Работа над набросками и зарисовками
Михайлова Анна Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 257
Пушкинского района Санкт Петербурга.
Рисунок – основная дисциплина в процессе обучения реалистическому изображению действительности. В процессе обучения рисунку закрепляются навыки правдиво передавать видимые предметы и явления, характерные особенности их формы и пластические свойства, отрабатываются основы перспективы, понятия о светотеневых отношениях, основы пластической анатомии, постановка руки, постановка глаза. Но длительный рисунок не решает некоторых задач связанных с изображением движущейся натуры, в том числе в природе: облака, тучи, дым, волны, ветер. Решением этих задач являются наброски и зарисовки.
«Набросок – монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, чаще всего не зависящий от самого рисующего. А. О. Барщ» Набросок служит для быстрого фиксирования зрительных восприятий и впечатлений. При исполнении наброска для ускорения работы как правило используется минимальное количество графических средств. Обобщенное изображение предполагает его узнаваемость, без мелких деталей, только типичные его черты. Именно в наброске можно найти правильное размещение всей натуры, которое может быть использовано при дальнейшем долгом рисунке или живописи.
Наброски можно исполнить несколькими способами:
- Наброски от начала до конца с натуры.
- Наброски, начатые с натуры, законченные по памяти.
- Наброски, исполненные через некоторое время по памяти.
- Наброски, исполненные по личным впечатлениям и соответствующим собственным представлениям о мире.
- Наброски, исполненные с применением всех перечисленных методов.
- Наброски по воображению, т. е. воплощение своих собственных идей и замыслов.
Метод исполнения наброска выбирается в зависимости от количества времени, состояния натуры и места в котором исполняется набросок.
В итоге цель наброска – это фиксация итогов наблюдения. И даже если есть дополнительное время для наброска и натура остается неподвижной, то неполнота и обобщенность рисунка позволяет назвать изображение наброском. Необходимыми качествами для исполнения набросков являются быстрота наблюдения, сосредоточенность, умение не отвлекаясь на второстепенные детали схватить самую суть предмета.
Необходимым качеством для исполнения набросков по памяти и комбинированных является развитая способность к зрительному запоминанию даже увиденного мельком, а также знание анатомии. Например: движение человека в спорте, танце и т. д.. Набросок может служить проверкой закрепления знаний по анатомии, полученных в процессе обучения в учебных заведениях.
Комбинированные наброски незаменимы в процессе создания многофигурных композиций.
Наброски по воображению помогают правильно скомпоновать свою идею. Это очень обобщенные наброски помогают увидеть и сравнить различные варианты компоновки будущей картины, а также позволяют без труда вносить нужные изменения.
«Зарисовка – более полное, чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный рисунок. А. О. Барщ» Зарисовка с натуры является продолжением наброска, только с большим количеством деталей и является промежуточным вариантом между наброском и рисунком. Отличие наброска и зарисовки не столько во времени исполнения, сколько в их способах и целях. Зарисовки исполняются только с натуры и служат для уточнения деталей, которые невозможно запомнить или могут пригодиться в другой работе. В зарисовках можно отработать части целого изображения с разных ракурсов, либо мелкие детали целого.
Если в зарисовки уточняются какие-то детали композиции, уже отработанной в наброске, то такие зарисовки называются «направленными». В них закрепляются те детали, которые необходимы для будущей картины.
«Случайными», называются зарисовки, в которых изображается что-то просто понравившееся художнику.
Так как для исполнения зарисовки время почти не ограничивается, то анализ и наблюдение объекта является более полным и глубоким. Таким образом обучение наброску лучше начинать с зарисовок.