Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности выполнения деталей фигуры человека

Корнеева Анна Дмитриевна
Предмет:  Изобразительное искусство            
Класс: 6
Тема раздела: Изображение человека в живописи
Тип урока – урок открытия нового знания
Вид урока – урок смешанного типа (беседа, проблемный урок)
Цель деятельности учителя: научить видеть и понимать характерные особенности строения формы головы, кистей рук; раскрыть последовательность работы над рисунком; создавать поэтапные зарисовки головы человека, кистей рук.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека и рук; определять термины, пропорции. Учится творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи.
Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать  и сохранять учебную задачу, обмениваться мнениями, работать в паре, понимать позицию партнера, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
Оборудование учителя: мультимедийный проектор, доска, схемы, мел, твердая основа с листами для демонстрации, черный фломастер, карандаш НВ.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Особенности выполнения деталей фигуры человека. Портрет. Кисти рук», схемы построения фигуры, лица, репродукции зарисовок гипсовых голов, гипсовых слепков частей лица, кистей рук в разных ракурсах.
Оборудование  учащихся: альбом (или листы бумаги), карандаш HB и B, ластик, черный фломастер.
Основные понятия и термины: портрет, кисти рук, пропорции.
Литература:
  1. Верделли А. Искусство рисунка: Учебник для начинающих художников  / Пер. Г.Сахацкого. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 160 с., илл
  2. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И.Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  3. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель. – 77 с.: илл. – (В помощь преподавателю)
  4. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. в 2ч. Ч.1: учебник / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. -156, [4] c.: ил.
  5. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл.: рабочая тетрадь / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. - 71, [1] c.: ил.
  6. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с., ил.
  7. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: - Пассим, 1994, 160 с.
  8.  Поурочные разработки по изобразительному искусству. 6 класс / авт.-сост. О.М.Гусева. – М.: ВАКО, 2012. – 192 с. – (В помощь школьному учителю)
Список ЦОР:
  1. https://infourok.ru/urok-po-izo-na-temu-portret-klass-1381668.html
  2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-v-klasse-konstrukciya-golovi-cheloveka-i-eyo-osnovnie-proporcii-822439.html
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_портрета
  4. https://w.histrf.ru/articles/article/show/portriet
 
Организационная структура (сценарий) урока
 
Цель урока: поэтапное построение головы человека, кистей рук
Задачи урока:
- приобретение учащимися знаний о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица человека, анатомических особенностях кистей рук;
- дать понятие срединной линии и симметрии лица, учить изображать голову человека с различно соотнесенными  деталями лица;
- дать основу построения рук от общих геометрических форм с последующим детализированием;
- воспитание у учащихся эстетического отношения к действительности;
- формирование умения находить прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
- развитие у учащихся аналитических возможностей;
- активизировать интерес к процессу обучения.
Зрительный ряд: тональная шкала, схемы построения лица, фигуры человека, репродукции зарисовок гипсовых голов, зарисовки гипсовых кистей рук, натурные зарисовки кистей рук.
 
Вопросы к ребятам: что такое портрет?
Это изображение человека или группы людей. Портрет это еще и характер. Перед вами работы друзей… они рисовали по фотографии и попытались передать характер, внутренний мир своего друга и даже внешнее сходство: прическа, форма носа и губ… Но у одного портрета есть недочет, кто назовет номер рисунка автора и его ошибку?
Действительно у рисунка №2 слишком большое расстояние между носом и губами, уши низко расположены. Как одним словом назвать расположение носа, губ, глаз…Соотношения, пропорции. Пропорции – это соотношение величин, составляющих одно целое.
С чего мы начнем рисование портрета? Нахождение пропорций и знание правил. Есть желающие сформулировать правила рисования портрета? Тогда будем их узнавать в течение урока!
Приготовили фломастер и лист. Каждый пробует нарисовать лицо человека, состоящее из геометрических фигур: овал, круг, прямоугольник и т.п.
Какую закономерность вы заметили?
Какой формы лицо?
Как расположены глаза?
Еще в Древней Греции скульптор Поликлет создал трактат «Канон», где изложил сложные расчеты пропорциональных соотношений частей тела человека. Но разве все люди одинаковые?
С течением времени представления о красоте были изменчивы. Поэтому рисовальщики придерживаются основных правил при построении портрета, с дальнейшей нюансировкой особенностей того или иного натурщика.
Теперь нарисуйте половину лица из геометрических фигур, каждый со своей стороны.
Сформулируйте 1ое правило рисования портрета? Симметрия лица.
Возьмите чистый лист, карандаш и ластик. Горизонтальное расположение листа, конструктивная работа ведется на левой части листа.
2ое правило – проведение линии глаз, расположенной в середине овала.
Следуя схеме, определите, где будет заканчиваться нос, линия бровей и линия роста волос?
3ье правило – линия носа это середина нижней половинки лица, линия бровей над глазами и линия роста волос наметить относительно сходства модели.
Сформулируйте правило расположения глаз, ушей?
4е правило. Условно - расстояние между глазами равно длине глаза. Уши строятся от надбровной дуги до кончика носа.
Работаем прямыми линиями, без линейки.
Дорабатываем и уточняем в получившейся конструкции черты лица. Нос, глаза, рот тоже строятся из геометрических форм.
Глаза прорабатывают следующим образом: нужно представить глазное яблоко, которое закрыто веками, мы видим только радужную оболочку и зрачок. Верхнее веко подчеркивают темной линией, нижнее нет – оно освещено. У носа есть перегородка, проведите пальчиком по носу – это показывают графически. Завершается нос «капелькой». Губы строятся из двух прямоугольников.
Прическу дорабатываем произвольно.
Посмотрите на репродукции картин
Портреты создаются на основе грамотного построения, портретного сходства и передачи внутреннего мира.
И особое внимание уделено написанию рук. Руки – второе лицо человека. Руки могут многое рассказать о характере человека. При изображении рук следует добиваться такого же «портретного» сходста, как и в изображении головы.
Задание: на правой половине листа выполняются аналитические зарисовки: отдельная прорисовка частей лица (глаз, нос, рот, ухо) и исследовательские и зарисовки со схемы построение кистей рук.    
Помогаем проработкой тоном.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места
-контроль осанки
-контроль правильности ведения работы
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
-контроль объема  и качества выполненной работы.
Подводим итоги. Каждый ряд по очереди поднимает работы и показывает классу, отмечаю наиболее конструктивно-проработанные моменты. Теперь каждый оценивает свою работу значком
Звездочка – все получилось правильно
Квадратик – получилось, но были затруднения, недоработки
Кружок рисуют те, кто не справился с поставленным заданием.
На обороте вашего формата запишите:
  1. Я научился…
  2. Какие были трудности…
Работы подписать и сдать для выставления отметки в журнал.
Запись домашнего задания в дневнике.
Урок окончен, уборка рабочего места.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»