Внедрение интегрированных элективных курсов в современное
образование в рамках проектного обучения в школе.
Тематическое планирование
образование в рамках проектного обучения в школе.
Тематическое планирование
История России в изобразительном искусстве в 19 веке
Бушуева Екатерина Павловна
В современных общеобразовательных организациях имеется стремление расширять у учащихся горизонты знаний, представлений о мире. Однако, встает немаловажная проблема, а именно, как сложить пазл частей множества наук и учебных дисциплин в единую картину. На наш взгляд одно из решений такой проблемы лежит в введении во внеурочную деятельность детей, или дополнительное образование, интегрированных элективных курсов.Интегрированные курсы представляют собой учебные дисциплины, в которые входят две и более наук или отраслей современных знаний, при изучении которых делается уклон на межпредметные, межнаучные связи. В «Концепции модернизации российского образования» отмечено, что для достижения нового качества образования будет осуществляться углубление интеграционных и междисциплинарных программ.[1]
Так, в единый курс могут объединяться история и география, история и литература, биология, искусство ит.д. Конечно, можно говорить, что учитель и так должен делать акценты на родственных науках преподавая свой предмет, но ведь навряд ли преподаватель истории сможет на том же профессиональном уровне сделать обзор, ну, скажем, литературных произведений, в которых имеется отражение тех исторических событий о которых шла речь. Этим и ценны интегрированные элективные курсы, т.к. в их рамках предметники разных профилей должны объединиться. В этом случае, делая акцент на одной и той же научной проблеме, учащиеся получат действительно профессиональный взгляд на данные события.
Кроме прочего, хотелось бы выделить особое внимание проектному обучению учащихся, которое должно занять достойное место в интегрированных курсах. Ведь именно в проектах учащиеся могут соприкоснуться с "настоящей" наукой, так и хочется сказать "увидеть" её и "потрогать", потому как что есть проект, как не настоящее научное исследование?! А исследование на стыке наук еще более должно заинтересовать обучающихся. Ведь на данный проект можно будет смотреть совершенно с разных научных позиций, в следствии чего, по нашему мнению, в этом исследовании будет гораздо больше научной ценности и значимости.
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.[2] Проекты могут быть разнообразные в том числе творческие, но все таки основная цель проектного обучения - это сближение учебной дисциплины и науки непосредственно.
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.[3]
Одной из наиболее интересных комбинаций для интегрированных курсов, в рамках которых может быть выполнено немало научно-учебных проектов является объединение истории и изобразительного искусства. Как известно живопись может выступать и в качестве одного из видов исторических источников, уже не говоря как ценна данная отрасль искусства для культурологии. К счастью, в отечественном искусстве полно сюжетов на историческую, военную темы.
Искусство есть зеркало истории народа в художественных образах. Задача искусства – образное освоение действительности (в отличие от науки, которая отражает реальный мир в логических понятиях). Это предмет о связях, общих категориях, стилях, а если точнее о мировоззрении той или иной эпохи.
Чем меньше часов отводиться учителю, тем больше информации он торопится дать – метод метапредметного проекта история – искусство позволяет почувствовать, а может и пережить сопричастность, происходит создание не просто знаний, а событий, находящих отражение в каждом отдельно взятом ученике, происходит «… приобщение к тому, что на протяжении тысячелетий составляло духовный опыт человека и в специфической форме «высвечивало» эталон образа жизни для всего человечества». Происходит усвоение не отдельного предмета, а целого события на принципиально новом уровне, решаются актуальные проблемы, происходит не просто обучение, а САМОразвитие, САМОвоспитание, САМОобразование.
В данном курсе возможно будет проанализировать живопись. С точки зрения истории - насколько достоверно художник изобразил то или иное событие, установить являлся ли автор современником изображаемых событий, свидетелем этих событий или писал опираясь не на собственный опыт, а опыт предыдущих поколений, исторические источники. С точки зрения искусствоведения - насколько ярко, выразительно переданы чувства, эмоции, образы и персонажи, какой замысел вложил автор в данное произведение ит.д.
Этот курс пробудит огромный интерес у учащихся к самобытной отечественной культуре, который как правило не слишком велик в подростковом возрасте. Сегодня многие ученые, педагоги, политологи говорят о "культурном обеднении нации", внедрение таких курсов может быть одним из первых шагов к решению проблемы.
Предложенный нами интегрированный элективный курс рассчитан на учащихся 8, 10 классов общеобразовательных организаций (см. приложение). В ходе изучения истории России в XIX столетии - золотом веке русской культуры, огромное количество произведений искусства и исторических событий соответственно, изучается школьниками. Разумеется, это только один из возможных вариантов, т.к. целью данной статьи является подтолкнуть коллег на создание и внедрение чего-то подобного.
Сведения об авторах:
Е.П. Бушуева - учитель искусства, технологии и черчения ГБОУ Гимназия № 343 Невского района Санкт-Петербурга;
Е.П. Иванов - учитель истории и обществознания ГБОУ Гимназия № 343 Невского района Санкт-Петербурга;