Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок искусства в 8 классе

Портрет в мировом искусстве на примере скульптуры Древней Греции

Гаврилова Елена Владимировнa
Цель: Знакомство учащихся с основными особенностями древнегреческой скульптуры
Задачи:
  1. Формирование знаний учащихся о древнегреческой скульптуре и ее представителях;
  2. Развитие памяти, устной и письменной речи, аналитического мышления учащихся;
  3. Воспитание интереса учащихся к культуре Древней Греции.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок - беседа
Оборудование: Презентация «Скульптура Древней Греции» (Мирон «Дискобол», Фидий «Афина Промахос», Поликлет «Дорифор», Скопас «Менада»),  план художественного анализа скульптурной композиции.
Ход урока:
Время
Содержание урока (речевая деятельность учителя и учеников)
Примечания по выполнению
3 мин
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
 
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями древнегреческой скульптуры.
Итак, открываем тетради, записываем число, и тему сегодняшнего урока.
В: Какие особенности древнегреческой культуры вы знаете?
О:
  1. Антропоцентризм – человек стоит в центре Вселенной;
  2. Мир греков – замкнутый, устроенный по принципу гармонии и порядка;
  3. Гармония тела и духа;
  4. Боги – имеют человеческий облик и поведение, находятся среди людей, участвуют в их жизни
 
Учитель: Хорошо, ребята. Необходимо отметить в первую очередь то, что мировоззрение древних греков ярко отразилось в скульптуре.
По ходу моего рассказа вам необходимо выписывать основные особенности скульптуры Древней Греции.
Запишите заголовок:
«Особенности древнегреческой скульптуры»
Учитель: Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством человеческого тела было так велико, что ни пейзаж, ни события реальной жизни не вдохновляли мастеров так, как показ обычного свободного человека.
Греческое искусство стремилось к человеческой мере во всем: его излюбленный образ – стройный юноша – атлет.
В: Кто такой Аполлон в греческой мифологии?
О: Аполлон – бог красоты, покровитель искусств, музыки
Учитель: Верно, не случайно, встречая красивого молодого человека, мы называем его Аполлоном.
Глядя на Аполлонов, мы понимаем, что не так важно, хотел ли художник изобразить действительно Аполлона, или атлета, или героя. Мастер изобразил Человека! Аполлон всегда молод – ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей: ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажен, его целомудренная нагота не нуждается в прикрытиях. Его тело пронизано готовностью к движениюлицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характераУсловная улыбка его – чуть приподнятые уголки рта – только возможность улыбки, намек на радость бытия.
Античное искусство не знало культа индивидуального, который возник в искусстве Нового времени.
Греческий идеал – это правильный, нежный овал лица, прямая линия носа продолжает линию лба, продолговатый разрез глубоко сидящих глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, круглый подбородок, волнистые волосы мягко и плотно облегают голову.
Немного больше энергии в складках губ – перед нами Афина. Больше мягкости в очертаниях щек, губы полуоткрыты, глаза затенены – перед нами чувственная Афродита.
Овал лица ближе к квадрату, шея толще, губы крупнее – это уже образ молодого атлета.
Но главная выразительность греческой скульптуры заключалась не столько в лице, сколько в движении тела. Глядя на античные статуи, мы не замечаем ни отбитых голов, ни рук: пластическая музыка говорит достаточно о многом.
Гармония и совершенство, являясь знаком божественности, и создает своеобразие греческой скульптуры.
Именно греки «разделяли» человеческое тело, решили, что оно прекрасно, и сделали красоту знаком божественности.
Такое понимание красоты было чуждо Древнему Востоку. От Древнего Египта до нас дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей.
В: Как изображались боги в Древнем Египте?
О: Человеческое тело с головой животного.
Учитель: Верно, и характеризовать их как прекрасные тела было бы не верным. В них выделено и привлекает другое: среди человеческих тел нередко можно встретить увенчанных головами шакала, кошки, ибиса, сокола и т.д. Греческие же тела не только внешне, но и внутренне очеловечены. В них присутствует своя душа – внутренний мир человека, его мироощущение и миропонимание. Эта душа воплощена в теле. Подобных душ в древнеегипетском искусстве нет.
Именно скульптура стала воплощением самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой.
Итак, проверим, какие особенности вы записали.
  1. Мера во всем;
  2. Излюбленный образ: стройный юноша-атлет;
  3. Всегда молодой;
  4. Всегда обнажен;
  5. Тело пронизано готовностью к движению;
  6. Лицо не выражает переживания, индивидуальных черт характера;
  7. Условная улыбка;
  8. Гармония и совершенство;
  9. Красота = божественность.
 
Учитель: Еще в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.
Запишите определение:
Курос – статуя обнаженного шагающего юноши.
Учитель: Статуя была образцом силы, доблести, физического здоровья.
Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.
Подстать куросам были безмятежные коры.
Кора – статуя юной девушки, задрапированная в длинную одежду, с устремленным вперед взором и полуулыбкой.
Учитель: Считалось, что коры вызывали у богинь – покровительниц храмов особую радость
Ученики записывают особенности скульптуры в тетрадь
 
Беседа учителя и учеников
Рассказ учителя
 
Ученики записывают особенности скульптуры в тетрадь
 
Ученики записывают определение Куроса в тетрадь
 
Рассказ учителя
 
Ученики записывают определение Коры в тетрадь
 
 
7 мин
+
9 мин
Учитель: Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Мирона, Фидия, Поликлета и Скопаса.
Запишите заголовок:
«Скульпторы Древней Греции»
Их творчество мы будем изучать в группах на основе анализа одной из работ каждого скульптора.
I группа: Мирон «Дискобол»
II группа: Фидий «Афина Промахос»
III группа: Поликлет «Дорифор»
IV группа: Скопас «Менада»
 
 
Работа по группам, работа с карточками:
7 мин
Учитель: На ваших столах лежит «План художественного анализа скульптурной композиции»  С его помощью мы с вами проанализируем скульптуру Мирона «Дискобол».
 
Учитель вместе с учениками анализирует скульптуру Мирона «Дискобол»
2 мин
Учитель: Как мировоззрение древних греков отразилось в скульптуре?
Домашнее задание – дать определение терминам: нимфа, муза, пан, Горгона, Елена.
Оценки за урок
Спасибо за работу, до свидания!
Подведение итогов урока
План художественного анализа скульптурной композиции
  1. Автор скульптуры, название, время создания.
  2. Определите, является ли скульптура частью архитектурного или скульптурного ансамбля (композиции) или это самостоятельное произведение.
  3. Размер скульптуры (монументальная, станковая, миниатюрная).
  4. Где располагается скульптура (храм, площадь, дом и т.д.)?
  5. Материал, из которого изготовлена скульптура?
  6. Определите жанр скульптурной композиции (портрет, исторический, бытовой, анималистический и т.д.).
  7. Объемное решение скульптуры (используются силуэтные формы или передача движения).
  8. Кто является главным героем скульптурной композиции? Опишите его внешний облик (одежду, особенности тела, черты лица).
  9. Какие цвета использует автор (если цвет задействован)?
  10. Сформулируйте ваше отношение к рассматриваемой скульптуре.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»