Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цвет и колористика

Панфилова Марина Викторовна,
учитель ИЗО ГБОУ СОШ № 317
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 

Цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошлых веков, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена был способом художественного самовыражения того или иного народа.
С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошлых веков, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена был способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.
Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: "Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный", - но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.
Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) "Труд о природе цвета" и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.
Колористика (от лат. Color - цвет, краска) - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристики цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, КОЛОРИТ, цветовой гармонии, цветовой культуре и язык цвета.
Колорит
Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.
Колорит - это система соотношения цветов, образующих определенное единство и является эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.
По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блекло и т.д. В любом произведении искусства (каковым является и костюм) колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.
Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение, объединяет людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматической (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Для того, чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики.
Характеристики хроматической цветов

  1. Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.
Пример
В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом - желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором - красного и желтого. Итак, тон в этих двух цветов различен.
  1. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).
  2. Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, наиболее темным - черный.
Пример
Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотный отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление черного цвет создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.
Чем больше цвета отличаются друг от друга светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
Теория цветоделения В. Оствальда
Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматическим ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.
По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - синий - синий - фиолетовый. (Вы, наверное, помните шутливым скороговорки, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)
Цветовой круг
На основе этой фигуры был разработан цветовой круг - одна из цветовых гармонии. Цветовой круг построен на контрастных парах (красный - зеленый, желтый - синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).
Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой из них.
Верхняя правая четверть (I). В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.
Нижняя правая четверть (II). В ней красный цвет переходит в синий.
Нижняя левая четверть (III). Синий переходит в зеленый.
Верхняя левая четверть (IV). Зеленый переходит в желтый.
Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетание цветов будут уже родственно-контрастность.
Сочетание родственных цветов
Сочетание семейно контрастных цветов
Холодная гамма
Теплая гамма
Сочетание родственных цветов - это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений.
Сообщение семейно контрастных цветов - это сочетание родственных цветов и контрастных пар. Они более яркие и дают более широкие возможности для творчества.
Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяет главного цвета и количество контрастирует главных цветов одинаково.
Особой гармоничностью имеют сочетание двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд.
Теперь условно разделим круг на верхнюю и нижнюю половины. В верхней половине находится вся теплая гамма, в нижней - вся холодная. 
Гармоничные сочетания цветов
Как уже было сказано ранее, цветовой круг построен на двух контрастных парах, расположенных друг против друга (красный - зеленый, желтый - синий).
Существует гармонии контрастных цветов. Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов.
  1. Гармония равносторонний треугольника
  2. Гармония прямоугольника треугольника
Рассмотрим несколько вариантов гармоничного сочетания трех цветов.
  1. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в окружность равносторонний треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная Хорда.
  2. Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катетов - вертикальные или горизонтальные хорд.
  3. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольного треугольников, у которых вершина тупого угла - один из основных цветов, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная Хорда.
  4. Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастность.
  5. Гармония тупоугольного треугольника
  6. Гармония вписанного прямоугольника
Влияние цветов
Мы уже говорили о том, что цвет имеет символическое значение и служит средством самовыражения. Кроме того, цвет имеет и сильным психологическим воздействием. Еще Гете заметил, что различные цвета вызывают определенное душевное состояние: желтый вызывает радость, синий навевает печаль, зеленый успокаивает.
Уже в античные времена цвета имели символическое значение. Так, белый цвет был закреплен за аристократии, а зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Черный, пурпурные, темно-зеленый и серый выражали печаль.
Проектируя костюм, дизайнер всегда должен помнить о том, что костюм - это самый "близкий" человеку предмет быта. Надевая на себя одежду, мы часто бессознательно формируем у себя определенное настроение.
Безусловно, цвет - это неотъемлемый элемент формы костюма. С помощью цвета мы способны получить дополнительную эстетическую информацию о функции костюма, о его назначении для той или иной социальной или возрастной группы и т.д.
Кроме того, цвет - это сигнал нашей личности, отражающий наше мироощущение, образ жизни и характер.
Пример
Люди, которые предпочитают яркие цвета, чувствительны, эмоциональны. Если предпочтение отдается нейтральным цветам, то такой человек характеризуется строгим самоконтролем, педантичностью и малоэмоциональным отношением к миру.
Психическое воздействие цвета формировалось и развивалось вместе с эволюцией человека. На протяжении тысячелетий в сознании людей сформировались определенные взаимосвязи цветов с жизненными условиями.
Цвета были символами жизни и смерти, радости и горя. Но у разных народов одно и то же цвет служил выражением различных эмоций.
Пример
У европейцев белый цвет олицетворяет чистоту и невинность, а в Японии белые одежды - символ траура.
Восприятие цветов
Эмоциональное восприятие столь же сложно и многогранно. Так, цвета огня и солнца (красный и оранжевыйой) мы воспринимаем как теплые, а цвета воды и льда (голубые и синие) - холодные. Все светлые цвета кажутся нам легкими и воздушными, а темные - тяжелыми и основательными.
Выбирая цвет костюма для вечеринки, помните о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так, при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, "гаснут", а синие и сине-зеленые становятся более активными и яркими, при плохом освещении сумеречного красные и оранжевые становятся глубже и как бы отходят на второй план, а зеленые и синие наоборот светлеют и выходят на первый план.
Теплые, свежие, чистые цвета вызывают ощущение радости, бодрости и благополучия (это золотистый, желтый, оранжевый, и розовый), холодные и малонасыщенные цвета кажутся грустными, печальными и мрачные.
Давно известно, что реакции людей на цвет очень похожи и цвета имеют вполне объективными свойствами, знание которых поможет правильно подбирать и гармонично сочетать цвета друг с другом, добиваясь создания с помощью одежды желаемого имиджа.
Значение цветов
Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно влияет, если составляет не более 50% всего внешнего вида.
Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и преданность традициям.
Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальность.
Темно-зеленый цвет - это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.
Одежда в коричневых тонах вызывает чувство доверия, стабильности, предсказуемости.
Светло-серый костюм - это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым - элегантность.
Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.
Конечно же, у человека существует огромное количество оттенков настроения, и столь же большая и количество цветовых оттенков. Многие художники обращались к проблеме влияния цвета на психику и даже пытались построить теории, как с помощью колористического решения создать определенные эмоциональные состояния.
Эмоционально-психологические характеристики цвета
Цвет Название Восприятие
  • белый близкий, легкий, чистый, свежий, прохладный, успокаивающий;
  • желтый теплый, легкий, веселый, сухой, неплотно, подвижный;
  • оранжевый теплый, Cухой, яркий, неплотно, страстный, блестящий, радостный, выступающий;
  • красный тяжелый, горячий, сухой, активный, очень близкий, жизненный, возбуждающий;
  • пурпурный тяжелый, теплый, благородный, близкий;
  • фиолетовый холодный, мрачный, далекий, жесткий, холодный, меланхолично, благородный;
  • синий тяжелый, холодный, влажный, тихий, спокойный, далекий, жесткий, плотный, нежизненный удаляются;
  • голубой легкий, прохладный, пассивный, влажный, спокойный, далекий, свежий, прозрачный, нематериальный, независимый, грустный;
  • зеленый нейтральный, влажный, тихий, спокойный, далекий, свежий, жизненный, терпеливый, освежающий, успокаивающий;
  • желто-зеленый легкий, яркий, резкий, ядовитый, неплотно, динамичный, выступающий;
  • бежевый благородный, элегантный, легкий, теплый, сухой, неплотно, мягкий;
  • охристий теплый, сухой, близкий, жесткий, плотный;
  • коричневый тяжелый, теплый, влажный, плотный, жесткий;
  • серый статический, неопределенный, мягкий, монотонный, сдержанный;
  • черный далекий тяжелый, жесткий, сухой, плотный, энергоемкость, мрачный.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»