Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль композиции в изобразительном искусстве

Столярова Лидия Павловна
Законы композиции складывались пропорционально развитию изобразительного искусства. Все обстоятельства, направления, господствовавшие в тот или иной период, вкусы влияли на становление композиции такой, какой мы воспринимаем ее сегодня Законы композиции - это опыт, накопленный несколькими тысячелетиями, проверенный и не останавливающийся в развитии.
В первобытном обществе люди еще не обладали способностью специально компоновать предметы, для них намного важнее было передать их сущность. Однако с развитием человека стали совершенствоваться средства изображения: от уголька к заточенному камню, использованию цветной глины в рисунках.
В Древнем Мире человек начал подмечать, что в природе существуют определенные закономерности. Симметрия в человеке, животных, растениях. Началось выявление пропорций, соотношений между большими и маленькими частями. Линейный рисунок становиться более выразительным, значение приобретают цветовые и тоновые отношения.
В Древней Греции появление ритма можно проследить по рисункам на вазах, а применение симметрии на архитектуре зданий. Знание пропорций позволило грекам создавать скульптуры самых разных форм, и они были безошибочны. Человек осознал необходимость выражать композиционных центр в произведениях и подчинять ему косвенные элементы.
Композиция средневековья отдалилось от принципов, заложенных древними цивилизациями.  Все искусство строилось вокруг жестких религиозных догм. В композиции доминировала декоративность. Величина фигур, как и в искусстве Древнего Египта, определялась положением человека в церковной иерархии. Через симметрию и ритм достигалось единство произведений, большое значение имели орнаментальные и линейно-плоскостные средства.
К концу средневековья происходит усиление реалистических тенденций в искусстве, вновь появляется интерес к изображению человека, окружающему миру. Искусство освобождается от оков церкви и возрождается.
В эпоху ренессанса искусство развивалось в тесной взаимосвязи с теорией, художники стремились объяснить правила и закономерности, обнаруженные прошлыми поколениями и открыть новые. Сохранилось большое количество дневников художников с набросками, зарисовками, где они изучали красоту окружающего мира и постигали новые возможности композиции.
Перспектива позволила художникам создавать многоплановые картины и творить иллюзию глубины пространства. Чем ближе план к зрителю, тем крупнее становились фигуры и повышалась их значимость, самое главное действие всегда происходило на переднем плане. Линия горизонта на картине приобретает смысловую нагрузку, так как на ней появляется точка схода линий перспективы, она же показывает линию соприкосновения земли с небом на уровне глаз на художника. Большое значение художники возрождения придавали передаче движения, так как оно рождало в картинах натуральность, правдивость, понятную зрителю.
Эпоха возрождения подарила нам множество великих художников, большое количество научных трудов, на которых сегодня основывается школа композиции. Возрождение – это расцвет искусства, перерождение, воспевание красоты природы и человека.
В 18 - 19 веке из множества трудов, статей, дневников художников начала складываться школа композиции, появились первые методические пособия и программы для учебных заведений. Преподавание умения сочетать предметы, уравновешивать их и взаимоподчинять началось во Франции. в России, в 1763 году создается Императорская Академия художеств. Преподаватели отправлялись за границу, чтобы осваивать мастерство рисунка и перенимать опыт коллег, а также лучшие выпускники получали возможность изучать искусство в Италии и Франции. Обмен знаниями, и перенимание опыта Европы привело к росту уровня искусства в Российской империи. Однако на пороге 20 века четко ощущалась необходимость перемен, новых приемов и поисков в композиции, само время, технический прогресс, обострившаяся ситуация в мире способствовали разрушению принятых канонов.
В начале 20 века Европу захлестнуло появление новых течений в искусстве: ар-нуво, авангард, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм. Каждое из течения по - своему стремилось изменить существовавшие принципы. Художники выступали против обучения основам рисунка, отвергали художественную школу, стремились к свободе самовыражения. Новые веяния поставили в тупик существовавшие школы, так как на тот момент еще не было понимания, насколько новые веяния действительно помогают и расширяют творческие возможности художника. Некоторые школы и художники остались верны своим традициям и методам преподавания, другие стали пробовать и позволять ученикам перерабатывать формы, чтобы развивать творческие способности молодых художников.
На сегодняшний день в художественных школах преподаются академические основы рисунка и композиции, после их освоения начинаются пробы и пошаговое внедрение экспериментов по искажению и переработке форм, элементов рисунка, но с соблюдением и использованием уже существующих приемов построения композиции.
Композиция – это процесс сочинения, создания, смешивания, сложения, объединения, ее характер зависит от того, что художник хочет выразить в работе.  Призвать, успокоить, разорвать, полюбить, уничтожить. Композиция рождается в нашем воображении В один момент, среди множественного скопления воспоминаний, чувств, накопленного опыта, осколки начинают соединяться между собой, создавая образ будущей композиции.Композиция может разрабатываться в двух направлениях: с использованием реальных предметов, их свойств, форм, объемов, и они будут взаимно подчиняться по законам перспективы, светотени, масштабам и пропорциям. Другой вариант композиция может идти от воображения, зарисовок по памяти, изменяя качества предметов и сочиняя произведение, продумывая их новые роли и внешний вид.
Константин Федорович Юон призывал к изучению правил композиции: «Умение искусно пользоваться богатейшим оружием художественного выражения лежит в основе всякой новой композиционной методики... Конечно, таланту научить нельзя. Однако молодым художникам можно показать те далекие горизонты, которые таят в себе неисчерпаемые возможности композиционных приемов и методов работы... Один только перечень тех предметов, которым можно учить в помощь овладению искусством композиции, способен доказать необходимость специального и методического преподавания композиции»       
Законы композиции неразрывно связаны с окружающим миром, так мы существуем в этой реальности и черпаем именно из нее заложенные природой закономерности. Пренебрежение правилами ведет к снижению качества и художественных достоинств произведения. В процессе восприятия действительности уже появляются первые предпосылки для создания композиции: выявление главного, подчинение главному составных частей, отстранение несущественного.
Советский художник Петр Петрович Кончаловский придавал большое значение композиции в творческой деятельности художника: «Композиция - это начало и конец художественного произведения. Композиция - это равновесие частей, масс, расположенных на картине: планы в пейзаже, изображения предметов в натюрморте, лица, руки в портрете, человеческие группы в тематических картинах; все имеет целью создать гармоническое целое». 
Главнейшим принципом построения композиции является равновесие. Равновесие обеспечивает гармонию при восприятии произведения. Подобно весам рисунок требует уравновешивания. Ощущение равновесия идет на уровне ощущений, если его нет, на подсознательном уровне возникает диссонанс.
Равновесие форм достигается интуитивно, однако, прежде чем искать его, необходимо создать скелет работы, используя приемы и средства построения композиции: масштаб и пропорции, контраст, ритма, симметрия и асимметрия, фактура и стилизация. Приемы могут применяться как в соседстве, так и работать самостоятельно.
Еще одной частью работы над композицией является просмотр работ художников и поиск близких себе авторов. Мы читаем, и это формирует нашу грамотность, правильное построение речи, мысли, улучшается лексикон.  Мы смотрим на работы и изучаем, как автор использовал материал, каким средством выразительности воспользовался, как раскрыл тему. Анализируем и пробуем метод в своей работе. Вдохновившись произведением, художник может сделать похожее. Он увидел, сделал и закрепил в работе тот нюанс, который ему понравился в произведении любимого автора, в этом тоже заключается процесс обучения.
В основе композиции, какой бы она ни была всегда лежит идея, чувство, которое дало толчок к произведению, однако, если утопить идею в четком следовании правилам композиции, работа потеряет свою естественность, красоту, то самое чувство, которое толкнуло вас в начале. Равновесие необходимо искать и здесь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»