Повышение мотивации на уроках изобразительного искусства
Горинова Наталья Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №313
Фрунзеского района Санкт-Петербурга
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №313
Фрунзеского района Санкт-Петербурга
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемая часть духовной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок на уроке почувствовал себя успешным, что способствует повышению мотивации к познавательной деятельности в целом. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности и к изобразительной, у школьников за последнее время снизилась. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности. Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Актуальность данного опыта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.
Уровни развития учебной мотивации:
- Отрицательное отношение к учению.
- Нейтральное отношение к учению.
- Положительное, но аморфное отношение к учению.
- Положительное отношение к учению.
- Активное, творческое отношение к учению.
- Личностное, ответственное отношение к учению.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства и технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя – творца:
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.
Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.
Что дает высокая мотивация учения ребенку:
- Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- Повышение собственной значимости;
- Признание учителей и сверстников;
- Развитие творческих способностей;
- Гордость собой и своими успехами;
- Статус успешного человека.
Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Примеры проведения уроков:
Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Примерами таких уроков могут быть уроки в 5 классе по темам «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре», «Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка». На уроках связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем эскизы архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты построек. Здесь же проводится словарная работа.
Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после урока – виртуального путешествия, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.
Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого урока может быть урок по теме «Пейзаж – настроение. Природа и художник» в 6 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»
Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков можно провести в 5 классе как итоговый урок «Народные промыслы».
Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходил урок в 5 классе «Русский костюм и современная мода». Учащиеся с удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.
Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого урока – урок в 6 классе по теме «Жанры в изобразительном искусстве».
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных уроков, хочется только отметить, что при интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Пример такого урока – «Русская матрешка» (изо + рус. язык), на котором дети узнали об истории русской матрешки, выполнили рисунки и написали мини-сочинения по теме.
Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.
Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Например, на уроке изобразительного искусства учащиеся пишут натюрморт. Ставятся три постановки с учетом сложности выполнения задания. Так, например, для первой группы учащихся, можно поставить сложный по цветовой гамме натюрморт и большого количества предметов и драпировок. Простой натюрморт они будут писать без большого желания. При выполнении простой и очень легкой работы они не смогут приобрести новые знания, а, следовательно, и никакого личностного роста у них быть не может. Для средней группы учащихся необходимо поставить интересный, но не сложный натюрморт (не более чем из пяти предметов). А для учащихся, которые обучаются с нуля» и не имеют больших способностей и сильной мотивации к учебе, достаточно поставить простой натюрморт из трех предметов.
На своих уроках я не ставлю неудовлетворительные оценки за неправильные ответы, но я поощряю верные и творческие решения. В результате введения жетонов в процесс обучения, мои студенты не бояться делать ошибки. Им прививается вкус к творческим экспериментам и желание развиваться.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- «посещать» крупнейшие музеи мира;
- прослушивать записи песен;
- активизировать учебный процесс.
На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.
Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Современное общество благодаря научно-техническому прогрессу развивается быстрыми темпами и диктует новые требования развития личности в нашей стране. Общие задачи обучения: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.
Ученик должен уметь
-ставить цель и добиваться ее;
- общаться;
- адаптироваться к ситуации;
- ориентироваться в мире;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- заботится о других и о своем здоровье.
В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применить их на практике.
Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования - повышение мотивации учащихся на уроках. При изучение курса изобразительного искусства необходима взаимосвязь многих фактов для развитие творческой личности.
В результате повышается мотивации учащихся качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.
Как же увлечь детей на уроке? Как найти к каждому ученику свой подход? На уроках изобразительного искусства у нас самые благодарные слушатели, но как с их взрослением не потерять искру, горящую в глазах?
Что же такое мотивация?
Мотивация— побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.
Существует несколько видов мотивации.
1) внешняя мотивация— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Например, метод стимулирования. Родители используют материальный стимул. Нужно поощрять ребенка за знания, иначе он будет выпрашивать у учителей хорошие оценки.
Также к внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения.
2) внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Достаточно многим учащимся доставляет сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.
На уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как, чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью.
Разберем каждый из факторов.
1.Оттенки чувств.
Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. Затронуть эмоциональное состояние помогут и музыкальные произведения, но это должно быть уместно. Если нас может тронуть за душу мелодия из кинофильма «Мой ласковый зверь», то большее воздействие на детей произведет музыка из кинофильма «Титаник». Фрагменты из видеофильмов развивают зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока.
2. Интерес.
Психологи подмечают, что интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении.
Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс. Важны коллективные и групповые формы работы, соревнования, метод открытий, дифференцированный подход к каждому ученику. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Я стараюсь поощрять свободу выбора детей, оставляю за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения. В каждой теме урока есть вариантность выполнения. Например, тема « Декор русской избы» в 5 классе. Одни ученики выполняют рисунок узора ставней, другие рисуют окна с наличниками и ставнями избы, а некоторые украшают декором весь фасад избы. И часто дети берутся за самый сложный вариант работы. Каждый урок мы начинаем с повторения. Открываем альбом и смотрим, как выполнили работу на прошлом уроке; обсуждаем, хвалим творческий подход.
3. Успех.
Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, не нужно выдумывать успех для ребёнка и хвалить его за это. Отмечайте те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается. Надо быть честным с детьми. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества. Есть дети, которые очень талантливые, многие занимаются в ИЗО - студиях, а другим ребятам, при всем желание, не получается достичь такого же результата в работах. Важно воодушевить учащегося, объяснить, что каждый талантливый, но может в другой области: музыке, литературе или спорте.
4. Новизна.
На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Например, разместить фон картины, но только сине - голубых тонов, и поставить перед детьми задачу: нам надо сделать, чтобы картина стала интересней. Дети увидят морское дно, нарисуют рыбок и подумают, что они сами выбрали такую тему и будут радоваться новым открытиям.
Используя разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске очень помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны.
Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
5. Комфорт.
Конечно, важно в каком кабинете проходит урок, как он оснащен, удобен ли. Физический комфорт влияет на подсознательное восприятие материала. Но и эмоциональный комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от учителя.
6. Компетентность учителя.
Компетентность - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. На многие творческие суждения, вопросы существует несколько правильных ответов. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Сейчас дети имеют возможности получить информацию из Интернета и нам надо опережать на шаг детей во всем или хотя бы не отставать. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Многие работы своих учащихся я отправляю на Интернет - конкурсы, размещаю на сайтах. Грамоты, дипломы, отзывы на работы учащихся в Интернете - всё это стимулирует творческое совершенствование.
7.Связь с жизнью.
Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.
Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу. А также пользоваться на уроках новыми информационными технологиями.
Интерактивная доска обеспечивает высокий уровень наглядности, компьютер помогает готовить раздаточный материал, но иногда показ работ учеников пошлых лет является большим стимулом: «Я тоже так могу и даже лучше!».
Если присмотреть, то каждого предмета, окружающего нас в мире, «касалась» рука художника. Только существует массовое производство, где идею, проект создает мастер, а есть эксклюзивное создание произведений, в которых главным является его неповторимость. В профориентации учащихся, наверное, ни одна из школьных дисциплин не имеет столько областей применения, как область искусства. Начиная от художника -дизайнера - декоратора – архитектора и заканчивая просто ценителем искусства.
Много факторов влияет на развитие ребенка, на его жизненный выбор, но приятно, кода ученики поступают в архитектурный институт, учатся на дизайнера. Если одним ребятам уроки искусства помогают найти свое место в мире, раскрыться творчески, другие ждут следующий урок с трепетом, значит, стоит трудиться, меняться, совершенствоваться дальше. Поэтому для моей работы важный мотив – это дети.
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обучаемости и воспитанности.Изучая мотивацию учения школьников, я пришла к следующим выводам:
1) учебная деятельность школьника полимотивирована;
2) мотивация в различных возрастных группах проявляется по разному;
3)сформированная мотивация влияет на повышение качества обучения;
4)в процессе формирования мотивации необходимо учитывать особенности психофизического развития школьника и типологию предметной деятельности.
Результатом развития мотивированности не может быть только выбор профессии, но и знания; которые нужны ребёнку «здесь и сейчас».
Опыт работы по проблеме изучения мотивации будет представлен педагогам нашей школы, для ознакомления с методикой изучения и формирования мотивации школьников и возможности внедрения в практику преподавания другими педагогами.
Подобные изучения мотивации школьников планируется проводить с целью усовершенствования учебного процесса на уроках и повышения обученности школьников.
Список используемой литературы:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.
- Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.,1998;
- Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
- Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
- Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя – М.: Просвещение,2006.-176с.;
- Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:АРКТИ, 2003.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
- Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. − М.: Народноеобразование,1998.
- Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.
- Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: ОМЕГА – Л, 2006.