Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сценография – особый вид художественного творчества

Дрихель Аурелия Владимировна,
преподаватель ГБОУ № 343
Невского района Санкт-Петербурга
Класс:  8 
Вид урока: Сообщение нового материала, выработка практических умений и навыков.
Цель урока:
Формирование навыков декоративного рисования. 
Выполнение композиции декоративного пейзажа.
Задачи:
1. Образовательные: 
- познакомить учащихся с художественной деятельностью сценографа;
- объяснить различие между деятельностью живописца и театрального сценографа; 
- познакомить учащихся с видами сценического оформления; 
​​​​​​​- сформировать умение определять разницу между различными видами сценических декораций. 
2. Развивающие:
- развивать умение работать с линиями и формами, умение использовать законы равновесия, целостности и единства форм художественной композиции;
- развивать фантазию и умение воплощать собственные идеи, совершенствование художественно-изобразительной деятельности, наблюдательность и зрительную память;
- формировать пространственное восприятие, чувство цветовой гармонии, ассоциативное мышление, 
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль;
- способствовать формированию эстетического вкуса;
- воспитывать творческую активность, любознательность, положительную мотивацию к изучаемому предмету. 
Методы:
- словесные (объяснение, рассказ);
- наглядные (показ фотографий, изображений, учебные рисунки);
- практические (выполнение практической работы).
Оборудование:
Для педагога: ТСО (компьютер, проектор, доска), наглядные материалы – готовые рисунки.
Изобразительный ряд: фотографии театральных декораций, учебные работы.
Для обучающихся: Бумага, цветные карандаши или краски, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка.
Основные понятия и термины: театр, сценография, театральные декорации, виды театральных декораций, сценограф, театральный художник.
План урока:
Ι. Подготовительный этап
1. Проверка готовности учащихся,
2. Определение темы и целей урока.
ΙΙ. Основной этап
1. Изучение нового материала с текущим контролем уровня его освоенности 
2. Демонстрация фотографий на проекторе, изображений и готовых рисунков.
3. Объяснение задания, демонстрация рисунков учащихся прошлых лет.
4. Практическая работа – самостоятельное выполнение задания.
ΙΙI. Заключительный этап
1. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Ι. Подготовительный этап:
1. Проверка обучающихся и их готовности к уроку.
2. Объяснение темы и цели урока.
Слайд 1.
Обратите внимание на слайд, на котором изображена сцена театра.
Наверняка многие из вас были в театре и вам, возможно знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает чувство волшебства и тайны. Мы ещё не видим героев спектакля, но на сцене уже царит какая-то другая, необыкновенная жизнь, зрителям открывается новый мир.
Что предстаёт пред нашим взором? Благодаря чему мы погружаемся в эту атмосферу? (Ответы учащихся)
Слайд 2.
 Волшебство спектакля начинается с образной среды, которая создаётся при помощи сценографии. Тема нашего урока: Сценография – особый вид художественного творчества. (На классной доске записывается тема урока).
Сценография (театрально-декорационное искусство) — это отдельный вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа. Под сценографией понимается не только работа над декорациями, но и создание костюмов, освещения и постановочной техники. Это область творчества театрального художника – сценографа.
Сегодня нашей задачей будет разобраться, чем занимается сценограф? что отличает его деятельность от творчества художника? Мы также рассмотрим все виды сценических декорации, которые используются в спектакле и по сей день.
ΙΙ. Основной этап
Работа театрального художника отличается от работы живописца или графика.
Как вы думаете, в чём разница?

(Ответы учащихся)
В отличие от них сценограф имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены, в котором создаёт мир спектакля.
Сегодня мы поговорим лишь о декорациях.
Слайд 3.
Размещая их на сцене, сценограф создаёт пространство и среду, в которой будут жить герои пьесы. Например, в спектакле местом действия указан лес. Это не значит, что художник высаживает на сцене настоящие деревья. Его задача создать сценический образ, и этот образ может рождаться благодаря живописным росписям, реальным вещам или по театральному условным конструкциям, вертикалям, кубам. И всё это будет не менее убедительно для зрителя благодаря его воображению, чем реальность.
Что, кроме этого, отличает деятельность сценографа и живописца?
(Ответы учащихся)
Слайд 4

В отличие от художника-живописца, который сам диктует законы, по которым создаёт своё произведение, сценограф должен играть по правилам, предлагаемым режиссёром. Это не значит, что театральный художник менее свободен в своём творчестве, нежели живописец. Просто художнику-сценографу, перед тем как воплотить на сцене то или иное место важно определить, какие действия происходят в спектакле и что делают актёры. Театральный художник начинает работу над декорациями после прочтения сценария. При этом работа совершается над воплощением игровой среды, образно выражающей смысл спектакля. В этом случае декорация дома или леса становится активной участницей действия и частью актёрской игры.
В современном театре по характеру и способу оформления сцены можно выделить следующие виды декораций:
- живописные декорации,
- проектные,
- натуралистически-бытовые,
- игровые или условные (метафорические),
- архитектурно-конструктивные.

Давайте рассмотрим каждый вид в отдельности.
Слайд 5
На раннем этапе театрального творчества преобладали живописные декорации.
Как вы думаете, как создавались эти декорации(Ответы учащихся)
Основным элементом в них является рисованное изображение. Чаще всего оно располагается позади играющих актёров и называется задником. Даже объёмные объекты здесь чаще всего плоскостные и рисованные.
Живописно-декорационное оформление имеет большую историю. Оно многообразно и достигло особых высот. В качестве примеров можно назвать декорации Н.К.Рериха к опере «Князь Игорь» (слайд 6).
и декорации Б.М.Кустодьева к спектаклю «Левша» (слайд 7).
Проекционные декорации сродни живописному типу сценического оформления.
Слайд 8
Как вы думаете, как создаётся этот тип декораций?
(Ответы учащихся)
Основным элементом проекционной декорации являются оптические или электронно-цифровые проекции на экран или другие плоскости сценического оформления.
Появление этих декораций стало следствием вторжения искусства кинематографа и компьютера в сценическое пространство. Целые проекционные стены, динамический свет и лазеры создают множество интересных эффектов, усиливающих впечатление от происходящего, на сценах концертных залов и на стадионах.
В качестве примера вашему внимание представлены декорации спектаклей театра «Латерна Магика» («волшебный фонарь») и работы художника известного чешского художника Й. Свободы. Слайд 9
Натуралистически-бытовые декорации появились в конце XIX — начале XX в.
Они возникли как противопоставление и отрицание бутафорски-фальшивого изображения мира на сцене, как следствие развития идей театрального реализма.
Слайд 10
Что используется для демонстрации натуралистически-бытовых декораций?
(Ответы учащихся.)
На подмостках появились самые натуральные вещи — стулья, комоды, швейные машинки, взятые прямо из жизни. Они своей безусловностью подчёркивали правду происходящего на сцене.
Ярким примером стремления к правде и достоверности на сцене МХТ той поры может быть спектакль «На дне» реформатора театра к. С. Станиславского и художника В. А. Симова.
(Слайд 11)
Противоположностью натуралистической сценографии стало создание зрительного образа спектакля благодаря игровой условности существования предмета на сцене. Любая вещь на сцене или её деталь приобретает тот смысл, который ей придаёт актер.
Слайд 12.
Например, один и тот же кубик может благодаря отношению к нему актёра восприниматься зрителем то, как стол, то, как трон или пень. Такие декорации можно назвать игровыми, или условными (метафорическими).
Спектакль «А зори здесь тихие» художника Д. л. Боровского и режиссёра ю. п. Любимова в Театре на Таганке в Москве — яркий пример использования неограниченных возможностей такой сценографии. Борта грузовика в одной сцене предстают перед нами как автомашина, в другой — становятся деревьями, в третьей они же — стена бани и т. д.
( слайд 13)
В 20-е гг. XX в. появились архитектурно-конструктивные декорации.
Слайд 14
Что и как создаёт пространственную среду в подобного рода декораций?
(Ответы учащихся)
 В этих декорациях зрительный образ рождался благодаря созданию и расположению на сцене различных конструкций: от простейших кубов, станков и лестниц до сложных архитектурных построений (чуть ли не зданий). Такая сценография лаконична, пластически выразительна и поэтому часто встречается на современной сцене. Она как бы лишена быта и отделена от его вещизма.
Слайды 15.
Деление декораций на упомянутые виды достаточно условно. В чистом виде в современных спектаклях они встречаются редко. Чаще всего мы видим их смешение, когда они дополняют друг друга, обогащая язык сценографического искусства.
Слайд 16.

Вывод: мир на сцене может включать в себя те или иные реальные предметы. От этого он не становится равным окружающей нам действительности. Сценический мир условен и образен, только игра актёров и наше воображение может приблизить этот мир к реальности.
2. Демонстрация учебных рисунков.

Посмотрите на рисунки учащихся прошлых классов.
Как, по-вашему, справились с образной задачей ученики?
(ответы учащихся)
3. Объяснение задания, демонстрация работ учащихся прошлых лет.
Практическое задание. Вм предстоит создать эскиз оформления театральной сцены с точки зрения сценического воплощения спектакля, используя декорации любого вида. Помните о законах равновесия, целостности и единства форм художественной композиции. Не забывайте также, что в передаче атмосферы спектакля большую роль играет цветовая гамма, при помощи которой выполнены декорации.
4. Практическая работа – самостоятельное выполнение задания, в процессе которой учитель ходит по рядам, комментирует работы учащихся и хвалит.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»