Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Тема:  Высокая печать – гравюра на картоне.

 

Содержание

1. Введение

2. Гравюра, как вид графики

2.1. Исторические сведения о гравюре

2.2. Место гравюры в программе изобразительного искусства

2.3. Этапы выполнения гравюры на картоне. Трудности и необходимые способы

3. Заключение

4. Список литературы

 

Введение.

Графика – это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.     Гравюра, как вид графики изучается на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах по всем основным программам в общеобразовательной школе. Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Как средство художественной педагогики, он разворачивает перед учителем широкие возможности. Воспитание будущего зрителя становится особенно эффективным в условиях практического знакомства с искусством печатной графики. Формирование творческой личности в процессе работы над эстампом происходит в особой творческой атмосфере. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. Эстамп расширяет возможности плодотворной самореализации учащихся. Гравюра - это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным. Гравюра – вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. Создание гравюры – это трудоёмкий и сложный процесс, гравёры  используют специальные  инструменты: резцы, иглы, а так же используют кислоты, что  конечно же является не безопасным для ребёнка, поэтому знакомство с творчеством художников-гравёров носит чаще всего теоретический характер. Гравюра на картоне позволяет познакомить учащихся с техникой выполнения гравюры, и может успешно применяться на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. В гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален, к тому же эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства, что делает работу интересной, захватывающей – это особенно важно для работы с детьми, где важно получить результат особенный, отличительный от результатов одноклассников. Сегодня, способ выполнения гравюры на картоне особенно актуален, так как является доступным и с точки зрения  материальных затрат и с точки зрения сложности исполнения. Применение эстампа на уроках, даёт возможность нестандартного решения творческих задач.

 

Целью данной работы является раскрытие методических возможностей графической техники гравюры на картоне в условиях современной школы.  Работа в технике гравюры на картоне позволяет решить образовательные и воспитательные задачи:                                                                                           1.изучение видов графики и способов выполнения гравюры на картоне.                  2.изучение исторических сведений о технике «гравюра».                                           3.освоение простейших приёмов гравюры на картоне и вариантов техники.            4.разработка  «Гравюры на картоне» и методика применения на уроках.                Новизна исследования. Впервые осуществлен анализ художественно-выразительного языка гравюры на картоне во взаимосвязи с технологией исполнения. Определено положение гравюры на картоне в системе видов эстампа. Обобщены сведения о художниках, работавших в гравюре на картоне. Рассмотрены и проанализированы этапы технологического исполнения гравюры на картоне. Выявлено значение гравюры на картоне как эффективного средства педагогического процесса. Исследованы возможности данной техники в развитии творческих способностей детей среднего школьного возраста, что позволило выявить развитие пространственно-колористических представлений. Определено положение гравюры на картоне в системе видов эстампа. Обобщены сведения о художниках, работавших в гравюре. Рассмотрены и проанализированы этапы технологического исполнения гравюры на картоне. Создание методического обеспечения к урокам: зрительный ряд, примеры шаблонов, подборка фонда детских работ, при выполнении портрета автор применяет выполнение упражнений с шаблонами на изображение эмоционального состояния.                                                       Выявлено значение гравюры на картоне как эффективного средства педагогического процесса. Исследованы возможности данной техники в развитии творческих способностей детей среднего школьного возраста, обычной общеобразовательной школы.

2.Гравюра как вид графики.

Настоящее время – время качественных перемен в обществе. В условиях социальной деструктивности процесс ломки и разрушения пока еще намного опережает своей активностью созидательный процесс. Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая поиск человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования, и, как следствие, возрастает ценность эстетического образования в России. В этой же ситуации ведущая роль в воспитании и образовании должна отводиться методикам и программам, ориентирующим педагогов на развитие в детях личностного творчески-созидательного отношения к действительности. У современных ученых-педагогов нет сомнений по поводу эстетического воспитания школьников средствами разных видов искусства. Это путь, позволяющий преображать жизнь по законам красоты: по словам В.А.Сухомлинского, «через красивое – к человеческому». В первую очередь необходимо развивать у ребенка универсальную человеческую способность к постижению прекрасного как основы гармонии жизни и искусства. Какие же методы, приемы и художественно-выразительные средства необходимо использовать педагогу для развития этой способности? Исследования психологов убеждают, что взаимодействие различных видов искусства, различной техники выполнения, в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию ребенка в отличие от разрозненных художественных впечатлений. Активные формы взаимодействия искусств способствуют пробуждению эмоциональной отзывчивости, расширению диапазона межхудожественных ассоциаций, что естественным образом усиливает интеллектуально-творческий потенциал личности. Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для творческой деятельности ребёнка.                                                                                                                      Слово “графика” происходит от греческого “графо” — “пишу, рисую”. Это — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

 

 

 

Графика делится на два вида:

1. единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.

2. печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Французское слово «estamper» означает «оттискивать» или «печатать», а эстамп это оттиск изображения на бумаге, один из видов графического искусства. Этот оттиск может быть сделан с дерева, камня, металла, линолеума, картона или другого материала, на котором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатную форму, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с неё отпечаток – эстампом. По способу создания печатной формы все виды эстампа можно разделить на три группы.

1. Высокая печать

2. Линейная печать

3. Глубокая печать

 

 

 

 

Слово «Гравюра» происходит от французского глагола «graver», что значит «вырезать на чём-либо».

1.Гравюра высокой печати. С поверхности доски с помощью особых резцов удаляются те места, которые на бумаге должны остаться белыми. Получается своеобразный выпуклый рисунок, на который наносится краска для печатания. К этой группе относится прежде всего гравюра на дереве (ксилография) и гравюра на линолеуме (линогравюра).                                             2. Гравюра глубокой печати. Рисунок получают путём процарапывания или травления гладкой поверхности «доски». В полученные углубления набивают краску, которая потом под большим давлением переходит на бумагу. Сюда относятся такие виды эстампа, как офорт, гравюра сухой иглой и другие способы гравирования по металлу.                                                        3. Гравюра плоской печати. Поверхность печатной формы  остаётся гладкой, но обрабатывается химически таким образом, что только нанесённый на неё рисунок способен воспринимать жирную краску. Поэтому при печатании на бумаге оттискивается лишь рисунок. Этот вид эстампа получил название литографии.                                                                                                             Большей частью гравюры печатают чёрной краской на белой бумаге, но существует и цветной эстамп. В этом случае для каждого цвета гравируют особую доску, на которую накатывают соответствующую краску, и затем последовательно делают оттиски с каждой из этих досок.  Благодаря такому способу создания эстампу присуще одно ценное качество, которое отличает его от всех других видов изобразительного искусства. Кисти В.А.Серова принадлежит знаменитая «Девочка с персиками», жемчужина русского искусства. Картина эта, как и вообще любое произведение живописи , неповторима, уникальна, и никакая копия или репродукция не в силах передать всё художественное совершенство оригинала, волнующую трепетность серовской живописи. Гравюры же – и в этом их особенности и преимущество перед живописью – могут существовать во множестве листов. Одну и ту же гравюру Дюрера, например, можно встретить во многих музеях и подчас даже не в единственном экземпляре.                                          Каждый лист эстампа повторим, потому что с одной доски можно сделать определённое количество равноценных оттисков. Если медная доска, гравированная сухой иглой, выдерживает десять-пятнадцать оттисков, то гравюра на дереве или линолеуме может дать несколько тысяч листов.          И любой из них – репродукция, подлинник , под которым художник вправе поставить подпись. Ведь подлинность гравюры, всех её многочисленных оттисков, определяется тем обстоятельством, что они сделаны с доски, гравированной самим художником, хранят живой и непосредственный отпечаток его творческой работы. То, что вы видите на станке и существует во множестве оттисков.

 

 

 

2.1.Исторические сведения о гравюре.

Гравюра, эстамп поистине самый массовый из всех видов изобразительного искусства. Он и зарождался как искусство, адресованное не узкому кругу знатоков и любителей, а всему народу. Когда в XV и XVI веках возникла потребность в искусстве для масс, в картинах, доступных широким кругам народа, повсюду в Европе начала бурно развиваться гравюра на дереве. Первые эстампы появились как замена дорогих картин, которые мог заказать живописцу лишь феодал или богатый горожанин. Среди гравюр этого времени встречается множество листов духовного содержания: изображение святых, сцены из Ветхого завета и Евангелия. Они расходились в больших количествах и, раскрашенные от руки, служили заменой икон. Их можно было встретить в хижине крестьянина и в доме городского ремесленника. Но кроме них, печаталось немало различных летучих листков, народных картинок нравоучительного, сатирического и политического характера. Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая гравюра - с ювелирным делом, офорт - с украшением оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в начале нашей эры в Китае (где гравюра упоминается с 6-7 вв., а первая датированная гравюра относится к 868 году), а в Европе в средние века. Первые европейские ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14-15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии, затем в этой технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли «блочные» («ксилографические») книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске. Около 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кельне, Майпце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. Немецкая и французская гравюра 15 века отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу 15 века два направления книжной гравюры сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл

 

интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трехмерности пространства и пластической монументальности фигур. Резцовая гравюра возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»). В 15 в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для немецкой гравюры виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героические и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам.  Дюрер - крупнейший художник немецкого Возрождения. Он учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486-89 - живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное влияние на Дюрера оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графической тонкостью и реалистическими раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490-94), типичны для немецкого искусства 15 века, сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494-95 и 1505-07) и Нидерландов (1520-21), усилило стремление Дюрера к научно обоснованным методам художественного познания мира. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Дюрера проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах. С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498)( Приложение № 1) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах "Большие страсти" (около 1497-1511), "Жизнь Марии" (около 1502-11) и "Малые страсти" (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых "мастерских" гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: "Всадник, смерть и дьявол" (1513)(Приложение № 2) - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в "Меланхолии" (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; "Св. Иероним" (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения ("Адам и Ева", гравюра на меди, 1504) (Приложение № 3). Дюрер представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.       Так в эпоху Крестьянской войны в Германии, в начале  XVI веке, получили широкое распространение гравированные листки, направленные против феодалов и католической церкви. Анонимные народные мастера, резавшие и печатавшие эти гравюры, впервые в истории превратили эстамп в боевое, агитационное искусство. Обыкновенно под гравированным изображением помещался поясняющий его текст, который вырезался на той же доске и печатался одновременно с ним. Это привело к созданию даже целых иллюстрированных книг, где текст не набирался подвижными буквами, а гравировался на деревянной доске. Гравюра на дереве использовалась и для выпуска игральных карт. Всё это говорит и том, что гравюра на дереве, а те времена сумела стать подлинно демократическим искусством, понятным и доступным народным массам. Её значение  ещё возросло с изобретением книгопечатания в середине  XV века. Теперь уже не нужно было утомительно долго вырезать на дереве длинные тексты – их можно было легко и быстро набрать подвижными литерами, изобретёнными Иоганном Гуттенбергом. Уже в течении XV века этим способом было отпечатано до сорока тысяч различных книг, и все они требовали иллюстраций.         Гравюра и здесь пришла на смену дорогостоящим миниатюрам, украшавшим рукописные книги. Гравюра на дереве, искусство печатное по своей природе, с этих пор прочно связала свою судьбу с полиграфией, с искусством книги. Доски, на которых гравировали книжные иллюстрации, стали делать по толщине равными высоте типографского набора, что позволяло печатать иллюстрации одновременно с текстом, « в один прогон».                                  С этого времени гравюра на дереве развивалась в двух смежных руслах. Одно из них – книжная графика, которая в силу своего тесного единства с искусством полиграфии приобрела, новые черты и художественные особенности и поэтому требует специального разговора, выходящего за рамки этой книги. В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии). В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»),( Приложение № 4), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором гравюры), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 веке Окумура Масанобу ввёл 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 века ведущую роль играли мастера пейзажной гравюры - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы,единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.                                                                        На рубеже 19 века Ф. Гойя (Испания)(Приложение № 5)  в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути гравюры, соединяя политическую сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагическим гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой гравюре на меди У. Блейка (Англия).( Приложение № 6). В 19 веке преобладала репродукционная торцовая гравюра на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России - Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций («политипажей») в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукционные гравюры резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Франции Ф. Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов - Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии, сколько многих живописцев, стремившихся шире распространять свои художественные идеи, а зачастую искавших способа запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т. Гравюра Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистического пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, американские художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. - М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19-20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители демократического реализма (проникнутые духом революционного протеста циклы К. Кольвиц в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнгвина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография - станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщенностью, экспрессивными контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой, построенной на ритмической игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в том числе цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для многих художников 20 в. напряжённая экспрессия, трагическая контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной гравюре с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция старинной народной гравюры (Х. Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 века приобретают богатство выразительных возможностей в изображении народной жизни, публицистическую страстность в пропаганде освободительных идей, в протесте против империалистического гнёта и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, китайские - Ли Хуа, Гу Юань, японские - Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных гравюрах и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных современных мастеров реалистической гравюры - Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), Х. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно гравюры на металле), вводятся новые материалы и технические способы гравюры.                                              Другое русло – станковая гравюра, получившая название эстампа. Таким образом, не всё, что выполнено в гравюрной технике, будь то ксилография, офорт или литография, представляет собой эстамп. Ведь таким же способом могут быть созданы и книжные иллюстрации. Однако в отличие от иллюстрации, место которой на страницах книги, листы эстампа, подобно полотнам живописцев, существуют сами по себе, как самостоятельные  станковые произведения графического искусства. Достоинства и преимущества эстампа всегда с особой полнотой раскрывались в моменты больших общественных потрясений, в годы суровых испытаний, выпадавших на долю народов. Быстрота, с которой можно создать литографию, гравюру на дереве, металле или линолеуме и получить большое число оттисков в самое действенное, подвижное искусство, тесно связанное с жизнью, с современностью. Отечественная война 1812 года получила много откликов в русском искусстве. Лев Толстой творит эпическое полотно «Войны и мир», Лермонтов пишет «Бородино», Чайковский создаёт увертюру «1812 год», Верещагин - серию  картин, Орловский – памятник Кутузову и Барклаю -де – Толли. Но все эти произведения создавались в то время, когда Отечественная война стала уже достоянием истории. Эстамп же идёт по горячим следам событий, нередко опережая их. Когда война была ещё в полном разгаре, В России стали появляться многочисленные сатирические листки, направленные  против завоевателей. ( Приложение № 7). Раскрашенные от руки, снабжённые остроумными, хлёсткими подписями, эти эстампы охотно раскупались народом. Они вызваны к жизни небывалым патриотическим подъёмом, охватившим в те годы всё русское общества. В 17 в. Гравюра на металле, подчас с реалистическими мотивами, распространилась в России.   С конца 17 в. развивался русский лубок. (Приложение №8). Гравюра 18 века характеризуется обилием репродукционных техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая гравюра.       Советская гравюра многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах - в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже, в портрете и тематической композиции. Её отличают богатство национальных школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистической идейности и социалистического реализма.   В XX веке, среди русских художников, начавших обновление гравюры на дереве, была А.П. Остроумова-Лебедева. Благодаря её усилиям русская ксилография вновь становится большим и самобытным искусством. В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели. Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения. Анна Остроумова родилась 5 мая 1871 года в семье Петра Остроумова, крупного гражданского чиновника Синода Русской православной церкви. Ещё будучи гимназисткой, она увлеклась рисованием и резьбой по дереву. Родители посчитали это странным, но занятиям препятствовать не стали. Одновременно с учёбой в гимназии ей разрешили посещать классы гравюры и живописи при Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Однако когда Анна решила полностью посвятить себя изобразительному искусству, то поддержки у родителей не нашла – это было не принято в их кругу. Тем не менее, ей удалось настоять на своём и в 1892 года она поступила в Императорскую Академию художеств. Позже она признавалась: «Я начала рисовать, потому что какая-то сила толкала меня начать рисовать. Работаю, потому что не могу не работать…». Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В.В. Матэ, П.П. Чистяков, К.А. Савицкий, И.Е. Репин. Именно по совету И.Е. Репина осенью 1898 года Остроумова отправилась в Париж, чтобы познакомится с новыми художественными идеями того времени. В Париже Анна Петровна выбрала своим наставником не французского, а американского художника Джеймса Уистлера, который пропагандировал красоту искусства как эталон повседневной жизни. А.П. Остроумова-Лебедева «Вид от Биржи»( Приложение № 9).В 1899 году Остроумова вернулась в Россию и стала членом художественного объединения «Мир искусства». В 1900 году она окончила обучение в Академии и получила звание «художник», представив на конкурс 14 гравюр. Именно тогда художница решила посвятить себя гравюре на дереве (ксилографии). Отчасти этот выбор был обусловлен проблемами со здоровьем: Остроумова не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Художница так писала про гравюру: ««Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения, немногословие … и благодаря этому сугубую остроту и выразительность. Ценю в деревянной гравюре беспощадную определенность ее линий… Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям». В то время в России не было мастеров, которые создавали бы цветную гравюру. Именно Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в нашей стране станковой гравюры на дереве и в особенности цветной гравюры как самостоятельного вида творчества. Интересно, что и сама художница понимала значение своей деятельности и без лишней скромности писала: «…гравюра в России с конца 19-го века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила я». Заслуга Остроумовой, конечно, заключается не только в том, что она стала первопроходцем в жанре гравюры в то время. Несомненно, что она обладала и большим мастерством, вкусом и талантом. Александр Николаевич Бенуа, который считал Остроумову «одной из самых цельных и типичных фигур» объединения «Мир искусства», так охарактеризовал работы Остроумовой-Лебедевой: «в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре.           Основной темой гравюр Остроумовой-Лебедевой был Петербург. Ее цветные и черно-белые гравюры — объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.) и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912г.) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920г.) - стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. Анна Петровна так написала о своей любви к Петербургу: «Когда я училась в Академии, мне приходилось каждый день делать большую дорогу домой через Неву, мимо великолепных зданий и памятников. С первых моих самостоятельных шагов как художника образ родного города был уже близок и ясен моему художественному восприятию. Я стала безудержно его изображать. Какая чарующая модель была передо мной!»Особое место в работах Анны Петровны отводится рекам и каналом Петербурга».(Приложение № 10). В 1905 году Остроумова вышла замуж за учёного-химика С.В.Лебедева. В ее жизни главным всегда оставалось искусство. Анна Петровна держалась в стороне от революционных событий. В 1918-1922 годах она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники. А когда после 1917-го года многие из ее друзей эмигрировали, она предпочла остаться в России. С 1924 и до самой своей смерти в мае 1955 года она прожила на Нижегородской улице, дом 10, кв. 4. В 1934-1935 годах Остроумова-Лебедева преподавала в Академии художеств. В Ленинграде сталинского периода она создавала образы социалистического города. И в то же время Петербург-Петроград-Ленинград Остроумовой-Лебедевой всегда предстаёт перед нами прекрасным и вечным городом, поднявшимся над обыденностью, возрождающим свои узнаваемые черты в любую эпоху. Во время Великой Отечественной войны Анна Петровна осталась в блокадном Ленинграде. Художница не переставала работать. Она записала: «Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы». В 1942 году Анна Петровна выполнила серию открыток «Открытые письма фронту». Одна из гравюр Остроумовой-Лебедевой была изображена на пригласительном билете при первом исполнении Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича. В годы блокады художница продолжала работать над образами города и над своими записями, и даже во время артобстрелов не спускалась в бомбоубежище, оборудовав кабинет в ванной комнате.(Приложение № 11). Несмотря на тяготы военного времени, которые ей пришлось пережить, художница писала: «Я очень счастлива, что родилась в Петербурге, и что вся моя жизнь прошла в нем…» В 1946 году ей присудили звание народного художника РСФСР, наградили орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За Оборону Ленинграда».                                                                                 Гравюра на линолеуме – младшая сестра ксилографии. Она появилась на рубеже XIX  и XX веков и особенно широкое развитие получила в наше время. Материалом для гравюры служит обыкновенный линолеум, такой, каким бывают полы. Техника гравирования на нём ничем существенным не отличается от ксилографической, однако самые свойства линолеума, легко узнаваемые в оттиске, позволяют обособить её в самостоятельную разновидность эстампа. Гравюра на картоне, как и гравюра на линолеуме, является гравюрой высокой печати. На доску, в этом качестве выступает лист  плотного картона, наклеиваются элементы композиции(элементами выступают геометрические фигуры из картона или из других, подручных, материалов которые могут быть использованы: кусочки кружев, тиснёной ткани и т.д.), которые и составят профиль доски. Доска покрывается краской и выполняется эстамп. Гравюра на картоне получила широкое применение во второй половине XX века.  Сегодня, способ выполнения  гравюры на картоне особенно актуален, так как является доступным и с точки зрения материальных затрат и с точки зрения сложности исполнения, поэтому его можно успешно применять на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Само понятие гравюры происходит от метода гравирования – вырезания рисунка на плотной поверхности. Изначально гравюра делалась на деревянной или металлической доске, с которой при помощи нанесения красочного слоя делались оттиски на бумаге. При изготовлении гравюры в картоне прорезаются ножом или иглой штрихи, а плоскость тона достигается различными способами, разрыхляющими картон. В итоге получается живописный мягкий оттиск с нечеткими или рваными штрихами и небольшими возможностями тиражирования.                                В России техника впервые была применена еще в 1930х годах художником К.Кузнецовым. Иван Александрович Кузнецов родился 23 мая 1908 года в деревне Монетово Вохомского района Костромской области (ранее эта деревня относилась к Вологодской губернии). Он был двенадцатым ребёнком в семье. Мальчик горячо любил еловые леса своего края, с интересом наблюдал за всяким лесным зверьем. И на любом найденном клочке бумаги, на любой стенке пытался изобразить то, что жило в его памяти и воображении. Как-то разрисовал солдатиками унылый забор перед своей избой. За это отец его крепко побил и заставил закрасить все рисунки густой серой краской. После окончания в селе Вохма школы крестьянской молодежи Иван решил осуществить свою самую заветную мечту — уехать учиться дальше. Он нанимается табельщиком на лесосплаве по Ветлуге и Волге. Заработанные деньги позволили добраться до Ленинграда, но там не удалось никуда поступить. Потом он попал в Москву. В столице бродяжничал, рисовал «с натуры» по пивным и ночлежкам. Случайно встреченный им журналист « Крестьянской газеты» увидел его рисунки и решил пристроить парня в свою газету. Поначалу Иван только наклеивал марки и писал на бандеролях адреса подписчиков в экспедиционном отделе газеты, потом его переводят в отдел селькоров. Некоторые заметки он сопровождает своими рисунками. Они нравятся редакции и она обращается к Наркому просвещения А.В.Луначарскому с просьбой определить способного молодого человека в художественное учебное заведение. Так Кузнецов попадает на Московский рабфак искусств при Вхутемасе. В это время там преподавали замечательные художники Н.Н.Купреянов и Ф.М.Шемякин. Окончив рабфак, Иван Кузнецов с 1930 по 1935 год учится в Полиграфическом институте , основанном на базе Вхутемаса. Здесь его учителями становятся В.А.Фаворский, С.В.Герасимов, М.С.Родионов, К.Н.Истомин. Особенно большое влияние на становление молодого художника оказывает В.А.Фаворский. Дружба учителя и ученика продолжалась до конца жизни  Владимира Андреевича, достижения","Юный натуралист". Некоторое время становятся В.А.Фаворский, С.В.Герасимов, М.С.Родионов, К.Н.Истомин. Особенно большое влияние на становление молодого художника оказывает В.А.Фаворский. Дружба учителя и ученика продолжалась до конца жизни Владимира Андреевича. Еще во время учебы И.А.Кузнецов помещает свои рисунки в журналы "30 дней", "Наши изданные достижения", "Пионер". В тридцатые годы появляются первые книги, оформленные Иваном Кузнецовым. Среди них "Мы с приятелем", "А что у вас?" С.Михалкова, "Собака и кот" О.Туманяна . Эти и другие издания были выпущены Детгизом. Кузнецов попал в это издательство в пору его становления. Именно Детгизом (ныне издательство "Детская литература") выпущено большинство книг с его иллюстрациями. В годы войны И.Кузнецова, уволенного из армии по болезни, направляют на танковые заводы Челябинска и Нижнего Тагила, где он работает художником-конструктором по заданиям Министерства танковой промышленности. А потом продолжилась его кропотливая работа над книжной иллюстрацией. Самой большой любовью художника Ивана Кузнецова, можно сказать, его судьбой, стал удивительный мир сказки. В книгах с рисунками Ивана Кузнецова есть сказки разных народов. Готовясь к работе, он собирает огромный этнографический материал, тщательно изучает природу, быт, национальные особенности героев сказки. И, конечно, особенно близка была ему русская сказка. Здесь оживали образы природы и приметы быта, хорошо знакомые ему с малых лет. Тоненькие книжечки с его рисунками, такие, как "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".  С пятидесятых годов выходят иллюстрированные художником сборники сказок - "Гора самоцветов", "Русские народные сказки", "Волшебное кольцо", "Чудесная мельница", "Наши сказки". Среди оформленных Иваном Кузнецовым книг есть и стихи, и проза. С его рисунками вышли сочинения таких авторов, как Е.Благинина и С.Щипачев, К.Паустовский и А.Платонов, Л.Толстой и М.Горький. К особенно любимой художником сказочной тематике он обратился и в своих многим известных гравюрах на линолеуме. Это "Аленушка", "Чудесный ковер", "Летучий корабль", "Жар-птица", "Худой разум". Все послевоенные годы художник много ездил по России. Побывал на Каме, на Оке, на Байкале, у себя на родине в Вохме. Он снимал комнату в подмосковной Салтыковке и подолгу жил и работал там. Весной 1966 года ему удалось побывать в Италии. Отовсюду он привозил свои чудесные рисунки и акварели, главным образом, пейзажи. Будучи членом Московского союза художников, Иван Александрович участвовал во многих выставках графики в Москве и других городах. Его большая персональная выставка с успехом прошла в 1972 году в залах художественных мастерских на юго-западе столицы. За рубежом его иллюстрации выставлялись во Франции, Италии, Дании, Японии и Мексике. Оригиналы работ Ивана Кузнецова находятся в разных художественных музеях, в том числе в музее на его родине в Вохме, в галерее, в музее изобразительных искусств города Ирбит.( Приложение №12) Многие оригиналы работ и иллюстрированные им книги хранятся в семье художника, у его дочери. Все сказанное этим художником, будь то книжная графика, акварели, рисунки и линогравюры, проникнуто теплом и добротой. Его творчество близко и понятно всем - и детям, и взрослым.

 

2.2.Место гравюры в  программе изобразительного искусства. Сегодня, способ выполнения  гравюры на картоне особенно актуален, так как является доступным и с точки зрения материальных затрат и с точки зрения сложности исполнения, поэтому его можно успешно применять на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Применение эстампа на уроках, даёт возможность нестандартного решения творческих задач, развивает детскую фантазии, воображение. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно  определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил. Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Место графики ( гравюры) в программе изобразительного искусства    Краткий анализ по программам (5-7 классы).

 

 

Шпикалова Т.Я.

Неменский Б.М.

Кузин В.С.

5 кл.

 

9 часов

10 часов

10 часов

6 кл

.

10 часов

11 часов

10 часов

7 кл.

 

12 часов

12 часов

11 часов

 

Анализ программ по изобразительному искусству позволяет утверждать, что графика, а возможно  гравюра, занимает весомую часть, треть, от всей программы.Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками. В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, необходимо  разнообразить изобразительную деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.  Учащиеся, которые не чувствуют себя успешно на уроках изобразительного искусства нуждаются в особенном внимании, задачи которые необходимо перед ними ставить должны им быть по силам, поэтому использование не традиционной формы деятельности  на уроках,  так же как и в случае с одарёнными детьми, способствует развитию интереса у таких детей. Проведение таких уроков приводит к снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.Эстамп на картоне позволяет достичь успеха, в решении творческого замысла, детям разной степени способностей, что является мощным объединяющим фактором для классного коллектива, ведь именно такие разные дети учатся в обычном классе, обычной школы Независимо от  творческой задачи этапы для выполнения эстампа на картоне сохраняют последовательность.

2.3.Этапы выполнения гравюры на картоне. Трудности и необходимые способы. Гравюра на картоне сегодня используется преимущественно в процессе учебы на творческих занятиях общеобразовательных школ и школ эстетического воспитания. Объясняется это в первую очередь простой техники и безопасностью процесса гравировки по картону. Довольно простым получается в гравюре на картоне и создание оттисков, при этом художественная выразительность и своеобразие получаемых работ достаточно высоки. Технология процесса создания гравюрной доски из картона исключительно проста. На основу из картона по эскизу работы наклеиваются изображения из бумаги, картона или ткани в зеркальном отображении. Ткань позволяет добиться в готовом оттиске необычных эффектов. Для создания качественной гравюры необходимы точность и аккуратность – при тщательном приклеивании всех деталей нельзя допускать попадания на поверхность гравюрной доски клея, и одинаковая высота всех приклеиваемых деталей. Следующим этапом работы становится обработка и подготовка доски к печати. И здесь многое зависит от качества самого картона – мягкий он или плотный, рыхлый, как ложится на него краска. От толщины красочного слоя будет зависеть эффект, получаемый в готовом изображении при печати. Процедура печати осуществляется либо на станке, либо вручную при помощи резинового валика. Преимуществами гравюры на картоне являются легкость и простота исполнения, что делает ее незаменимой для учебного процесса в группах младшей и средней школы, относительным недостаткам можно назвать невозможность выполнить сложный рисунок и получение малого числа копий. Гравюра на картоне – особая графическая техника. По способу печати ее чаще относят к выпуклой гравюре. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего пользоваться твердым, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину; разрушать его иглой, ножом, наждачной бумагой; соскабливать и выжигать; делать сквозные прорезы; наклеивать апликационно  другие материалы и т.п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.

По технике исполнения гравюра на картоне сходна с ксилографией, но обладает особыми, присущими только ей свойствами. Если гравюра на дереве позволяет художнику получать большое количество одинаковых оттисков с одной печатной формы, то в гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск. В гравюре на картоне многое зависит от накатки краски при печати. Оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать бензином остаток краски. Чтобы сделать форму более стойкой, ее покрывают клеем или лаком. Но все равно этот вид высокой гравюры остается менее всего тиражным. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Проведение таких уроков приводит к снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.Эстамп на картоне позволяет достичь успеха, в решении творческого замысла, детям разной степени способностей, что является мощным объединяющим фактором для классного коллектива, ведь именно такие разные дети учатся в обычном классе, обычной школы Независимо от  творческой задачи этапы для выполнения эстампа на картоне сохраняют последовательность:                                                                                                 Этапы выполнения гравюры  на картоне:                                                                      а) знакомство с новым теоретическим материалом или продолжение освоения уже изученного. Например знакомство с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Понятие натюрморт, виды натюрмортов, творчество художников этого жанра и т.д

б) выполнение эскизов на заданную тему, разработка отдельных элементов для композиции натюрморта (эскиз вазы, цветок …)

в) изготовление элементов для композиции.  Использование шаблонов, подготовленных учителем. Из картона (тесненной поверхности: ткань, кружево, мятая бумага, природные материалы, например, листок и т.п.) вырезают необходимый силуэт или часть, элемент задуманного объекта.

г) изготовленные элементы составляются в композицию. На «доске» - плотном, ровном картоне необходимого для композиции размера собираются все элементы. Составляя композицию в единое целое происходит процесс – моделирования, что позволяет решать важные задачи – продолжение изучения законов композиции или знакомство с новыми. Передвигая элементы учащиеся могут составить, например, равновесную или ассиметричную, центровую или вертикальную и т.д. композицию. Моделирование позволяет быстро и наглядно найти оптимальный, самый верный вариант композиции, «увидеть» и оценить замысел ещё на этапе формирования работы и что самое важное, изменить композицию, в случае необходимости, просто легко передвинув какой либо элемент.

д) конечный результат композиции (натюрморта) закрепляется, методом приклеивания элементов на доске.

е) покрытие доски краской ( можно использовать губку или широкую кисть, в зависимости от размеров композиции).

ж) выполнение эстампа – оттиска, положив чистый лист сверху красочной стороны доски и прокатывают через «печатный станок».

з) можно выполнить несколько эстампов разной интенсивности, можно вручную подкрасить гравюру в соответствии со своим замыслом.

и) в завершении работы устраивается просмотр, примечательно, что проигрышных или провальных работ не бывает.

На уроках изобразительного искусства, выполняя графические задачи, техника гравюры на картоне является успешным решением.

Заключение. Подводя итоги проведенным в работе над курсовой исследованиям, посвященным гравюре на картоне и ее возможностям в художественной педагогике, автор  утверждает, что гравюра на картоне - особое явление как в художественно-педагогическом процессе, так и в эстампе. Интерес к эстампу в русле художественно-педагогического процесса обусловлен задачей воспитания будущих зрителей и художников. Использование в деятельности эмоционального и интеллектуального процессов, обязательное освоение технологического компонента выполнения, предполагаемые характером и условиями создания эстампа, их неразрывность ставит печатную графику в уникальное положение в сфере обучения. Одно из них — сотворчество - взаимопроникновение субъектного опыта учителя и ученика как неразрывный процесс в образовании приобретает особое значение, проявляясь в сотворчестве между художником и материалом так, как это происходит в эстампе. Эстамп позволяет взглянуть на сотворчество в русле художественной педагогики под особым углом. Анализ истории гравюры на картоне, опыта работы в ней художников доказал, что гравюра на картоне занимает особое место в системе печатной графики. Гравюра на картоне позволяет выполнять эстампы двух типов: высокой и глубокой печати, в одной работе могут совмещаться оба эти принципа печати. Техника дает возможность работы в черно-белой и цветной гравюре; позволяет использовать разнообразные выразительные средства. Художественно-выразительные возможности техники создают благоприятные условия для создания полноценных художественных произведений, позволяют решать проблему как графичности, так и живописности в эстампе. Техника, безусловно, обладает богатым творческим потенциалом, что подтвердилось и рассмотрением технологии выполнения гравюры на картоне. Наиболее важным для автора стало подтверждение положения о технологической доступности этой разновидности эстампа для работы с детьми в условиях различной материальной оснащенности. В процессе исследования автор выяснил, что занятия гравюрой на картоне углубляют знания учащихся об эстампе и расширяют их творческую реализацию. Опыт работы в данной технике развивает способность к анализу, видению результата заранее. Для анализа готовности печатной формы в высокой гравюре на картоне применим метод визуально-тактильного анализа. Этот факт имеет особое значение для школьников, так как развивает моторику рук, связывая его с процессом восприятия. Выполнение высокой гравюры на картоне предполагает формирование умения принимать самостоятельные решения и самостоятельно же выбирать способы и средства реализации задуманного. Это создает ситуацию вариативности обучения, позволяя ребенку самостоятельно делать выбор, а значит, способствует индивидуализации развития школьника. Наиболее интересным для автора является специфика выполнения высокой цветной гравюры на картоне. Как показало исследование, для выполнения такой гравюры необходимо аналитико-синтетическое объемно-пространственное мышление. В соединении с регулярным решением задач, связанных с цветом, его восприятием в натуре и воплощением в гравюре развиваются пространственно-колористические представления учащихся. Добиться развития таких способностей позволяют длительные занятия гравюрой на картоне, а также знание технологии выполнения печатной техники. Все этапы, сопровождающие выполнение гравюры на картоне, имеют определенные временные рамки, в целом весь процесс неизбежно сопровождается конечным результатом. Таким образом, выполнение гравюры на картоне можно расценивать как результативный творческий процесс. Именно занятия гравюрой на картоне позволяют решить проблему способности к созданию завершенного произведения и связанную с ней проблему уверенности в своих силах - важные задачи в художественно-педагогическом процессе. В результате занятий гравюрой на картоне происходит интегрирование полученных знаний в другие области учебного процесса, вырабатывается целостное его восприятие учащимся. Таким образом, профессиональный и в то же время доступный для практического изучения школьниками эстамп, каким является гравюра на картоне, способен стать одним из важнейших компонентов процесса обучения. Все высказанные положения были подтверждены в ходе эксперимента. Особенности его проведения в разновозрастной группе вызвали необходимость разработки гибкой структуры как основного, так и подготовительного этапов выполнения гравюры на картоне. В процессе практической работа автором была выработана определенная последовательность занятий, которая корректировалась относительно возраста учащегося, сложность задачи. В результате работы учащиеся были практически ознакомлены с высокой, черно-белой и цветной гравюрой на картоне, разнообразными способами работы в технике. Автор считает, что занятия высокой гравюрой на картоне учащихся среднего школьного возраста являются наиболее эффективными. Оценка работ учащихся показала, что у ребят развилось чувство гравюры, которое можно назвать мышлением в материале, на основе собственного творческого опыта выработалось понимание искусства. Регулярные занятия гравюрой на картоне приводят к существенному улучшению результатов при выполнении работ,(Приложение № 18) они повышают уровень ответственности к занятиям, творческого подхода при решении задач. Исследовательская и практическая работа над курсовой была увлекательной и плодотворной.

 

Список литературы.

 

1. Абаева И. Прикосновение к творчеству.// Юный художник. - 2000. - №12. — С.32-33.

2. Абаева И. Эскизы к методике ДШИ №12 СТАРТ.// Юный художник. -2000. №8. -С.37-.

3. Азаркович А. Современность эстампа.По мат-лам VI Всесоюзной выставки эстампа. Москва, 1981.// Творчество. 1982. - №7 - С.8-13.

4. Азаркович В. Эстамп Латвии.// Творчество. — 1982. №1 — СЛ 0-14

5. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1976.-304с., ил.

6. Алейников A.A. О Михаиле Семеновиче Родионове. Из воспоминаний.// Панорама искусств. Сб. ст. Сост. М. Зиновьев. — М.: Советский художник, 1989.-С. 226-240.

8. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М., 1968. - 286с.

9. З.Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся школ.//Советская педагогика. -1988.-№12. С. 43-

10. Бармаш О. Разнообразные средства и технологии.// Юный художник. -2000.-№9.-С. 34-

11. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -64с.

12. Бернштейн Б.М. Эстонская графика. М.: Советский художник, 1970. -272с., ил.

13. Богачкина Л.Г., Богачкин Б.М. Линогравюра в школе: Из опыта работы. -М.: Просвещение. 1983. 80с., ил.

14. Борзова В.А., Борзов A.A. Развитие творческих способностей у детей. — Самара: Самарский дом печати, 1994. 316с.

15. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе.: Межвузовский сборник научных трудов./ЛГПИ им. А.И. Герцена Ред. колл. H.A. Яковлева и др. -Л.: ЛГПИ, 1989. 155с.

16. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства; ВНИИ искусствознания. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 283с.

17. Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963). Станковая и книжная графика. Каталог выставки. ГРМ, С-Пб: 1994. — 120с., ил.31 .Владыкин И. Гравюра на картоне.// Художник. 1967. - №2 - С.53-54.

18. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. 136с.

19. Волков И.П. Художественная студия в школе. — М.: Просвещение. 1993. — 127с., ил.

20. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. — 263с.

21. Волков H.H. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1965. — 214с, ил.

22. Всесоюзная выставка эстампа. Каталог. Союз художников СССР, ГРМ, Ленинградский союз советских художников. Л., 1958. — 108с.

23. Всесоюзная выставка эстампа, 2-я. Каталог. Вступительная статья Ю. Халаминского. — Киев — Москва, 1962. 77с., ил.

24. Всесоюзная выставка эстампа, 4-я. Москва, 1971. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Каталог. — М.: Советский художник, 1971. 39.с., ил.

25. Всесоюзная выставка эстампа, 5-я. Москва, 1975. Каталог. М.: Советский художник, 1975. — 54 (8) е., ил.

26. Герчук Ю. Эстампы для всех.//Творчество. 1972. - №5 — С.9-10.

27. Герштейн Ю. Вырезная гравюра.//Художник. 1963. - №6 - С.49-52.

28. Герштейн Ю. Гравюра на бумажных формах. // Художник. 1962. - №6 -С.56-58.

29. Герштейн Ю. Новые виды гравюры. // Искусство. 1958. - №10 - С.47-48.

30. Герштейн Ю.И. Новые виды гравюры. -М.: Искусство, 1959. -73с., ил.

31. Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. М.-Пг.: ГИЗ, 1923.-219с.

32.Гончаров А.Д. Об искусстве графики. М.: "Молодая гвардия", 1960. -83с., ил.

33. Государственный Русский музей. Гравюра и литография XVII начала XX века. Новые поступления. Каталог выставки. — Ленинград, 1989. — 80с.

34. Гравюры и литографии советских художников.: Альбом./ Авт.- сост. В.Н. Докучаева. М.: Советский художник, 1975. - (8) е., 50 ил.

35. Графика на уроках изобразительного искусства. В кн. — Методика проведения бесед по искусству. Пособие для учителей. М.-Л.: Просвещение,1965. С. 19-48.

36. Зайцев А. Тоновая линогравюра.// Юный художник, 1982. №4. С.45-47.

37. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративная работа, графика. Под ред. В.В. Колокольникова. М.: Педагогика. 1975. — 94с., ил.

38. Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. Л.: Художник РСФСР, 1963. 95с., ил.

39. Леман И.И. Гравюра и литография. Очерк истории и техники.- СПб.: Изд. кружка любителей русских изящных изданий, 1913. 291 с.

40. Миклашевич C.B. Гравюра. Библиотечка юного художника. — М.: Юный художник, 1999. -32с., ил.

41. Милованова Н. Знакомьтесь: линогравюра. //Искусство в школе. -1997. -№1. С.65.

42. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. В 3-х тт. — М.: Изобразительное искусство, 1974. ил.

43. Очерки по истории и технике гравюры. ГМИИ. — М.: Изобразительное искусство, 1987. 688с., ил.

44. Павлов Иван Николаевич. Гравюры. Авт. текста Г. Ростовцева. — М.: 1958.-4с., 15 л. ил.

45. Павлов И.Н., Маторин М.В. Техника гравюры на дереве и линолеуме. 2 изд. М.: Искусство, 1952. - 100с., ил.

46. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239с., ил.

47. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 174 2.с., ил.

48. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. -239с., ил.

49. Шмаринов Д. Современные проблемы станковой графики и книжной иллюстрации.// Искусство. 1979. - №5 - С.3-7.

50. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 288с., ил.

51. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд, доп. и переработ. М.: Просвещение. 1977. - 112с., ил.

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в III классе.: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1985. 191с., ил.

53. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969. -272с., ил.

54. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ М.: Сентябрь, 1996. — 96с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»