Эстетическое восприятие школьников
на уроках изобразительного искусства
Попова Екатерина Владимировна
Ввиду стремительного развития образовательной сферы в нашей стране, главными ее задачами являются: формирование личности ученика, его индивидуальности, а также развитие его творческих способностей.Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у школьников творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Развитое эстетическое восприятие делает из обычного человека всесторонне развитую личность, что помогает при его дальнейшей адаптации в обществе и придает ему уверенности в своих суждениях и взглядах. На всех общеобразовательных дисциплинах важно и необходимо уделять внимание эстетическому восприятию, но именно на уроках изобразительного искусства оно легче всего поддается развитию.
Итак, эстетическое восприятие – это процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия [5].
Развитие эстетического восприятия - специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении [4]
Развитие эстетического восприятия проще всего и целесообразнее в процессе эстетического воспитания. Виноградова Наталья Владимировна в своей статье основывается на исследовании таких известных ученых, как Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова. Они считают, что эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты [3].
В своей «Программе для родителей и воспитателей» Дронова Татьяна Николаевна упоминает кандидата педагогических наук – Бубнову Светлану Юрьевну, которая определяет понятие «эстетическое воспитание» как - процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [2].
Таким образом, формирование эстетического восприятия – это особое формирование эстетического, или же чувственного отношения к реальности, в которой предполагается развитие художественного вкуса и восприятия, представления о красоте, более чуткого отношения к творчеству и искусству с помощью эстетического воспитания. В более широком значении это формирование отношения ко всему, находящемуся вокруг человека обществу, природе, и ко всем нюансам жизни самого человека.
Эстетическое восприятие ребенка на ранних этапах его взросления начинается с помощью эмоционального познания мира. Это продолжили исследовать множество отечественных и зарубежных ученых в сфере педагогики и психологии. Они так же утверждают, что красота не только в произведениях искусства, но и в повседневной жизни любого человека имеет огромное влияние на развитие его эстетического восприятия. Что в очередной раз доказывает, необходимость воспитывать в человеке его эстетическое восприятие не только на уроках изобразительного искусств. Каждый урок, действие, предмет, все вокруг нас имеет огромное влияние на эстетическое восприятие.
Таким образом, главной целью педагога в его педагогической деятельности должно быть заострение внимания своих учеников на проявлении красоты в различных областях их жизнедеятельности. Ведь именно так учитель направляет формирование эстетического восприятия своих подопечных в верное русло, помогая стимулировать данное развитие.
Особенно благоприятно развитие эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства. В рамках данного предмета перед обучающимися представлено все многообразие художественных материалов, техник, стилей, знакомясь с которыми можно выполнять различные творческие задания. Такие задания, которые связаны с цветом, композицией, техниками наиболее успешно развивают воображение, поднимая его на новый уровень.
Чтобы определить уровень эстетического восприятия младших школьников для начала нужно разобраться с помощью, каких средств это делается. На практике, зачастую, применяется тестирование, анкетирование, проведение творческих игр и задач, а также анализ творческих работ учащихся. При этом оценка произведений учеников происходит по следующим критериям:
- сочетание цветов работе;
- композиция в рамках определенного формата;
- сюжет рисунка (его содержание);
- искусность (эстетичность) исполнения;
- общее эмоциональное впечатление от рисунка.
Литература
1. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств, на занятиях живописи / Н. В. Виноградова - М.: Просвещение, 2009. - 20 с.
2. Дронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей / Т.Н. Дронова - М.: Просвещение, 1997. – 260 с.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 1983. - Т.2, -185 с.
Орлова Е.О. Образовательные возможности иллюстрации детской книги [Текст]: учебное пособие / Е.О. Орлова - Великий Новгород, 2009. - 56 с.
4. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 2013, - 240 с.
5. Русова Н.Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба / Н.Ю. Русова – М.: Флинта, 2004. – 354 с.