Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическое сопровождение к урокам по освоению
художественного промысла гжели в 5 классе

Поликарпова Вероника Олеговна
       Искусство художественных промыслов как часть художественной народной культуры созвучно современности значительностью накопленного опыта. Изучая произведения народного искусства, созданные в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах и орнаменте живую связь с многовековой национальной культурой. Находки археологов и документальные материалы свидетельствуют, что у древних славян, населявших территорию нашей страны, в ІХ-Х вв. уже существовало высокоразвитое ремесленное производство, сложилось вполне самобытное, глубоко народное искусство.
       Культура народов, проживающих на территории России, очень богата и разнообразна, она переплетается между собой и создает квинтэссенцию самого лучшего и интересного, что есть в традициях, обычаях и промыслах каждого этноса. Русские народные промыслы развивались, совершенствовались и оттачивались веками, они являются показателем неповторимой русской культуры. Детей необходимо знакомить с культурой и искусством нашей страны.
Эта тема автором выбрана не случайно, т.к. как она очень близка и интересна как учителю, так и детям. В учебнике по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС школа Б.М. Неменского, есть отдельный раздел, посвященный изучению художественных промыслов. Были взяты  не все направления, представленные там, а всего несколько наиболее интересные, это хохлома, гжель и городецкая роспись.
       Тема декоративно-прикладного искусства будет всегда популярна и интересна во все времена, потому что это наша история, а в наше время она особенно становится популярна.
       Целью работы является создание методического сопровождения к урокам по освоению художественных промыслов в контексте их истории и выявление главных элементов декоративной росписи-гжели.
Задачи:
  • Изучить литературу по истории художественного промысла: Гжель
  • Выявить роль и место народных художественных промыслов в художественно - эстетическом  образовании
  • Проанализировать особенности изучения художественных промыслов в 5-х классах общеобразовательной школы
Актуальность
      Тема художественных промыслов будет всегда актуальна. Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности человека, духовно- нравственного воспитания. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду. На данную тему мало разработок для детей, была взята эта тема, для того чтобы более углубленнее изучить художественные промыслы и создать пособие, которое будет интересно и познавательно для обучающихся.
 
1.Особенности изучения художественных промыслов в 5-х классах общеобразовательной школы
 
        Проблема психологической готовности к обучению в среднем звене.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а каие нет.
С психологической точки зрения это очень благополучный возраст. Подростковые проблемы еще только «маячат» у школьников как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой школьной ситуацией обучения, - в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую, в несостыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом.
Какие же психологические качества и свойства обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития? Иначе говоря, какие психологические новообразования должны появиться в конце 4-го – начале 5-го класса?
Центральное и важнейшее психологическое новообразование – это так называемое «чувство взрослости». Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:
Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущим мотивом в этом случае станет для 5-ка собственно познавательный).
Новая личностная позиция по отношению к школе (как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений) и педагогам. Новое отношение к школе – это ответственная осознанная позиция школьника, а отношения с педагогами предполагает переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка к отношениям межличностным.
Новая личностная позиция по отношению к сверстникам (ведущая деятельность – общение предполагает, что от ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в классе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками).
Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Но он является именно предпосылкой формирования новой системы отношений. И субъектное отношение к учебной деятельности, и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками в большей степени зависит от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.
Кроме «чувства взрослости» успешность перехода определяется наличием определенного уровня когнитивной зрелости школьников. Прежде всего, она связана со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств – операций, а также использованием речи как инструмента мышления (система устных доказательств, объяснений, умения задавать вопрос и др.).
Можно выделить еще целый ряд менее важных составляющих психологической готовности. Все они представлены в психолого-педагогическом статусе пятиклассника и представлены в таблице.
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации заключается в выявлении уровня адаптированности к обучению в среднем звене, индивидуальной помощи детям - дезадаптантам, усовершенствовании программ преподавания, разноплановой работе по формированию индивидуального стиля учебной деятельности – все это служит мощным средством формирования необходимого уровня психологической готовности к переходу обучения в среднем звене.
Психологические особенности учащихся 11-13 летнего возраста.
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 11-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе  вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.
От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением  интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).
Так как ведущей деятельностью учащихся 5-х классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап
 
     2.Организационно-педагогические условия проведения цикла занятий по народным художественным промыслам в 5-х классах
Для проведения цикла занятий учитывались педагогические условия, среди них мы относим в соответствии  по ФГОСАМ:
Создание материальной среды: светлый, чистый кабинет, специализированный для занятий по изобразительному искусству, парты, стулья. Общешкольный компьютер и электронная доска Smart Board Мультимедийная презентация производится на интерактивной доске. Учитель на перемене подготавливает бумагу для учеников, остальные материалы: краски, кисти, карандаши дети приносят с собой.
2.1 Психолого-педагогические условия проведения цикла занятий по народным художественным промыслам в 5-х классах
На уроке дети должны чувствовать себя комфортно и безопасно, учитель создает психологически - благоприятную среду во время занятия изобразительного искусства. Организация взаимодействия между детьми на уроке изобразительного искусства. Компетентностный подход в обучении народных художественных промыслов. Учитель находится в непрерывном контакте с детьми на протяжении всего урока изобразительного урока.
2.1.3. Дидактические условия проведения цикла занятий по народным художественным промыслам в 5-х классах
Индивидуальный: учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс. Электронное приложение к учебнику Н.А Горяевой  «Декоративно прикладное искусство в жизни человека», раздел «Искусство гжели». Электронное приложение к учебнику Н.А Горяевой  «Декоративно прикладное искусство в жизни человека», раздел «Золотая хохлома». Электронное приложение к учебнику Н.А Горяевой  «Декоративно прикладное искусство в жизни человека», раздел «Городецкая роспись». Собственные методические разработки с подробными схемами элементов народных художественных промыслов для проведения цикла занятий по изобразительному искусству. Раздаточный материал, схемы-образцы  для обучающихся, прилагаются  одна на парту. Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-м классе, составленная на основе федерального государственного образовательного  стандарта. Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по Изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского.

3.Проектирование занятий по освоению Гжели
Класс: 5 класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.
Тема урока: Искусство Гжели.
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока: Воспитание художественного вкуса в процессе освоения народного художественного промысла Гжель.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. Анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, сделать копию с работ мастеров.
Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, презентация «Искусство гжели»
ИКТ-оборудование:
Общеклассное: компьютер и электронная доска Smart Board.
Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А3, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой.
 
Ход урока:
2. Вводная беседа.
   Запись на доске: Искусство Гжели.
    Сегодня мы познакомимся с удивительной и неповторимой росписью гжельской керамики. ГЖЕЛЬ (гжельская керамика) - изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Демонстрация презентации «Гжель»
 Что же изготавливают гжельские мастера? Глиняные чайники, квасники, блюда, чашки, подсвечники,  часы, фигурки людей, животных. Изделия обжигают в специальной печи при определенной температуре, расписывают только вручную и покрывают белоснежной глазурью. Каждое изделие уникально и неповторимо.
 И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
 За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
 Да, прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Демонстрация иллюстраций с изображением гжельской керамики
 Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись!
 Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
 
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
 
 Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками, иногда - тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всех поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.
Демонстрация таблиц с изображением «гжельской розы»
 Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Учитель поэтапно демонстрирует на доске акварелью технику гжельского мазка.
 Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.
 Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.
 Кувшины,  тарелки, блюда, чашки и многое другое.
 Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Учитель демонстрирует разнообразные формы гжельской посуды.
3. Физкультминутка.
 Давайте дадим отдых нашим глазам и потом будем работать дальше.
 Крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.
4.Постановка художественной задачи.
 Для начала мы с вами сделаем несколько упражнений, потренируемся делать мазки, нарисуем гжельскую розу на отдельном листке бумаги. Когда вы поймете, как нужно правильно создавать узор,  вам предстоит самим стать чудо – мастерами и создать свой эскиз гжельской посуды с использованием основных элементов росписи.
 Элементы росписи перед вами на доске (технологическая карта «Элементы росписи»). Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор.
5. Выполнение практического задания.
   Используя акварельную краску кобальт синий и палитру для разведения учащиеся создают узор по мотивам Гжели для своей формы посуды без предварительного рисунка карандашом.
6.Подведение итогов.
 Готовые работы демонстрируются на доске.
 Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. 1.  Понравилась ли вам роспись Гжель?
2.  Связана ли с природой  роспись в стиле «гжели»?
3. Понравилось ли вам рисовать  узоры « гжели»?
 
 Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»