Использование игровых технологий
на уроках эстетического цикла
Жданова Татьяна Владимировна
В игре ребенок всегда выше своего обычного поведения;
он в игре как бы выше на голову самого себя.
Л.С. Выготский
он в игре как бы выше на голову самого себя.
Л.С. Выготский
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе.
Цель таких уроков - снизить утомляемость учащихся на уроке. С помощью игровых моментов сделать обучение более доступным и комфортным.
Игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Кроме того, игра - это один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
На уроках изобразительного искусства игры решают несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
- внимание;
- развивающие глазомер;
- тренирующие наблюдательность;
- развивающие творческие способности;
- воздействующие на эмоции и чувства;
- раскрывающие личностные возможности ребенка.
Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах – результат всегда будет положительный.
Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и игры-драматизации.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения, в позицию творца. Учителю следует поддерживать инициативу и творческий подход учащихся, если они хотят внести свои коррективы в уже имеющиеся правила игры.
Преподаватель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, объяснять правила проведения игры.
Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель - ученик».
Игра на уроке помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность, способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
Мы предлагаем учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета.
С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).
Игра в "Кляксография" помогают развивать глазомер, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.
Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.
Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.
По форме упражнения могут быть:
-изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);
-устными (ответы по теоретическим вопросам);
-письменными (анализ произведений искусства).
При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.
Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании. Время на таких уроках летит быстро и незаметно. В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, общение, сотрудничество, сопереживание, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты. Такие уроки учащиеся захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут излучать радость творчества. Счастье и радость в глазах детей - лучшая награда для учителя.