Педагогические технологии урока изобразительное искусство
Проценко Екатерина Михайловна,
учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
Темпы развития современного общества, многократно ускорившиеся за последние десятилетия, привели к необходимости реформирования российского образования. Новые требования, предъявляемые к качеству навыков и компетенций современных выпускников, ни могли не сказаться на организации процесса обучения.
Основной формой учебного процесса, в школьной системе образования, был и остаётся урок, но педагогические приёмы, применяемые при его проведении, и, в частности, урока изобразительного искусства, претерпели ряд изменений. По ФГОС в основе школьного обучения лежит системно-деятельностный подход, при котором одним из ключевых моментов является непосредственно «деятельность» самих обучающихся. Основная задача современного учителя помочь детям освоить универсальные учебные действия, то есть сформировать у обучающихся навык самообразования. Поэтому школьный урок в настоящее время — это не столько деятельность учителя, сколько взаимодействие или даже партнёрство между учителем и учеником. Современный урок планируется и выстраивается не только с учетом предметных, и метапредметных результатов, но также личностно-ориентирован, то есть учитывает возможность индивидуализации обучения для каждого ученика в рамках образовательного процесса. Из практики преподавания уходят уроки-лекции, особой единицей учебного процесса становится учебная ситуация, в которой дети совместно с учителем исследуют предмет своей деятельности, преобразуют его и запоминают.
В процессе каждого урока происходит решение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Уроки составляются с учётом ряда требований, таких как дидактические, психологические, технологические, гигиенические и другие. В зависимости от поставленной цели уроки отличаются по типу и структуре, но для качественного проведения любого урока необходима тщательная спланированность и максимальная подготовленность.
Классификация уроков, представленная в педагогической и методической литературе, предлагает несколько различных вариантов. Чаще всего уроки подразделяют исходя из основных дидактических целей, это такие виды уроков как: уроки изучения нового материала, получения новых знаний; уроки закрепления знаний и формирования умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки проверки и коррекции знаний, умений и навыков; а также комбинированные или уроки смешанного типа. Все вышеперечисленные виды уроков можно и нужно реализовывать на практике при проведении уроков изобразительного искусства. Применение уроков различных видов, их чередование и сочетание в процессе обучения зависит от поставленных дидактических целей, а также содержания учебного материала.
Уроки сообщения нового материала, без сомнения, является наиболее важными при изучении предмета изобразительное искусство, как и любого другого предмета школьной программы. Дидактическая цель такого урока – получение учениками новых понятий и усвоение свежих знаний. Все представленные задачи такого урока, например, повторение ранее пройденного материала, являются лишь средством достижения главной цели. Такой урок вполне целесообразно выстраивать по схеме проблемного урока.
Уроки с применением технологий проблемного обучения – это уроки с чётко продуманными, специально созданными учителем, различными проблемными ситуациями. Ученики в процессе активной самостоятельной деятельности, под руководством учителя, должны суметь найти пути по их разрешению. В результате такой деятельности происходит развитие творческого мышления, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, развитие креативности и мыслительных способностей, а главное, более продуктивное усвоение материала учащимися.
При использовании метода проблемного обучения, применяются самые различные источники информации и разнообразные средства для решения поставленной цели. Педагог, создавая проблемную ситуацию на уроке, например, затруднение, на этапе раскрытия темы, формулировки цели урока или самостоятельной работы учащихся, подводит учеников к нахождению алгоритма решения этой проблемы и даёт возможность применения найденного решения на практике. Затем, в процессе совместного поиска, помогает создать систему доказательств, сравнивая различные точки зрения и подходы, находя совместно с учениками оптимальный способ решения проблемы. Урок по методу проблемного обучения побуждает ученика брать на себя роль исследователя, способствует формированию умений и навыков необходимых для анализа различных ситуаций, пробуждает у него интерес к ещё нерешенным задачам. Не получая готовые знания, а находя способы решения обозначенной проблемы в результате открытия новых знаний самостоятельно, учащиеся лучше усваивают материал и запоминают его, что позволяет значительно повысить качество образования.
На уроках применения знаний и умений, а также уроках обобщения и систематизации знаний наравне с методом проблемного обучения вполне целесообразно использовать методы приобщения к исследовательской деятельности, что благотворно сказывается на активизации познавательной инициативности обучающихся на уроке.
Для закрепления материала хорошо подходит проектная технология, большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Возможность свободной творческой самореализации способствует повышению у учеников интереса к дальнейшему изучению художественных произведений, стилей и направлений, развитию креативности, воображения и способности к активной практической деятельности. В процессе проектной деятельности учитель может осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять учеников по группам исходя из их интересов и способностей, создавать условия для сотворчества и сотрудничества между учениками внутри группы, а также учителем и учеником. Во время такой работы учитель скорее выступает в роли консультанта, а ученики на практике связывая воображение с реальностью самостоятельно осуществляют свои проекты. Используя знания изучаемого предмета для воплощения своих идей в жизнь, проводя аналогии с существующими профессиями и специальностями, дети получают первичные профориентационные знания на уроках изобразительного искусства.
Особого внимания при групповой работе заслуживают технология творческого сотрудничества, в процессе реализации которой, благодаря совместному поиску и коллективным дискуссиям, находятся оптимальные решения поставленных задач.
Для развития эмпатийного восприятия у учеников рационально применять технологию эмоционального погружения — это особый синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение и сопереживание у детей.
Технология сравнения как нельзя лучше подходит для стимуляции мышления и памяти. Такой подход помогает проанализировать различные способы воплощения художественного замысла великими творцами, провести сравнительный анализ различных произведений искусства. Сравнивая на примере произведений искусства выразительные возможности различных художественных материалов и техник, их свойства и качества ученик более полно раскрывает для себя понимание и значение роли искусства в жизни общества.
Уроки проверки и коррекции знаний и умений интересно проводить с применением различных игровых технологий. Например, дидактическая цель может быть представлена в форме игровой задачи, учебная деятельность подчинена определённым правилам или вводится элемент командного, а возможно и личностного соревнования.
Отдельно стоит выделить комбинированные уроки или уроки смешанного типа. И это конечно, прежде всего, интегрированные уроки. Они помогают многократно повысить потенциал учащихся, способствуют развитию логики, причинно-следственного мышления, коммуникативных способностей, стимулируют активное познание окружающей действительности, что способствует повышению мотивации учения, формированию целостной картины мира.
Какие бы педагогические технологии не использовались на уроках, уроки изобразительного искусства — это прежде всего наглядность, поэтому ни один урок не может обойтись без информационно-коммуникативных технологий. Для каждого урока необходима компьютерная презентация; часто применяются разнообразные компьютерные тесты и составляются кроссворды, такие методы позволяют за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно провести корректировку запланированных в дальнейшем уроков.
Безусловно, методы и формы обучения считающиеся традиционными, в нашем современном, динамичном мире уже не могут, в полной мере, способствовать формированию познавательной активности учеников. При использовании же современных образовательных технологий, многократно повышается мотивационная составляющая, столь необходимая для успеха в учёбе и дальнейшей жизни. Применение разнообразных форм для подачи и усвоения учебного материала, помогает достичь максимального результата в образовательной, развивающей и воспитательной работе.
Уроки изобразительного искусства с применением современных образовательных технологий, способствует более продуктивному развитию креативного мышления, эмпатийно-эмоциональной сферы обучающихся; помогает создать необходимые условия для наиболее полного развития творческих способностей, а также приобщить учеников к позитивному изобразительно-трудовому опыту.
Основной формой учебного процесса, в школьной системе образования, был и остаётся урок, но педагогические приёмы, применяемые при его проведении, и, в частности, урока изобразительного искусства, претерпели ряд изменений. По ФГОС в основе школьного обучения лежит системно-деятельностный подход, при котором одним из ключевых моментов является непосредственно «деятельность» самих обучающихся. Основная задача современного учителя помочь детям освоить универсальные учебные действия, то есть сформировать у обучающихся навык самообразования. Поэтому школьный урок в настоящее время — это не столько деятельность учителя, сколько взаимодействие или даже партнёрство между учителем и учеником. Современный урок планируется и выстраивается не только с учетом предметных, и метапредметных результатов, но также личностно-ориентирован, то есть учитывает возможность индивидуализации обучения для каждого ученика в рамках образовательного процесса. Из практики преподавания уходят уроки-лекции, особой единицей учебного процесса становится учебная ситуация, в которой дети совместно с учителем исследуют предмет своей деятельности, преобразуют его и запоминают.
В процессе каждого урока происходит решение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Уроки составляются с учётом ряда требований, таких как дидактические, психологические, технологические, гигиенические и другие. В зависимости от поставленной цели уроки отличаются по типу и структуре, но для качественного проведения любого урока необходима тщательная спланированность и максимальная подготовленность.
Классификация уроков, представленная в педагогической и методической литературе, предлагает несколько различных вариантов. Чаще всего уроки подразделяют исходя из основных дидактических целей, это такие виды уроков как: уроки изучения нового материала, получения новых знаний; уроки закрепления знаний и формирования умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки проверки и коррекции знаний, умений и навыков; а также комбинированные или уроки смешанного типа. Все вышеперечисленные виды уроков можно и нужно реализовывать на практике при проведении уроков изобразительного искусства. Применение уроков различных видов, их чередование и сочетание в процессе обучения зависит от поставленных дидактических целей, а также содержания учебного материала.
Уроки сообщения нового материала, без сомнения, является наиболее важными при изучении предмета изобразительное искусство, как и любого другого предмета школьной программы. Дидактическая цель такого урока – получение учениками новых понятий и усвоение свежих знаний. Все представленные задачи такого урока, например, повторение ранее пройденного материала, являются лишь средством достижения главной цели. Такой урок вполне целесообразно выстраивать по схеме проблемного урока.
Уроки с применением технологий проблемного обучения – это уроки с чётко продуманными, специально созданными учителем, различными проблемными ситуациями. Ученики в процессе активной самостоятельной деятельности, под руководством учителя, должны суметь найти пути по их разрешению. В результате такой деятельности происходит развитие творческого мышления, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, развитие креативности и мыслительных способностей, а главное, более продуктивное усвоение материала учащимися.
При использовании метода проблемного обучения, применяются самые различные источники информации и разнообразные средства для решения поставленной цели. Педагог, создавая проблемную ситуацию на уроке, например, затруднение, на этапе раскрытия темы, формулировки цели урока или самостоятельной работы учащихся, подводит учеников к нахождению алгоритма решения этой проблемы и даёт возможность применения найденного решения на практике. Затем, в процессе совместного поиска, помогает создать систему доказательств, сравнивая различные точки зрения и подходы, находя совместно с учениками оптимальный способ решения проблемы. Урок по методу проблемного обучения побуждает ученика брать на себя роль исследователя, способствует формированию умений и навыков необходимых для анализа различных ситуаций, пробуждает у него интерес к ещё нерешенным задачам. Не получая готовые знания, а находя способы решения обозначенной проблемы в результате открытия новых знаний самостоятельно, учащиеся лучше усваивают материал и запоминают его, что позволяет значительно повысить качество образования.
На уроках применения знаний и умений, а также уроках обобщения и систематизации знаний наравне с методом проблемного обучения вполне целесообразно использовать методы приобщения к исследовательской деятельности, что благотворно сказывается на активизации познавательной инициативности обучающихся на уроке.
Для закрепления материала хорошо подходит проектная технология, большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Возможность свободной творческой самореализации способствует повышению у учеников интереса к дальнейшему изучению художественных произведений, стилей и направлений, развитию креативности, воображения и способности к активной практической деятельности. В процессе проектной деятельности учитель может осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять учеников по группам исходя из их интересов и способностей, создавать условия для сотворчества и сотрудничества между учениками внутри группы, а также учителем и учеником. Во время такой работы учитель скорее выступает в роли консультанта, а ученики на практике связывая воображение с реальностью самостоятельно осуществляют свои проекты. Используя знания изучаемого предмета для воплощения своих идей в жизнь, проводя аналогии с существующими профессиями и специальностями, дети получают первичные профориентационные знания на уроках изобразительного искусства.
Особого внимания при групповой работе заслуживают технология творческого сотрудничества, в процессе реализации которой, благодаря совместному поиску и коллективным дискуссиям, находятся оптимальные решения поставленных задач.
Для развития эмпатийного восприятия у учеников рационально применять технологию эмоционального погружения — это особый синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение и сопереживание у детей.
Технология сравнения как нельзя лучше подходит для стимуляции мышления и памяти. Такой подход помогает проанализировать различные способы воплощения художественного замысла великими творцами, провести сравнительный анализ различных произведений искусства. Сравнивая на примере произведений искусства выразительные возможности различных художественных материалов и техник, их свойства и качества ученик более полно раскрывает для себя понимание и значение роли искусства в жизни общества.
Уроки проверки и коррекции знаний и умений интересно проводить с применением различных игровых технологий. Например, дидактическая цель может быть представлена в форме игровой задачи, учебная деятельность подчинена определённым правилам или вводится элемент командного, а возможно и личностного соревнования.
Отдельно стоит выделить комбинированные уроки или уроки смешанного типа. И это конечно, прежде всего, интегрированные уроки. Они помогают многократно повысить потенциал учащихся, способствуют развитию логики, причинно-следственного мышления, коммуникативных способностей, стимулируют активное познание окружающей действительности, что способствует повышению мотивации учения, формированию целостной картины мира.
Какие бы педагогические технологии не использовались на уроках, уроки изобразительного искусства — это прежде всего наглядность, поэтому ни один урок не может обойтись без информационно-коммуникативных технологий. Для каждого урока необходима компьютерная презентация; часто применяются разнообразные компьютерные тесты и составляются кроссворды, такие методы позволяют за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно провести корректировку запланированных в дальнейшем уроков.
Безусловно, методы и формы обучения считающиеся традиционными, в нашем современном, динамичном мире уже не могут, в полной мере, способствовать формированию познавательной активности учеников. При использовании же современных образовательных технологий, многократно повышается мотивационная составляющая, столь необходимая для успеха в учёбе и дальнейшей жизни. Применение разнообразных форм для подачи и усвоения учебного материала, помогает достичь максимального результата в образовательной, развивающей и воспитательной работе.
Уроки изобразительного искусства с применением современных образовательных технологий, способствует более продуктивному развитию креативного мышления, эмпатийно-эмоциональной сферы обучающихся; помогает создать необходимые условия для наиболее полного развития творческих способностей, а также приобщить учеников к позитивному изобразительно-трудовому опыту.