |
Представляют результаты групповой работы |
4.4 |
Организация обсуждения проблемного вопроса. |
Высказывают аргументированно своё мнение по проблемному вопросу.
Участвуют в обсуждении |
Рефлексия |
||
5.1 |
Творческая работа в группах |
Создают словесный пейзаж, выражающий определённое настроение |
5.2 |
Подведение итогов деятельности учащихся на уроке
|
Участвуют в подведении итогов
|
5.3 |
Определение домашнего задания по выбору учащихся
|
Записывают домашнее задание |
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ И
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Учебные задания (УЗ) |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Постановка темы и цели занятия 1. Определите жанр картины Лобко А.М. «Паровоз» 2. Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке (о пейзажах) 4. Сформулируйте тему нашего урока (Пейзаж как жанр живописи)
|
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) Личностные(мотивация учения) |
На основе определения, данного учителем, проанализируйте картины с точки зрения принадлежности к жанру. «Пейзаж ли это и почему?» |
Познавательные: логические (анализ с целью выделения признаков, классификация объектов, подведение под понятие) |
Работа в группах Задание 1. Каждая группа получает картину, которую анализируют, заполняя таблицу. Задание 2. На основе таблицы составить аргументированный ответ на вопрос «Зачем художники обращаются именно к пейзажу?»
|
Коммуникативные:планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера). Регулятивные:планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий) Познавательные: общеучебные(поиск, выделение и структурирование информации) |
Презентация групповой работы Группа представляет свой ответ на вопрос, опираясь на анализируемую картину. |
Коммуникативные:умение с достаточной точностью выражать свои мысли Познавательные:общеучебные (произвольное и осознанное построение речевого высказывания) |
Обсуждение проблемного вопроса после работы в группах Может ли фотография заменить картину? |
Коммуникативные:планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера). |
Творческая работа в группах Каждая группа создает словесный пейзаж, выражающий определённое настроение |
Познавательные:действия постановки и решения проблемы (создание способов решения проблем творческого и поискового характера) |
Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке: Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок |
Регулятивные:оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Определение домашнего задания по выбору учащихся: 1. Создать презентацию «Мой любимый художник-пейзажист» 2. Написать сочинение «Мой любимый пейзаж в живописи» 3. Разработать макет пригласительного билета на выставку любимого художника-пейзажиста |
Личностные:самоопределение (мотивация учения) |