Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разработка учебных уроков для 5 класса

Натюрморт  в графике. Техника "Гравюра на картоне"

Кудинова Марина Николаевна

Введение. Этапы выполнения гравюры на картоне. Трудности и необходимые способы. Гравюра на картоне сегодня используется преимущественно в процессе учебы на творческих занятиях общеобразовательных школ и школ эстетического воспитания. Объясняется это в первую очередь простой техники и безопасностью процесса гравировки по картону. Довольно простым получается в гравюре на картоне и создание оттисков, при этом художественная выразительность и своеобразие получаемых работ достаточно высоки. Технология процесса создания гравюрной доски из картона исключительно проста. На основу из картона по эскизу работы наклеиваются изображения из бумаги, картона или ткани в зеркальном отображении. Ткань позволяет добиться в готовом оттиске необычных эффектов. Для создания качественной гравюры необходимы точность и аккуратность – при тщательном приклеивании всех деталей нельзя допускать попадания на поверхность гравюрной доски клея, и одинаковая высота всех приклеиваемых деталей. Следующим этапом работы становится обработка и подготовка доски к печати. И здесь многое зависит от качества самого картона – мягкий он или плотный, рыхлый, как ложится на него краска. От толщины красочного слоя будет зависеть эффект, получаемый в готовом изображении при печати. Процедура печати осуществляется либо на станке, либо вручную при помощи резинового валика. Преимуществами гравюры на картоне являются легкость и простота исполнения, что делает ее незаменимой для учебного процесса в группах младшей и средней школы, относительным недостаткам можно назвать невозможность выполнить сложный рисунок и получение малого числа копий. Гравюра на картоне – особая графическая техника. По способу печати ее чаще относят к выпуклой гравюре. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего пользоваться твердым, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину; разрушать его иглой, ножом, наждачной бумагой; соскабливать и выжигать; делать сквозные прорезы; наклеивать апликационно  другие материалы и т.п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.

По технике исполнения гравюра на картоне сходна с ксилографией, но обладает особыми, присущими только ей свойствами. Если гравюра на дереве позволяет художнику получать большое количество одинаковых оттисков с одной печатной формы, то в гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск. В гравюре на картоне многое зависит от накатки краски при печати. Оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать бензином остаток краски. Чтобы сделать форму более стойкой, ее покрывают клеем или лаком. Но все равно этот вид высокой гравюры остается менее всего тиражным. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Проведение таких уроков приводит к снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.Эстамп на картоне позволяет достичь успеха, в решении творческого замысла, детям разной степени способностей, что является мощным объединяющим фактором для классного коллектива, ведь именно такие разные дети учатся в обычном классе, обычной школы Независимо от  творческой задачи этапы для выполнения эстампа на картоне сохраняют последовательность:                                                                                                 Этапы выполнения гравюры  на картоне:                                                                      а) знакомство с новым теоретическим материалом или продолжение освоения уже изученного. Например знакомство с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Понятие натюрморт, виды натюрмортов, творчество художников этого жанра и т.д

б) выполнение эскизов на заданную тему, разработка отдельных элементов для композиции натюрморта (эскиз вазы, цветок …)

в) изготовление элементов для композиции.  Использование шаблонов, подготовленных учителем. Из картона (тесненной поверхности: ткань, кружево, мятая бумага, природные материалы, например, листок и т.п.) вырезают необходимый силуэт или часть, элемент задуманного объекта.

г) изготовленные элементы составляются в композицию. На «доске» - плотном, ровном картоне необходимого для композиции размера собираются все элементы. Составляя композицию в единое целое происходит процесс – моделирования, что позволяет решать важные задачи – продолжение изучения законов композиции или знакомство с новыми. Передвигая элементы учащиеся могут составить, например, равновесную или ассиметричную, центровую или вертикальную и т.д. композицию. Моделирование позволяет быстро и наглядно найти оптимальный, самый верный вариант композиции, «увидеть» и оценить замысел ещё на этапе формирования работы и что самое важное, изменить композицию, в случае необходимости, просто легко передвинув какой либо элемент.

д) конечный результат композиции (натюрморта) закрепляется, методом приклеивания элементов на доске.

е) покрытие доски краской ( можно использовать губку или широкую кисть, в зависимости от размеров композиции).

ж) выполнение эстампа – оттиска, положив чистый лист сверху красочной стороны доски и прокатывают через «печатный станок».

з) можно выполнить несколько эстампов разной интенсивности, можно вручную подкрасить гравюру в соответствии со своим замыслом.

и) в завершении работы устраивается просмотр, примечательно, что проигрышных или провальных работ не бывает.

На уроках изобразительного искусства, выполняя графические задачи, техника гравюры на картоне является успешным решением.

 

 

 

 

 

5 класс.

Тема урока: Натюрморт в графике. Гравюра на картоне. Цель урока: Создать условия для дальнейшего изучения  графического искусства в жанре натюрморта. Создать условия для освоения техники эстампа – гравюры на картоне. Создать условия для дальнейшего освоения законов и правил композиции - центр композиции. Задачи урока: Развивающая: Развитие композиционного мышления, художественного вкуса; Развитие творческого воображения; Развитие интереса к предмету; Продолжить осваивать законы и правила композиции. Научить видеть изменение изображения. Обучающая: Углубление эстетического познания. Знакомство учащихся с законами композиции: центр композиции. Приобретение навыков и практического опыта, в освоении техники гравюры на картоне. Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений. Воспитание собранности, аккуратности; Воспитание умения планировать свою работу;

Форма урока – комбинированный.

Зрительный ряд: детские работы, презентация.

Материалы и принадлежности к уроку: набор картона ( разной фактуры и плотности), бумага ,ножницы, клей, простой карандаш.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы и целей урока

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем  в этом триместре? (натюрморт)

1 слайд. Натюрморт Ван Гога «Подсолнухи»

- Что такое натюрморт? (ответы детей).

2 слайд. Определение натюрморта.

Англичане называют натюрморт - «тихая жизнь». Тема сегодняшнего урока зашифрована на доске. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему?

3 слайд. шифровка.  Тема урока: «Натюрморт в графике».

III. Повторение изученного материала

4 слайд. Что же изображают в натюрморте? (ответы детей)

Если видишь на картине самовар ты на столе,
Или виноград в корзине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.

Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду. Большое значение имеет композиция. Композиция выражает главную мысль художника, идею картины.

5 слайд. Композиция.

В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету, чтобы сделать картину более интересной.  Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать своё композиционное мышление.

Сейчас, вы попробуете сами составить композицию из предложенных предметов на магнитной доске. Обсуждение.

Учащиеся составляют натюрморт из предложенных, на выбор, «предметов» и составляют натюрморт в произвольной манере, перемещая по магнитной доске объекты  натюрморта.

Физкультминутка.

Мы хорошо все знаем,

что рисунок с линии начинаем,

попробуем в воздухе порисовать,

пальчиками будем себе помогать.

Сначала вазу мы изобразим

Потом положим рядом апельсин,

Про линию стола не забываем,

И драпировку пальчиками распределяем.

Новый материал:

Для осуществления замысла при создании композиции применяют законы и правила композиции.

– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое композиция, изучим правила, приемы и средства композиции. Давайте вспомним, что такое композиция? (Композиция – распределение предметов на плоскости в определенном порядке)

–Что такое композиционное решение? (правильное, умелое расположение чего-либо на плоскости листа);

– Как строится композиция? ( Композиция строится по определенным законам)

– Назовите основные законы композиции (Равновесие, асимметрия)

Слайд 6.

–Какие правила приемы, средства композиции вы помните? Перечислите (формат, симметрия, асимметрия, статика, динамика)

– Сегодня мы подробнее познакомимся с понятиями композиции, законом композиционного центра.

Формирование новых знаний.

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром", или "зрительным центром".

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, они хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.

Слайд 7.(Рембрандт «Возвращение блудного сына»)

Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра произведения, если этого требует сюжет. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета

Слайд 8.( В.Суриков боярыня Морозова»)

IV. Изучение нового материала

Мы представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде изобразительного искусства  художник может его применить? (ответы детей)

Слайд 9. Определение графики.

Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики.

Слайд10. Рисунок.

А что же является средствами рисунка? (ответы детей)

Слайд 11.  Линии, точка, штрих, пятно.

Какими материалами пользуются художники – графики? (ответы детей)

Слайд 12. Материал.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Слайд 13. Репродукции картин (натюрморты в графике).

Но рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.

Слайд 14. Вглядитесь в данные изображения предметов в натюрморте, чем они отличаются между собой? (ответы детей)

а) плоскостное тональное решение;

б) объемное тональное решение.

За счет чего может достигнуть художник передачи объема предметов? (ответы детей)

Слайд 15. Тон, блик, тень и т.д.

Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков –

оттисков. Такой вид графики называется Гравюра. Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.

Слайд 16. Гравюра бывает разной: на дереве- ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, даже на камне- литография.

В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы, металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.

Обучающие упражнения

Составить композицию из предложенных «объектов» натюрморта ( вазы, посуда, овощи, фрукты, цветы) в качестве картинной плоскости выступает магнитная доска, где учащиеся составляют композицию применяя новые знания, выделяя композиционный центр. В процессе составления натюрморта, передвигая –моделируя  объекты, учащиеся имеют возможность увидеть ошибки, устранить их, выбрать наиболее оптимальный вариант.

Практическая часть

Выполнение гравюры на картоне. Натюрморт «Весенний букет».

1.Этап  Выполнение эскиза. Дети выполняют рисунки объектов натюрморта, на картоне. (используют разную фактуру), вырезают и составляют в композицию.

2. Этап. Лист плотного картона выступает в качестве картинной плоскости гравюры –доски. Моделирование – процесс, позволяющий путём передвижения деталей найти оптимальное композиционное решение, где определён композиционный центр.

3.Этап. Оптимальный вариант композиции фиксируется (приклеивается) на доске.

4.Этап. С помощью губки (кисти) доска покрывается краской (чёрной гуашью) , сверху покрывается листом и выполняется оттиск.

5.Этап. Количество оттисков определяется индивидуально. Можно увидеть большую и меньшую контрастность натюрморта. Возможно выполнение последующее ,после оттиска, подкрашивание цветом.

Просмотр. На магнитной доске выставляются гравюры учащихся, высказываются впечатления от результата, процесса работы, оцениваются работы одноклассников. Полученные эстампы, оттиски, вызывают у детей чувство восторга, что приводит к чувству удовлетворения результатом. Количество оттисков определяется индивидуально.(Приложение № 13-15)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»