Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Выразительные средства композиции: точка, линия, пятно

Волошина Ирина Геннадьевна

Тот, кто рисует, получаетв течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит.
И. Дистервег
     Не каждый  ребенок  приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо  принимать  всех  детей так, будто они потенциальные  художники. В  этих   условиях  одаренные скорее  найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных  замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.
Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием.
Большинство  специалистов - психологов и  педагогов сходятся во  мнении:  детское  рисование – это один  из  видов  аналитика - синтетического   мышления.   Рисуя, ребёнок как бы  формирует  объект  или  мысль  заново,  оформляя   при   помощи  рисунка  своё  знание,  изучая  закономерности,  касающиеся  предметов  и  людей  вообще,  «вне  времени  и  пространства».  Ведь  дети, как  правило,  рисуют  не  конкретный  образ,  а  обобщенное  знание  о  нём,  обозначая  индивидуальные  черты   лишь   символическими   признаками,   отражая   и  упорядочивая  свои  знания  о  мире,  осознавая  себя  в  нём.  Вот  почему,  по  мнению  учёных,  рисовать  ребёнку  также  необходимо,  как  и  разговаривать.  Ведь  неслучайно  Л. С. Выготский  называл  рисование  «графической   речью».
Рисование – большая  и  серьёзная  работа  для  ребёнка.   Даже  каракули  содержат  для  маленького  художника  вполне  конкретную  информацию  и смысл.  Определённое  достоинство  рисования  по  сравнению  с  другими  видами  деятельности  в  том,  что  этот  вид  творчества  требует  согласованного  участия  многих  психических  функций.
Рисование    не    просто    способствует    развитию   каждой    из   этих  функций,  но и связывает  их  между  собой,  помогает  ребёнку упорядочить бурно  усваиваемые знания, оформить и зафиксировать   модель   всё   более  усложняющегося  представления  о мире.
Традиционных  подходов  часто   недостаточно  для   развития  творчества  у  современных  детей.  
      Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
     Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Возраст детей – 8-9 лет, соответствующий второму году обучения художественного отделения   ОДОД, также урок может быть использован для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство».

Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование».

Время: 45 минут.

Обоснование выбора данного занятия. Изучая выразительные средства графики, на занятиях по изобразительному искусству, дети учатся условности графического языка, обобщению действительности. Под условностью подразумевается отбор явных, характерных черт объекта и отказ от второстепенных маловыразительных его деталей. Это позволяет учащимся острее и внимательнее наблюдать натуру.
     За основу работы в обучении детей выразительным средствам графики положен анализ работ выдающихся художников , что помогает в решении целого ряда технических задач. Дети, опираясь на зрительные впечатления, сами приходят к выводам на уроке, что позволяет им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме занятия.

Планируемые результаты:

Личностные: проявят интерес к новым видам деятельности.

Предметные: научатся сравнивать картины по заданным критериям; представлять информацию в устной форме; систематизировать полученные знания в свете новой информации о выразительных средствах графики и приемах изобразительной деятельности при изображении растительных форм.

Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации.

Формирование УУД:

Личностные УУД: стремится к овладению приемами творческого самовыражения; через практическую работу старается понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере первоцветов.

Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с графическими материалами: маркер, тушь и гелиевая ручка; овладевает умениями применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа.

Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.

Познавательные УУД: понимает значение выразительных средств графики в творческой деятельности и изобразительном искусстве.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Конспект урока

Тема: «Выразительные средства графики. Точка, линяя, пятно ».

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цель: познакомить с выразительными средствами графики и через практическую работу помочь учащимся понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере рыбки .

Задачи:

Обучающие: 

познакомить с выразительными средствами графики;

активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;

формировать у учащихся умения чувствовать и определять красоту линий и пятен, форму, пространственное положение изображаемых объектов;

Развивающие: 

развивать умение обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе;

развивать умения применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; умения и навыки в выборе композиционных приемов при заполнении пространства; умение работать без предварительного рисунка;

развивать способности к творческому самовыражению; образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память.

Воспитывающие: 

воспитывать любовь к природе.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя:
презентация; раздаточные карточки для учащихся, информационные карточки на доску.

Оборудование для учащихся:
бумага белая ф А4 и бумага тонированная для граттажа ф А4, черные маркеры разной толщины, царапки; листы для упражнений.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Подготовка к занятию, организация рабочего места.

Мотивация учебной деятельности.

2. Вводное слово преподавателя.

А вы могли бы согласиться с этим выражением «В жизни каждая минута таит в себе чудо»? (Алберт Камю)

А на уроке рисования может произойти чудо?

Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.

При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.

3. Ведение в тему урока

- Сегодня мы познакомимся с чудесными свойствами линии, пятна, и отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном

- Вспомним, что графика – один из видов изобразительного искусства. (Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”).

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира.

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира.

Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.

Точка

«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать... (преподаватель рисует на доске одну жирную точку)

Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..

Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет...
Работа с упражнением: «Точка и ее характер»:

Спокойная точка: давайте попробуем ее простучать, как будет вести себя спокойная точка? Теперь попытайтесь нарисовать ее.

Озорная точка: простучите. Попытайтесь нарисовать

Уставшая точка: простучите. Попытайтесь нарисовать.

Какой вывод вы сделали о ТОЧКЕ, как выразительном средстве?
(Точки могут быть мелкими и крупными, располагаться редко или очень близко друг с другом и от этого меняется характер работы, ее настроение. Если точки располагать в движении (друг за другом) - это даёт нам ощущение линии. Расширяясь и расползаясь на плоскости листа, она превращается в пятно).

Линия

«Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии, как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику».
Преподаватель рисует на доске разные линии.

«Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, мятущаяся, стремительная?» Ребята обсуждают и находят каждой линии свое название.

Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и задиристым характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий.Сонная линия (замедляя голос): покойная-преспокойная линия. Она медленно движется  по листу бумаги, еле-еле слышно. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите к доске!
Колючая линия: давайте представим ее, как она будет выглядеть на бумаге.
Радостная, веселая линия: как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию?
Какой вывод вы сделали о ЛИНИИ, как выразительном средстве?(Линии могут быть разными и от этого зависит настроение работы).

Пятно

Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее - светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".

У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.

Итак, графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.

А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.

 Пятна тоже бывают разные.
Доброе: какой у него будет силуэт? (округлый, текучий, волнистый..) Злое: теперь силуэт изменится? (колючий, острый, резкий, большой и т.п.
Какой вывод вы сделали о ПЯТНЕ, как выразительном средстве?
(Пятна очень похожи на силуэт фигуры или объекта, словно это его тень. Силуэт пятна и его размер могут передавать характер и настроение в работе.

4 ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5. Постановка задач практической работы учащихся
 Есть такая рыбка пиранья (по- португальски – «пират»). А называют ее так, потому что у нее челюсть, как у собаки бульдога, она вмиг перекусит палку толщиной в палец. (фото на презентации)

- А вы слышала о летучих рыбах? Что они умеет делать?

- В водах океана живет летучая рыба биплан. Она может пролететь над поверхностью воды аж 50 метров. (фото на презентации)

- А рыбы-бычки, как лягушки, могут жить и в воде и на суше. (фото на презентации)

- Удивительны морские коньки. Самец носит икринки в мешочке, который находится у него на брюшке. Спустя 30-40 дней появляются мальки.

- Очень интересны рыбы-брызгуны. Выбрав мишень, брызгун подбирается, становится прямо под целью, потом «стреляет».

- Рыба-удильщик прячется в камнях, вытащит наружу щупальце и шевелит им. Рыба думает, что это червяк и подплывает. И тут морской черт разивает свою большую пасть, вместе с водой затягивает обманутую рыбку.

- а вы знаете еще каких-нибудь удивительных рыб?

 Задачи рисования

- Ребята, вот видите, какие интересные и разнообразные жители заселяют подводный мир.

- Чему мы будем сегодня учиться?

Сегодня я предлагаю вам нарисовать рыбку в графике.
 Объяснение последовательности выполнения рисунка.

- Сегодня мы свами будем учиться рисовать рыбу,  но прежде мы должны научиться правильно строить рыбку. Посмотрите:

Объяснение по схеме

  1. Сначала чертим осевую линию, рисуем овал.
  2. Овал плавно продолжаем в боковые линии рыбы.
  3. Далее рисуем хвост и плавники.
  4. И чтобы рыбка получилась красивой, нужно придумать ей узоры.
  5. Давайте потренируемся. Перед вами на доске рыба, разделенная на части. Каждый ряд придумывает свои узоры. Выходить будете по 1 человеку и разукрашивать своим узором одну часть. Узоры не должны повторяться.
  6. Вы когда-нибудь пробовали создавать рисунок в графике?

- Кто уже хорошо владеет выразительными средствами графики и легко справится с заданием? Вы хотите этому научиться?

- Продолжите фразы, сформулировав задачи, которые вы хотите поставить перед собой на практической части сегодняшнего урока?

Для работы я предлагаю воспользоваться:  черными маркерами разной толщины для работы на белом листе и палочками-царапками для работы на черном листе бумаги.

- Вспомним технику безопасности при работе с острыми предметами: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть рядом сидящих.

- Прежде чем приступить к работе, вспомните о правилах композиции (рисунок должен быть соразмерен листу, располагаться в центре, вся плоскость листа должна быть включена в работу).

- Попытайтесь с помощью самых разных линий, точек, штрихов, пятен передать образ рыбки.

6 Подведение итогов урока. 

В конце урока организуется выставка работ учащихся "Рыбки".
Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими.
Учащиеся сочиняют истории и рассказывают о том, что они изобразили.
7. Рефлексия.

-Что удивительного произошло для вас на уроке?

- Что было самое интересное для вас?

- Какие трудности у вас возникали? Почему?

- Поднимите руки те, кому легко удалось решить проблему отсутствия других цветов на уроке.

- Поднимите руки те, кому удалось реализовать поставленные задачи.

- Как можно использовать полученные сегодня знания в дальнейшем?

- Какой вывод вы сделали для себя на уроке? (что с помощью белого и черного цвета тоже можно создавать интересные творческие работы)

- Что такое "графика"?

- С помощью каких графических средств создана ваша композиция?

Рисунок – это волшебство, и если ты постиг его,

То волшебство не упусти – расти его! И сам расти!

- Спасибо за работу. А ваши рисунки в подарок вам!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»