Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Эстетическое восприятие школьников
на уроках изобразительного искусства

Попова Екатерина Владимировна
Ввиду стремительного развития образовательной сферы в нашей стране, главными ее задачами являются: формирование личности ученика, его индивидуальности, а также развитие его творческих способностей.
Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у школьников творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Развитое эстетическое восприятие делает из обычного человека всесторонне развитую личность, что помогает при его дальнейшей адаптации в обществе и придает ему уверенности в своих суждениях и взглядах. На  всех  общеобразовательных  дисциплинах  важно и необходимо уделять  внимание эстетическому восприятию, но именно на уроках изобразительного искусства оно легче всего поддается развитию.
Итак,  эстетическое  восприятие  –  это  процесс  приема  и  преобразования эстетической  информации,  предполагающий  способность  человека чувствовать  красоту  окружающих  предметов,  различать  прекрасное  и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия [5]. 
Развитие  эстетического  восприятия  -  специфический  вид общественно  значимой  деятельности,  осуществляемой  субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид,  личность,  группа,  коллектив,  общность)  с  целью  выработки  у последнего  системы  ориентации  в  мире  эстетических  и  художественных ценностей  в  соответствии  со  сложившимися  в  данном  конкретном обществе представлениями об их характере и назначении [4]
Развитие эстетического восприятия проще всего и целесообразнее в процессе эстетического воспитания. Виноградова Наталья Владимировна в своей статье основывается на исследовании таких известных ученых, как Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова. Они считают, что эстетическое воспитание  -  это  целенаправленное,  систематическое  воздействие  на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной  личности,  способной  воспринимать  и  оценивать  прекрасное  в природе,  труде,  общественных  отношениях,  а  также  испытывать потребность  в  эстетической  деятельности,  преобразовании действительности по законам красоты [3]. 
В своей «Программе для родителей и воспитателей» Дронова Татьяна Николаевна упоминает кандидата педагогических наук – Бубнову Светлану Юрьевну, которая определяет понятие «эстетическое воспитание» как - процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [2].
Таким образом, формирование эстетического восприятия – это особое формирование эстетического, или же чувственного отношения к реальности, в которой предполагается развитие художественного вкуса и восприятия, представления о красоте, более чуткого отношения к творчеству и искусству с помощью эстетического воспитания.  В более широком значении это формирование отношения ко всему, находящемуся вокруг человека обществу, природе, и ко всем нюансам жизни самого человека.
Эстетическое восприятие ребенка на ранних этапах его взросления начинается с помощью эмоционального познания мира. Это продолжили исследовать множество отечественных и зарубежных ученых в сфере педагогики и психологии. Они так же утверждают, что красота не только в произведениях искусства, но и в повседневной жизни любого человека имеет огромное влияние на развитие его эстетического восприятия. Что в очередной раз доказывает, необходимость воспитывать в человеке его эстетическое восприятие не только на уроках изобразительного искусств. Каждый урок, действие, предмет, все вокруг нас имеет огромное влияние на эстетическое восприятие.
Таким образом, главной целью педагога в его педагогической деятельности должно быть заострение внимания своих учеников на проявлении красоты в различных областях их жизнедеятельности. Ведь именно так учитель направляет формирование эстетического восприятия своих подопечных в верное русло, помогая стимулировать данное развитие.
Особенно благоприятно развитие эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства. В рамках данного предмета перед обучающимися представлено все многообразие художественных материалов, техник, стилей, знакомясь с которыми можно выполнять различные творческие задания. Такие  задания,  которые  связаны  с  цветом,  композицией,  техниками  наиболее успешно развивают воображение, поднимая его на новый уровень. 
Чтобы определить уровень эстетического восприятия младших школьников для начала нужно разобраться с помощью, каких средств это делается. На практике, зачастую, применяется тестирование, анкетирование, проведение творческих игр и задач, а также анализ творческих работ учащихся. При этом оценка произведений учеников происходит по следующим критериям:
  • сочетание цветов работе;
  • композиция в рамках определенного формата;
  • сюжет рисунка (его содержание);
  • искусность (эстетичность) исполнения;
  • общее эмоциональное впечатление от рисунка.
Таким образом, если систематически на уроках изобразительного искусства использовать такие средства, как изучение учебной литературы, основанной на качественных материалах (иллюстрациях, фотографиях, схемах), анализ произведений известных художников, выполнение основных творческих заданий, на развитие эстетического восприятия, регулярная диагностика уровня эстетического восприятия с помощью специальных авторских диагностик, то можно эффективно развивать эстетическое восприятие.
Литература
1.  Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств, на занятиях живописи / Н. В. Виноградова - М.: Просвещение, 2009. - 20 с.
2. Дронова  Т.Н.  Из  детства  в  отрочество:  Программа  для родителей и воспитателей  / Т.Н. Дронова - М.: Просвещение, 1997. – 260 с.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев -  М.: Просвещение, 1983. - Т.2, -185 с.
Орлова Е.О. Образовательные возможности иллюстрации детской книги [Текст]: учебное пособие / Е.О. Орлова - Великий Новгород, 2009. - 56 с.
4. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б.М.  Неменский - М.: Просвещение, 2013, - 240 с.
5.  Русова Н.Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба / Н.Ю. Русова – М.: Флинта, 2004. – 354 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»