Выразительные средства композиции: точка, линия, пятно
Тот, кто рисует, получаетв течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит.
И. Дистервег
Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием.
Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитика - синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.
Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей.
Возраст детей – 8-9 лет, соответствующий второму году обучения художественного отделения ОДОД, также урок может быть использован для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Время: 45 минут.
Обоснование выбора данного занятия. Изучая выразительные средства графики, на занятиях по изобразительному искусству, дети учатся условности графического языка, обобщению действительности. Под условностью подразумевается отбор явных, характерных черт объекта и отказ от второстепенных маловыразительных его деталей. Это позволяет учащимся острее и внимательнее наблюдать натуру.
За основу работы в обучении детей выразительным средствам графики положен анализ работ выдающихся художников , что помогает в решении целого ряда технических задач. Дети, опираясь на зрительные впечатления, сами приходят к выводам на уроке, что позволяет им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме занятия.
Планируемые результаты:
Личностные: проявят интерес к новым видам деятельности.
Предметные: научатся сравнивать картины по заданным критериям; представлять информацию в устной форме; систематизировать полученные знания в свете новой информации о выразительных средствах графики и приемах изобразительной деятельности при изображении растительных форм.
Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации.
Формирование УУД:
Личностные УУД: стремится к овладению приемами творческого самовыражения; через практическую работу старается понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере первоцветов.
Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с графическими материалами: маркер, тушь и гелиевая ручка; овладевает умениями применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа.
Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает значение выразительных средств графики в творческой деятельности и изобразительном искусстве.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Конспект урока
Тема: «Выразительные средства графики. Точка, линяя, пятно ».
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: рисование по памяти и представлению.
Цель: познакомить с выразительными средствами графики и через практическую работу помочь учащимся понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере рыбки .
Задачи:
Обучающие:
познакомить с выразительными средствами графики;
активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;
формировать у учащихся умения чувствовать и определять красоту линий и пятен, форму, пространственное положение изображаемых объектов;
Развивающие:
развивать умение обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе;
развивать умения применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; умения и навыки в выборе композиционных приемов при заполнении пространства; умение работать без предварительного рисунка;
развивать способности к творческому самовыражению; образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
презентация; раздаточные карточки для учащихся, информационные карточки на доску.
Оборудование для учащихся:
бумага белая ф А4 и бумага тонированная для граттажа ф А4, черные маркеры разной толщины, царапки; листы для упражнений.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Подготовка к занятию, организация рабочего места.
Мотивация учебной деятельности.
2. Вводное слово преподавателя.
А вы могли бы согласиться с этим выражением «В жизни каждая минута таит в себе чудо»? (Алберт Камю)
А на уроке рисования может произойти чудо?
Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.
При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.
3. Ведение в тему урока
- Сегодня мы познакомимся с чудесными свойствами линии, пятна, и отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном
- Вспомним, что графика – один из видов изобразительного искусства. (Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”).
Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира.
Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира.
Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.
Точка
«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать... (преподаватель рисует на доске одну жирную точку)
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет...
Работа с упражнением: «Точка и ее характер»:
Спокойная точка: давайте попробуем ее простучать, как будет вести себя спокойная точка? Теперь попытайтесь нарисовать ее.
Озорная точка: простучите. Попытайтесь нарисовать
Уставшая точка: простучите. Попытайтесь нарисовать.
Какой вывод вы сделали о ТОЧКЕ, как выразительном средстве?
(Точки могут быть мелкими и крупными, располагаться редко или очень близко друг с другом и от этого меняется характер работы, ее настроение. Если точки располагать в движении (друг за другом) - это даёт нам ощущение линии. Расширяясь и расползаясь на плоскости листа, она превращается в пятно).
Линия
«Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии, как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику».
Преподаватель рисует на доске разные линии.
«Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, мятущаяся, стремительная?» Ребята обсуждают и находят каждой линии свое название.
Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и задиристым характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий.Сонная линия (замедляя голос): покойная-преспокойная линия. Она медленно движется по листу бумаги, еле-еле слышно. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите к доске!
Колючая линия: давайте представим ее, как она будет выглядеть на бумаге.
Радостная, веселая линия: как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию?
Какой вывод вы сделали о ЛИНИИ, как выразительном средстве?(Линии могут быть разными и от этого зависит настроение работы).
Пятно
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее - светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".
У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.
По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.
Итак, графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.
А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.
Пятна тоже бывают разные.
Доброе: какой у него будет силуэт? (округлый, текучий, волнистый..) Злое: теперь силуэт изменится? (колючий, острый, резкий, большой и т.п.
Какой вывод вы сделали о ПЯТНЕ, как выразительном средстве?
(Пятна очень похожи на силуэт фигуры или объекта, словно это его тень. Силуэт пятна и его размер могут передавать характер и настроение в работе.
4 ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Постановка задач практической работы учащихся
Есть такая рыбка пиранья (по- португальски – «пират»). А называют ее так, потому что у нее челюсть, как у собаки бульдога, она вмиг перекусит палку толщиной в палец. (фото на презентации)
- А вы слышала о летучих рыбах? Что они умеет делать?
- В водах океана живет летучая рыба биплан. Она может пролететь над поверхностью воды аж 50 метров. (фото на презентации)
- А рыбы-бычки, как лягушки, могут жить и в воде и на суше. (фото на презентации)
- Удивительны морские коньки. Самец носит икринки в мешочке, который находится у него на брюшке. Спустя 30-40 дней появляются мальки.
- Очень интересны рыбы-брызгуны. Выбрав мишень, брызгун подбирается, становится прямо под целью, потом «стреляет».
- Рыба-удильщик прячется в камнях, вытащит наружу щупальце и шевелит им. Рыба думает, что это червяк и подплывает. И тут морской черт разивает свою большую пасть, вместе с водой затягивает обманутую рыбку.
- а вы знаете еще каких-нибудь удивительных рыб?
Задачи рисования
- Ребята, вот видите, какие интересные и разнообразные жители заселяют подводный мир.
- Чему мы будем сегодня учиться?
- Сегодня я предлагаю вам нарисовать рыбку в графике.
Объяснение последовательности выполнения рисунка.
- Сегодня мы свами будем учиться рисовать рыбу, но прежде мы должны научиться правильно строить рыбку. Посмотрите:
Объяснение по схеме
- Сначала чертим осевую линию, рисуем овал.
- Овал плавно продолжаем в боковые линии рыбы.
- Далее рисуем хвост и плавники.
- И чтобы рыбка получилась красивой, нужно придумать ей узоры.
- Давайте потренируемся. Перед вами на доске рыба, разделенная на части. Каждый ряд придумывает свои узоры. Выходить будете по 1 человеку и разукрашивать своим узором одну часть. Узоры не должны повторяться.
- Вы когда-нибудь пробовали создавать рисунок в графике?
- Кто уже хорошо владеет выразительными средствами графики и легко справится с заданием? Вы хотите этому научиться?
- Продолжите фразы, сформулировав задачи, которые вы хотите поставить перед собой на практической части сегодняшнего урока?
Для работы я предлагаю воспользоваться: черными маркерами разной толщины для работы на белом листе и палочками-царапками для работы на черном листе бумаги.
- Вспомним технику безопасности при работе с острыми предметами: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть рядом сидящих.
- Прежде чем приступить к работе, вспомните о правилах композиции (рисунок должен быть соразмерен листу, располагаться в центре, вся плоскость листа должна быть включена в работу).
- Попытайтесь с помощью самых разных линий, точек, штрихов, пятен передать образ рыбки.
6 Подведение итогов урока.
В конце урока организуется выставка работ учащихся "Рыбки".
Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими.
Учащиеся сочиняют истории и рассказывают о том, что они изобразили.
7. Рефлексия.
-Что удивительного произошло для вас на уроке?
- Что было самое интересное для вас?
- Какие трудности у вас возникали? Почему?
- Поднимите руки те, кому легко удалось решить проблему отсутствия других цветов на уроке.
- Поднимите руки те, кому удалось реализовать поставленные задачи.
- Как можно использовать полученные сегодня знания в дальнейшем?
- Какой вывод вы сделали для себя на уроке? (что с помощью белого и черного цвета тоже можно создавать интересные творческие работы)
- Что такое "графика"?
- С помощью каких графических средств создана ваша композиция?
Рисунок – это волшебство, и если ты постиг его,
То волшебство не упусти – расти его! И сам расти!
- Спасибо за работу. А ваши рисунки в подарок вам!