Мотивация учащихся на уроке изобразительного искусства
Лях Елена.Петровна,
учитель ИЗО I квалификационной категории
ГБОУ школа № 325
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
учитель ИЗО I квалификационной категории
ГБОУ школа № 325
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на уроке почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности.
Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.
Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.
Существует несколько видов мотивации.
1) внешняя мотивация— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
К внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения.
2) внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Достаточно многим учащимся доставляет удовольствие сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.
Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
На уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие, как чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка. Ведь заботясь о мотивировке обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, то есть на то, что нужно усвоить детям, а на то, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей, доброжелательной атмосферы, межличностного отношения на уроке с широким применением методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:
1) гуманное отношение к детям;
2) удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
3) обогащение мышления эмоциями;
4) стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей.
Уровни развития учебной мотивации:
1. Отрицательное отношение к учению.
2. Нейтральное отношение к учению.
3. Положительное, но аморфное отношение к учению.
4. Положительное отношение к учению.
5. Активное, творческое отношение к учению.
6. Личностное, ответственное отношение к учению.
Для повышения мотивации к творческой деятельности школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.
- Что дает высокая мотивация учения ребенку:
- Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
- Повышение собственной значимости;
- Признание учителей и сверстников;
- Развитие творческих способностей;
- Гордость собой и своими успехами;
- Статус успешного человека.
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Примеры проведения уроков:
1. Урок – виртуальная прогулка путешествие. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов.
2. Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после урока – виртуального путешествия, где используется предварительное домашнее задание.
3. Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся.
4. Урок – викторина. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы.
5. Урок - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала.
6. Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический.
7. Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
8. Уроки-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными): монотиия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно, видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники, на дни открытых дверей и т.д. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением
На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Урок изобразительного искусства - это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, непохожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных уроков, хочется только отметить, что при интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации.
Интересна и, на мой взгляд, актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.
Использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки.
Для учителя ИЗО показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии:
• Познавательная активность на уроке;
• Использование дополнительной литературы;
• Умение активно работать с учебным и наглядным материалом;
• Умение рисовать с натуры, по памяти и по представлению;
• Понимание роли искусства в жизни человека ;
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
Чтобы повысить результативность личностных образовательных результатов, необходимо учитывать познавательные и социальные мотивы.
Необходимо, чтобы между учащимися и преподавателем были построены доверительные отношения, основой которых служит взаимоуважение. От преподавателя во многом зависит, какие взаимоотношения в группе между учащимися. Нужно уметь вовремя погасить конфликт, если он вдруг появился. Нужно уметь настроить учащихся на толерантное отношение друг к другу.
Таким образом, умение учителя на уроке изобразительного искусства создавать, поддерживать ситуации обеспечивающие формирование мотивации учебной деятельности является одним из показателей профессионализма современного педагога.