Анацко Ольга Эдуардовна
Учитель химии ГБОУ гимназии №399 Красносельского района Санкт-Петербурга
Проектирование как один из видов человеческое деятельности, связан с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая:
1. поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствование конструкции уже известных объектов;
2. творческие задания, направленные на создание новых объектов.
Проектная культура призвана объединить два до сих пор непересекающихся направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое.
Следствие отражения проектной культуры в образовании явились метод проектов.
Я использую метод проектов в своей работе достаточно давно. Но, в основном в проектную деятельность включались учащиеся старших классов, начиная с 8 класса. В последнее время в подобную деятельность я стала включать у более младших учащихся, 5 класса.
Работа с более младшими учащимися имеет ряд особенностей, таких как
- необходимость давать задание более четко, строго формулируя тему, цель проекта, план его выполнения;
- меньший объем информации, который могут освоить учащиеся;
- пошаговый контроль выполнения работы учащимся.
Так же младше учащиеся охотнее работают в группах, но это вызывает более сильные сложности у учителя, так как необходимо не только распределять обязанности учащихся, но и очень часто решать вопросы взаимодействия учащихся между собой в группе. Более старшие учащиеся, 8-9 классов спокойно справляются с этими трудностями самостоятельно.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный.
На этом этапе учитель формулирует тему и цель проекта.
Учащиеся обсуждают по группам тему с учителем, получают дополнительную информацию.
2. Планирование работы.
Определение источников информации: литература, Интернет, посещение информационного центра.
Планирование способов сбора информации, распределение обязанностей среди членов группы.
3. Исследовательская деятельность.
Сбор информации, работа в библиотеке, информационном центре, Интернете.
4. Результаты.
5. Представление итогового продукта.
Этот этап представляет собой урок на соответствующую тему.
Примеры проектов для учащихся 5 классов по курсу предмета Природоведение.
1. Проект «Горные породы и минералы».
Данный проект учащиеся при изучении соответствующей темы. Использование проектного метода позволяет учащимся освоить больший объем материала и познакомиться с большим количеством примеров горных пород и минералов.
За две недели до урока учащимся дается задание подготовит доклад о каком-либо минерале или горной породе по определенному плану. Материал должен быть оформлен либо в электронную презентацию либо в письменном виде, причем иллюстрации обязательны.
План описания минерала или горной породы:
1). Названия минерала или горной породы;
2). Происхождение названия;
3). Внешний вид кристалла (обязательна картинка)
4). Свойства
5). Применение
6). Интересные факты (самый большой кристалл и т. д.)
Обязательными пунктами являются пункты про свойства и применение, хотя для учащихся более интересны факты из истории и интересные факты. При подготовке доклада особое внимание уделяю связи свойств минерала и его применению.
Далее приведен пример ученической работы.
Сам урок, являющийся пятым заключительным этапом проекта имеет следующие этапы:
1. Вступительное слово учителя.
На данном этапе учитель пояснякт как будет проходить урок и какой теме он посвящен.
2. Выступления учащихся.
На данном этапе учащиеся или группы учащихся представляют свою работу. Ученики во время выступления своих товарищей заполняют в своей тетради следующую таблицу:
Название минерала/горной породы Свойства Применение
1
2
3. Заключительный этап.
После выступления всех учащихся с проектами, учитель подводит учащихся к выводу, что все минералы и горные породы имеют большое значение в жизни человека и область их применения связана с их свойствами.
2. Проект «Грибы».
В этом проекте также за две недели до урока учащимся дается задание подготовит сообщение об одном из видов грибов.
План выступления следующий:
1). Название
2). Внешний вид, описание
3).Распространение
4). Применение.
При подготовке выступлениях учащихся обращаю большое внимание на применение грибов, отмечая, что даже ядовитые грибы имеют важное значение в жизни человека.
Далее приведен пример ученической работы.
Сам урок, являющийся пятым заключительным этапом проекта имеет следующие этапы:
1. Вступительное слово учителя.
На данном этапе учитель пояснякт как будет проходить урок и какой теме он посвящен.
2. Выступления учащихся.
На данном этапе учащиеся или группы учащихся представляют свою работу. Ученики во время выступления своих товарищей заполняют в своей тетради следующую таблицу:
Название гриба Описание Применение
1
2
3. Заключительный этап.
После выступления всех учащихся с проектами, учитель подводит учащихся к выводу, что все грибы имеют большое значение в жизни человека и область их применения связана с их свойствами.
Литература
1. О. С. Аранская, И. В. Бурая, Проектная деятельность школьников в прцессе обучения химии, М., Вентана-Граф, 2005.