Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебная мотивация: пробелы и пути решения вопроса

Трапезникова Оксана Владимировна
К.Д. Ушинский писал, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению». На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, и особенно к изобразительной, у обучающихся за последнее время заметно снизилась.
Каждый ребенок, приходя в школу полон, как правило, энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь стал школьником. Как зачастую бывает обидно наблюдать, как гаснет огонек в его глазах и появляются растерянность, неуверенность, а порой и разочарование. Особенно это видно среди ребят среднего звена. Почему так происходит?
Наиболее существенные причины, влияющие на мотивацию к учению и учебные успехи, не имеют ничего общего с тем, где живет ребенок, какой доход у его родителей, условия жизни в семье, наличие необходимых для обучения благ, например, библиотеки. Этими причинами являются в первую очередь отношения в семье, благоприятная домашняя атмосфера, в которой растет ребенок.
В большинстве своем родители переживают за неуспешность своих детей. Конечно, не существует единой политики для всех, гарантирующей успех в решении этой непростой проблемы. Семьи отличаются по своему социальному, культурному и экономическому аспекту, и эти обстоятельства необходимо учитывать. Поэтому, необходимо планировать только те формы, которые заинтересуют большее количество родителей и обучающихся.
Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с обучающимися.
«Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе». Ш.Л. Амонашвили
Предположим, что у ученика имеются слабые успехи в тех или иных науках, значит, мы оценим его по другим делам:
1 – творческие задания (кроссворд, рисунки, план экскурсий)
2 – активность на уроке (тянешь руку, даёшь правильные ответы  - молодец!)
3 – на последнем уроке четверти всегда можно получить дополнительные отметки
Конечно, урок изобразительного искусства обязывает проявлять интерес детей к рисованию, но также и развивать их воображение и творчество. Если обучающимся прививаются всё новые и новые навыки в рисовании, то интерес у них тоже появляется. Чтобы не рассеивалось внимание на уроках, нужно использовать различные игровые формы активности детей.
Для этого необходимо развитие творческих способностей детей, использование нового, интересного, нестандартного. Это способствует развитию у них познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес обучающихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше.
Дети младших классов особенно активны и заинтересованы на игровых уроках. После каждой большой темы, я стараюсь провести итоговый игровой урок. Игры проводятся с целью закрепления и повторения изученного за четверть или за год.
С обучающимися старших классов можно провести уроки-вернисажи, уроки-тесты, урок – панорама,  урок – репортаж с выставки.
Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным, игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс.  
Но кроме этого, причинами уровня учебной мотивации могут послужить и следующие человеческие факторы:
• у обучающихся наблюдается «гормональный взрыв»;
• отношение ученика к учителю;
• отношение учителя к ученику;
• личная значимость предмета;
• умственное развитие ученика;
• непонимание цели учения.
Для того чтобы активизировать деятельность обучающихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Невозможно заинтересовать кого-то в том, что тебе самому неинтересно. Учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.
Я уверена, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного и духовного обогащения детей. Урок изобразительного искусства — удивительный урок. В основе моей педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности.
Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности. Именно через мотивацию формируется определённое отношение обучающихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития, через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным, главное вовлечь обучающихся в творческий процесс и использовать в своей работе приёмы и методы мотивации.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»