План-конспект урока по ИЗО
Проблема самопожертвования на примере картин
из евангельского цикла русского художника Николая Ге
Гаврилова Елена Владимировна,
учитель ИЗО и черчения,
Санкт-Петербург
Вид урока: сотрудничество, развитие.
Тип урока: диалог, беседа.
Методы: эвристический, проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный, развивающие логическое и ассоциативное мышление, творческие способности, художественный вкус.
Цель урока: развитие диалогической культуры и способностей к восприятию художественного произведения через проблему самопожертвования.
Задачи урока:
1.Формирование навыков диалогического общения (между учениками, между учителем и учеником, между учеником и произведением, между эпохами - домашнее задание).
2.Развитие способностей к анализу.
3.Развитие творческих способностей.
4.Воспитание уважительного отношения к минувшему.
5.Развитие духовно-нравственных качеств личности.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимед. Проектор.
Наглядные пособия: репродукции картин Н.Н. Ге, А.А. Дейнеки.
План урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Диалогическое общение в сотрудничестве:
1.Постановка проблемы;
2.Что означает диалог;
3.Диалог: учитель-ученик (вопрос классу);
4.Диалог: учитель-произведение, ученик-произведение.
5.Моральное значение картин;
6.Заочная экскурсия;
7.Творческое задание (10 мин.),
8.Решение проблемы.
IV. Заключение.
V. Итоги.
VI. Домашнее задание.
VII. Самоанализ урока
Ход урока
1.Орг. момент. Приветствие.
2. Сообщение цели урока.
3. Диалогическое общение в сотрудничестве. Содержание урока.
1.“Начать сегодняшний урок хотелось бы с вопроса.: «Что такое самопожертвование?». Какой пример самопожертвования во имя других мы знаем? Самый главный в истории человечества пример самопожертвования – пример Иисуса Христа. А почему он это сделал? Вот так, дополняя друг друга, в течение урока мы и ответим на этот вопрос, решим проблему в диалоге и дискутируя.
2.ДИАЛОГ. (Записать на доске.) Что это, по-вашему? Итак, диалог-это две логики, например автора и зрителя, между зрителями, между эпохами…Мы говорим, что в художественном мире нет: “люблю”, “не люблю”, а есть: “понимаю”, “не понимаю”, поэтому: “принимаю” или “не принимаю”. Диалог- это значит не отвергать произведение, даже если оно кажется чуждым, не осмеивать ни его, ни чужого мнения, не судить только со своей точки зрения, а вступить в диалог. Значит, каждый выступает с авторским высказыванием, выражает свою авторскую мысль. Диалог-общение в сотрудничестве. Сотрудничество - совместный труд, когда трудятся все, а для этого труд должен быть разделен: я- вещаю, вы работаете умственно, а когда вы- вещаете, то я- анализирую и т.д.
3. В диалоге все должны высказаться. А как говорит искусство?( Искусство высказывается, пронизывая отношением художника к изображаемой в произведении идее.) С помощью чего говорит с нами художник?(ответы)
4. Сегодня мы рассмотрим творчество известного русского художника Н.Н.Ге (1831-1894). Как настоящий представитель академической школы, Ге написал много портретов и картин на исторические темы – одна из самых из них знаменитых –«Царь Петр допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Однако самой главной темой в его творчестве стала евангельская тема. «Пытался я, - говорит Ге, - взять просто человека: я увидел, что это мелочь. Кто же из живых, живущих людей может быть всем, просто идеалом?» Он хотел не просто писать о духовном поиске, а хотел дать зримый образ Иисуса – чрезвычайно сложная задача для художника. Например, другой русский художник Перов вообще считал невозможным живописать лик Христа, т.к. это может делать только иконописец после молитвы и покаяния. Первой картиной евангельского цикла стала «Тайная вечеря» (1863).
- изучение картины; дискуссия – почему уходит Иуда? (предположения учеников)
Главная особенность картины в том, что основной темой становится не предательство Иуды, а его путь к духовной гибели на фоне самопожертвования Иисуса.
Если стараться расположить картины серии «Страдания Христа» в хронологическом порядке, то за «Тайной вечерей» следует картина «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»(1888г.) С высокой, залитой лунным светом лестницы спускаются во тьму ученики. Закутанные в хитоны темные фигуры медленно уходят, и только Христос останется здесь совершенно один со своей скорбью о мире, людях и грядущих муках на кресте.
Следующая картина евангельского цикла – «Что есть истина?» (1889г.) Она буквально шокировала публику. –Почему так изображен Иисус? – Почему Пилат стоит к нам спиной?.(Продолжается диалог: учитель- ученик, ученик- ученик, ученик- произведение, учитель- произведение). Пилат – равнодушно относящийся к религиозным делам и распрям иудеев римлянин, его вопрос задан не для того, чтобы получить на него ответ; он стоит к зрителю спиной и , бросив фразу, тут же удаляется. Реализм картины в том, что Понтий Пилат вряд ли бы мог снизойти до разговора с иудейским оборванцем, оборванным и взъерошенным. Вопросы:
- Почему публика не приняла новый образ Христа? (предположения учащихся)
-Если бы мы не знали названия картины, узнали бы мы Иисуса?
- Зачем Ге именно так изобразил Христа?
Большинство людей, воспитанных на традиционных, церковных образах Христа не могло и не хотело видеть в Боге человека. Ге творит исходя из своих собственных убеждений. Он очеловечивает страдания Христа, тем самым показывая весь ужас Его жертвы во имя людей.
Следующая картина цикла – «Совесть» (1891)г. Вопросы:
- Почему Иуда повернут к нам спиной?
- Почему картина монохроматична? ( Безликий образ Иуды – символ отторгнутости от мира)
- В чем значение предательства Иуды? (Без предательства Иуды не было бы самопожертвования Христа).
Пятая картина евангельского цикла - «Суд Синедриона. «Повинен смерти» (1892г.) Толпа фарисеев подвергает злобным издевательствам Иисуса, в облике которого вновь нет ничего от Богочеловека. Несмотря на повергнутое в шок общество, Ге продолжает работу над «страстным циклом», и пишет картину «Голгофа» (1892)г. Об этой картине, оставшейся незаконченной, в принципе, можно говорить как о состоявшемся произведении. Если учитывать тягу художника в эти годы к эскизности, зигзагообразному мазку, то становится ясно, что «неоконченность» картины – своего рода прием, сообщающий замыслу повышенную выразительность. Своеобразный «акварельный» эффект масляной живописи в «Голгофе» осязаемо передает ужас заломившего руки Христа.
К последнему произведению своего цикла Ге приступил в 1883 году, но только через десять лет закончил картину «Распятие», переписав ее девятнадцать раз. Поражает воображение даже процесс работы над «Распятием». В мастерской Ге воздвигает настоящий крест, к которому на скрученных полотенцах подвешивается живой натурщик, а художник ловит момент страдания, в поисках «живой формы» образа. Возникает два варианта картины: Христос висит на кресте и Христос и разбойник распяты так, что ноги стоят на земле. Когда картину увидел президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович, то отвернулся от нее и произнес: «Это бойня».
Первый вариант картины находится в Париже, в музее д’Орсе, второй – утерян. Вопрос :
- Почему художник изобразил Христа вместе с разбойником?
(Ге изображает два одновременных события – смерть Христа как трагический катаклизм, апофеоз самопожертвования Сына Божия ради людей, и воскресение человека в раскаявшемся разбойнике, своего рода символическое возрождение только что умершего человека в этой некогда испорченной личности. Н.Н.Ге модернизирует традиционный библейский сюжет жертвы Иисуса в соответствии со своим взглядом на христианство – усложняет образ Христа до символа трагического очеловечения. Ге был не понят современниками, его попытки переосмысления христианства сближают его творчество с современностью. Мы можем провести параллели от события самопожертвования Христа например, с событиями Великой Отечественной войны, когда человек жертвовал собой ради жизни будущих поколений.
5.- Какие примеры самопожертвования в ВОВ мы можем привести? (Ответы учащихся)
- проиллюстрируем их примерами (картина «Оборона Севастополя» А.Дейнека) – современный пример самопожертвования. (Картина символизирует борьбу и самопожертвование советского народа в борьбе со злом через образ конкретного человека, как и в случае с жертвой Иисуса).
6.Сейчас мы совершим заочную экскурсию в Третьяковскую картинную галерею и Русский музей, где находятся картины, о которых мы сегодня говорили. (видеоряд), после чего выполним практическую работу, которая будет состоять в колористическом решении проблемы. Как, в каких красках мы видим облик Иисуса Христа? Какими мы видим его страдания, его любовь к людям? Каким цветовым пятном мы можем его изобразить? Мы не будем рисовать его как фигуру человека, я попрошу вас с помощью красок выразить свое впечатление, абстрактно, как цветовое пятно - нарисуем то, что почувствовали.
7.Выполнение небольшого творческого задания (в течение 10 минут).
8.Решение проблемы. На примере уведенных картин великого художника Н.Н.Ге мы поняли, что самопожертвование – это очень сложный духовный процесс. Мы увидели и проанализировали телесные страдания и душевные муки Христа, ставшие нам понятными благодаря гениальным живописным находкам художника. Мы поняли, что эта проблема не теряет актуальности на примере картины «Оборона Севастополя» А.А.Дейнеки, потому что в жизни в любой момент может сложиться ситуация, когда вам придется делать выбор – уйти, как Иуда в картине Ге, или встать на пути зла со связкой гранат
IV. Заключение. Сегодня мы выявили и разобрали проблему самопожертвования человека ради других на примере живописных произведений Н.Ге и А.Дейнеки. Сила высокого искусства заключается в том, чтобы заставить человека по-другому взглянуть на некоторые вещи, считавшиеся давно понятными и устоявшимися. Мы все с вами знали о том, что Иисус принял смерть на кресте ради спасения и надежды на воскресение. Своей смертью Он показал людям,что это – не конец. Потому что после смерти можно воскреснуть к новой жизни, что нужно жить надеждой и любить, ибо Бог есть любовь, и только она спасет нас от забвения и телесной и духовной гибели. Страсти христовы закончились, когда погребальный камень н утро был отвален, а внутри никого не было… И пришла Пасха.
V. Итоги.
Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности.
Спасибо за участие, за сотрудничество.
VI. Домашнее задание. Подготовить доклады о творчестве русских художников, писавших картины на библейские сюжеты.
VII. Самоанализ урока.