Статья по изобразительному искусству «Что такое симметрия?»
Николаева Камила Евгеньевна
Учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 4 Жака – Ива Кусто
Г.Санкт – Петербург
.
Как различать ребёнку в первом классе, понятие симметрии. Чаще всего ребёнок путает понятие симметричное и одинаковое. Урок – игра для маленького ученика ближе и понятнее.
На вопрос, одинаковые ли у нас руки или находятся симметрично друг к другу?
Чаще всего ученики отвечают, что они одинаковые. А почему же наши руки называются правая и левая? Значит, они зеркально отражают друг друга.
А половинки лица? Учитель предлагает нарисовать на доске человечка с одинаковыми половинками лица. Ребята сразу понимают, что руки и лицо у человека симметричны.
Ребята наперебой называют различные варианты. Затем предлагается написать на доске цифры и буквы, которые симметричны, если ребёнок ошибается, то другой его поправляет. В обсуждении участвует весь класс.
Вопросы, которые предлагаются для обсуждения темы:
1. У бабочки крылья одинаковые или симметричные?
2. Что может быть одинаковым?
Буквы, цифры, предметы, живые существа, всё что угодно. Подумай, назови!
3. Что может быть симметричным?
Предметы, живые существа, буквы,
Цифры. Подумай! Назови.
4. Некоторые буквы и цифры могут быть симметричными.
5. Две половинки одного животного, предмета или растения симметричны. Вот что получается, если сделать их одинаковыми?
6. Поросёнок симметричен?
7. Подумай, на каком рисунке лицо симметрично, а на каком нет? Ответь!
8. Какие из рукавичек одинаковые, а какие симметричные?
Назови!
9. Найди среди предметов одинаковые и симметричные.
10. Эти буквы ассиметричны?
Назови другие!
11. Мы с вами прощаемся и надеемся, что вы запомнили сегодняшний урок!
Учащиеся приступают к работе (нарисовать на выбор: симметричную бабочку и ассиметричный цветок)
- рисунок карандашом.
- Работа в цвете акварелью (без белого).
При выполнении эскиза учитываются следующие условия:
1. Композиция на листе.
2. Цветовое решение (использование первичных знаний по цветоведению, предлагается использовать три основных цвета и их дополнительные).
3. Аккуратность исполнения.
Такой урок хорошо запоминают даже шестилетки.
Задание, предлагаемое на уроке, рассчитано на быстрое выполнение и направлено на активизацию детского творчества , на формирование умений сравнивать и сопоставлять полученные результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ1. Выполнение работы учащимися