Санкт-Петербургское государственное бюджетное Профессиональное
образовательное учреждение
Статья
Пути повышения мотивации учащихся на уроках «ИЗО»
Штохова Елена Владимировна,
преподаватель дисциплины «ИЗО»
СПбГБПОУ «Художественно-профессиональный
лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»
Санкт-Петербург
2015 – 2016 гг.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность,
определяющие направленность личности.
В настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. И на это много объективных и субъективных причин.
Перед преподавателями стоит серьезная задача мотивировать обучающихся на учебу. Необходимо заинтересовать их, направить, дать возможность развиваться, как личность, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Причем, необходимо оценивать и контролировать работу учащихся, развивая их творческие способности и давая максимум свободы выбора, делая упор на ответственность и самостоятельность.
Для этого, преподаватели средних образовательных профессиональных учреждений должны иметь соответствующие педагогические компетенции.
Формирования личностных образовательных результатов учащихся в большей степени зависит от педагогических компетенций преподавателя, чем от личных качеств обучающихся.
Очевидно, что в последнее время снизилась мотивация учащихся к обучению и необходимо выработать новые методики, способные мотивировать студентов к освоению новых знаний и освоению получаемой профессии.
Каждый преподаватель должен использовать передовой опыт талантливых преподавателей, у которых высокая результативность обучения учащихся. Необходимо делиться опытом и внедрять этот опыт в систему обучения.
Если преподаватель работает на 100%, а учащиеся всего на 10%, - результативности обучения не будет. Только при условии работы преподавателя и учащихся в соотношении 50% на 50% можно достигнуть высокого уровня освоения знаний и получить высокие контрольные результаты.
Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Что же с этой ленью учащихся и нежеланием учиться делать?
Необходимо, чтобы каждый ученик сам знал ответы на вопросы:
1. Почему ты учишься?
2. Зачем ходишь в лицей?
3. Можно ли не учиться в лицее, а приобретать знания самостоятельно?
4. Почему ты решил приобрести именно эту профессию?
5. Где и на какой должности после окончания лицея ты планируешь работать?
6. Какие знания, навыки и умения для этого тебе необходимы?
7. Какую ты имеешь специальную подготовку?
8. Увлекался ли ты рисованием в свободное от учебы (работы) время?
9. Поддерживали ли тебя родители, учителя в школе?
10. Оцени свои способности к рисованию по 10-бальной системе.
С этой целью учащимся можно дать заполнить анкеты. Дается диагностический тест (задание – с целью выявить уровень подготовленности и уровень способностей). Ознакомившись с результатами заполненных анкет и тестов, преподаватель может студентов дифференцировать по способностям, по уровню подготовки.
Чтобы обеспечить учащимся личностные результаты, необходимо все лабораторные, практические и самостоятельные работы разрабатывать, деля их на три группы:
1. Высокий уровень подготовки, большие способности
2. Средний уровень подготовки, средние способности
3. Низкий уровень подготовки, средние (слабые) способности
Необходимо при выдаче заданий учитывать уровень подготовки и способности и давать учащимся такие задания, которые они способны выполнить. Преподаватель должен учитывать каждого ученика, как личность. К каждому студенту иметь личностный подход.
Для учеников со слабыми способностями или ослабленными возможностями (плохое здоровье, например…), можно задание разделить на несколько небольших этапов выполнения. За каждую выполненную поэтапную работу можно ставить оценку или выполнять поощрение другими способами (жетонами, например…).
Очень важно, чтобы задания были мотивирующими к работе учащихся, интересными, даже – интригующими… Возможно, очень близкие к выполнению задач в реальной жизни.
Например, на уроке изобразительного искусства учащиеся пишут натюрморт. Ставятся три постановки с учетом сложности выполнения задания. Так, например, для первой группы учащихся, можно поставить сложный по цветовой гамме натюрморт и большого количества предметов и драпировок. Простой натюрморт они будут писать без большого желания. При выполнении простой и очень легкой работы они не смогут приобрести новые знания, а, следовательно, и никакого личностного роста у них быть не может. Для средней группы учащихся необходимо поставить интересный, но не сложный натюрморт (не более чем из пяти предметов). А для учащихся, которые обучаются с нуля» и не имеют больших способностей и сильной мотивации к учебе, достаточно поставить простой натюрморт из трех предметов.
Но всем обучающимся дополнительно ставится преподавателем задача: передать свое личностное отношение к данному натюрморту. Возможно это – ассоциации, а может быть – воспоминания или просто определенные ощущения, вызванные данными формами и отношениями цветов.
Для формирования личностных результатов учащихся необходимо поставить перед ними еще и конкретную ясную задачу. Не просто написать натюрморт с личными ощущениями, а для подготовленных студентов – передать фактуру и текстуру предметов; для студентов со средними способностями: передать правильное сочетание цветов и оттенков, а так же – тональные отношения предметов и драпировок; для слабых студентов: передать соотношения цветового тона и светлотности.
Необходимо создать все условия для творческой работы учащихся. Кабинет должен быть оборудован осветительными приборами (софитами). Учащиеся должны работать за удобными и комфортными мольбертами. У каждого должны быть в наличии все инструменты для работы. Необходимо учитывать разную скорость выполнения творческой работы. Для создания рабочей творческой атмосферы можно включить приятную музыку. Во время выполнения студентами заданий преподаватель должен контролировать весь процесс обучения.
Необходимо оказывать помощь и поддержку учащимся неуверенным в себе, тем, у которых поначалу ничего не получается. Преподаватель должен сам обладать терпением, тактичностью, чуткостью… И помочь ровно столько, сколько это необходимо.
Рекомендуется давать полную творческую свободу учащимся, имеющим подготовку и способности. Часто им необходимо оказывать помощь и указывать на ошибки, но делать это ненавязчиво, незаметно, тактично направлять…
Каждый студент должен иметь свободу выбора, свободу личностного творческого развития. В каждом ученике преподаватель должен увидеть вначале личность человека, а потом – интересную творческую личность. Не сломать, подстраивая под общепринятые стереотипы, а помочь развить свое личностное видение мира, развивая способности и навыки умения рисовать каждого учащегося. Мотивировать на создание новых оригинальных интересных работ.
Необходимо, чтобы между студентами и преподавателем были построены доверительные отношения, основой которых служит взаимоуважение. От преподавателя во многом зависит, какие взаимоотношения в группе между учащимися. Нужно уметь вовремя погасить конфликт, если он вдруг появился. Нужно уметь настроить учащихся на толерантное отношение друг к другу.
На уроках, обычно, я говорю: «Мы не осуждаем работы друг друга, а обсуждаем. Мы не сравниваем свою работу с работой товарища, но мы сравниваем свою прошлую работу с настоящей работой». Результаты – личностные результаты каждого студента, как личности. И только из личностных результатов складывается общий результат «Выигрывают тогда, - когда все вместе» - гласит древняя пословица.
Чтобы повысить результативность личностных образовательных результатов, необходимо учитывать познавательные и социальные мотивы.
Необходимо использовать разные методики проведения уроков: урок-игра, урок - «мозговой штурм», урок – мастер-класс, урок критического мышления, комбинированные уроки,…
На своих уроках я ввела систему жетонов, повышающую мотивацию учащихся. Я не ставлю неудовлетворительные оценки за неправильные ответы, но я поощряю верные и творческие решения. В результате введения жетонов в процесс обучения, мои студенты не бояться делать ошибки. Им прививается вкус к творческим экспериментам и желание развиваться.
Каждое большое задание, рассчитанное на длительное выполнение по времени, я делю на этапы даже для способных и подготовленных к работе учащихся. Например, выполнение этюда натюрморта в акварели делится на 4 этапа: компоновку в листе, построение предметов, создание эскиза, работу в цвете и заключительного этапа – законченную работу. За каждый этап проделанной работы студент получает оценку. Часто работы оцениваются всем коллективом студентов.
Такие воспитательные моменты в процессе обучения воспитывают взаимную поддержку и взаимное уважение, учат не обижаться и принимать доброжелательно данные советы от товарищей.
За оригинальные и качественно выполненные работы я даю еще один жетон по причине того, что они идут в электронный фонд лучших работ. При оценивании заданий, я сканирую такие работы. Все работы являются собственностью учащихся.
Такой подход к обучению учащихся дополнительно мотивирует учащихся на достижение высоких результатов. Они спокойны, зная, что все их лучшие работы останутся в портфолио и не жалеют сил и времени для собственного личностного роста.
В конце каждого урока я важно поблагодарить учащихся за работу на уроке, за то, что они порадовали преподавателя своими личными достижениями.
Большое значение Комитет образования уделяет дистанционному обучению.
Большое количество дидактических и развивающих творческие способности материалов можно загрузить в интернет. Так, на социальном сайте можно создать группу, в которую преподаватель совершенно бесплатно может загружать свои видео с мастер-классами, аудио-лекции, разнообразные документы. Если учащийся по каким-либо причинам не может присутствовать на учебных занятиях, он может дома выполнить все задания и не отстать от одноклассников. Так, я загружаю на свой сайт преподавателя или в свою группу по предмету «ИЗО» все задания для практических и лабораторных работ. Можно скачать методическое пособие для выполнения любого задания с примерами и подробным объяснением всех этапов выполнения задания и сроками. По выполнению самостоятельных работ, также, загружены все задания и методические рекомендации. Каждый ученик может их беспрепятственно в любой момент получить и выполнить. Возможно непосредственное общение преподавателя с учащимися все учебного процесса в виде сообщений, писем по почте или общения по скайпу. Возможен мгновенный обмен любой информацией в виде фотографий, видео и любых документов.
Часто учащиеся пишут мне вопросы, если им что-то непонятно по выполнению заданий или других вопросов. Я с удовольствием отвечаю им. Такое он-лайн общение и взаимообмен так же повышает мотивацию учащихся к учебе. Если студенты видят, что преподаватель не только учит, но являясь сам нравственной и духовной личностью, сильно переживает и болеет за них, они опасаются его разочаровать, расстроить или обмануть и стараются выполнить задания как можно лучше. Такие доверительные отношения являются серьезной мотивацией в процессе обучения учащихся.
Можно организовать проведение научной, исследовательской работы. С детства каждому человеку присуще любопытство и исследовательские способности. Вспомните, как вы в 2-3 года все предметы, которые вас окружали, хотели потрогать, попробовать на вкус…. Фарфоровую кружку можно укусить и это будет неприятно и невкусно… Можно ударить ею братика по лбу… Можно в нее налить воду… Можно ее бросить и разбить. Потом собрать осколки и долго их рассматривать и любоваться ими. Потом взять пластилин и создать из этих осколков панно, подарить маме….
Потребность познавательной деятельности, как одну из мотиваций, важно использовать в процессе обучения изобразительного искусства. Можно организовать семинар по изучению тенденций развития современного искусства в России и за рубежом. Студенты в таких семинарах и конференциях с удовольствием принимают участие. А я, как преподаватель, поощряю их за это участие жетонами или хорошими оценками.
Перед выполнением многих заданий по формальной композиции, которые выполнять намного скучнее, чем другие задания, я предлагаю обучающимся поиграть, поэкспериментировать с элементами композиции: «Представьте, что это – ваша лаборатория, а вы – ученый. Из линий, точек, пятен нужно собрать гармоничную композицию на заданную тему. Но вначале нужно понять, узнать все возможности и вариантные решения элементов композиции. Представьте, что это ваш конструктор, вроде, конструктора «лего», который вы все в детстве очень любили… Это – мозаика любых вариантных решений, в которой вам нужно выбрать одно из самых лучших, оригинальных и гармоничных…».
С такой установкой на задание даже самые немотивированные ученики с удовольствием выполняют задания.
Несколько раз в неделю, кроме запланированных консультаций по дисциплине, я учащихся собираю для занятий в кружке. Приходят все желающие студенты со всего лицея. Оценки не ставятся, можно задать, любой вопрос по любой теме «ИЗО». У студентов на таких занятиях пропадает страх, опасение получить неудовлетворительную оценку, что так же увеличивает мотивацию к получению и освоению знаний.
Все эти факторы учебного процесса влияют на формирования личностных образовательных результатов учащихся. И их необходимо учитывать во время всего образовательного процесса.
Ведь задача преподавателя «ИЗО» не только дать студентам навыки рисования, а открыть красоту окружающего нас мира. Научить замечать и восхищаться гармоничными формами и красками объектов фауны и флоры, беречь и умножать красоту мира, в котором мы живем.
Важно, чтобы покинув стены родного лицея, учащиеся вели нравственный, духовный образ жизни, передавая свое видение родным, друзьям, детям…
Только тогда мы все вместе можем сделать мир еще добрее, красивее, гармоничнее.