ДАШКОВСКАЯ Любовь Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ 456
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Занятие по внеклассному чтению
«Весенние праздники русского народа»
Класс – 3
УМК – «Школа 2100»
Профиль – общеобразовательный (1 час в месяц)
Тип урока – изучение нового материала, урок формирования любви и уважения к традициям русского народа.
Формы организации: коллективная, индивидуальная, работа в группах, элементы интегрированного урока (литературное чтение и технология)
Формы организации работы учителя: аналитическая беседа, постановка проблемных вопросов, демонстрация слайдов.
Мультимедийная составляющая урока: презентация PowerPoint, ЭОР
Цель использования мультимединого компонента: решение проблемы наглядности материала на уроке, повышение мотивации учащихся к чтению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проэктор.
Цели урока:
Обучающая цель:
- дать представление о праздновании пасхи русским народом;
- совершенствование навыков чтения;
Воспитывающая цель:
- воспитание патриотизма;
- воспитание мотивов добросовестного отношения к собственному труду;
- формирование нравственных ценностей: чувство долга, благодарности, совести;
Развивающая цель:
- развитие аналитических способностей (умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать);
- овладение приёмами отбора материала на определённую тему.
Задачи урока:
- учить понимать главную идею;
- учить выделять главное (существенное) в тексте;
- отрабатывать навыки устного высказывания на определённую тему.
Оборудование:
раздаточный материал:
1 группа. Детали аппликации, фломастеры.
2 группа. Пластилин, палочки, ленточки.
3 группа. Бумага для рисования, фломастеры.
4 группа. Яйца, фломастеры, наклейки.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход занятия
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
1 |
Организационный момент. |
Приветствие. Слайд № 1 |
Дети входят под мелодию русской народной песни. |
1 мин |
2 |
Актуализация. Знакомство с темой занятия. |
Предлагает карточки с разрезанными пословицами. |
Разбирают карточки разных цветов с написанными на них частями пословиц. |
|
Пословицы:
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Весною оглобля за ночь травою обрастает.
Даром, что соловей птица малая, а знает, когда май.
Белая зима прошла, а зелёная ещё впереди.
|
|
Сложите из слов на карточках пословицы.
Объясните смысл пословицы. - Какая общая тема? (Весна) |
Рассаживаются по группам (исходя из цвета карточек). Составляют пословицы, а затем вывешивают на доску. |
1 мин |
На доске:
Весна.
Слайд № 2
|
Ассоциации. |
- Что вы себе представляете, когда слышите слово ВЕСНА? - Какие слова вам хотелось бы написать под этим словом? - Напишите их красиво на листочках. (Приём ассоциаций) - Выберите одно слово, из написанных вами слов, которое вам нравится больше. Напишите его на доске цветным мелом. - Как много хороших, добрых и ласковых слов вы написали! |
Звучит музыка. Дети записывают слова.
Дети подходят к доске и записывают слова. |
10 мин |
На доске:
радость солнце
веселье тепло
хорошее настроение голубое небо
праздник ручейки
подарки трава
хороводы заморозки и др.
|
|
Пробуждение природы весной – это всегда радость, веселье и праздник. |
|
|
3 |
Знакомство с христианскими весенними праздниками. |
Сегодня мы познакомимся с христианскими праздниками, которые отмечаются на Руси в весеннее время. - Перед вами на столах маленькие тетрадочки. Прочитайте на первой страничке, что такое праздник, и какие христианские праздники отмечают у нас на Руси. Во время чтения карандашом можете подчеркнуть самые главные слова и выписать их на листочек. - Как вы поняли, что такое праздник? Он хранит историю Времени. А мы с вами должны знать и хранить традиции русских праздников. - Какие из перечисленных праздников проходят весной? - Какой великий христианский праздник отмечается в этом году в конце апреля? |
Работа в парах. Читает один ученик первый абзац, затем второй ученик - второй абзац.
Дети выписывают главные слова.
- Праздник – душа народа.
Ответы детей (после прочитанного текста в тетрадочке): - Масленица, Пасха. |
8 мин |
Текст в тетрадочке на первой страничке, которая у каждой группы на столах:
Что такое праздник?
Праздники на Руси всегда проходили интересно и весело. Современным россиянам приходится во многом заново учиться искусству проведения праздников.
Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» ничегонеделанье).
А есть и такое: день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость».
Праздничный день сделать весёлым, по-настоящему радостным, как говорится, сам Бог велел.
Время начала весны, когда пробуждалась природа, символически отождествлялось с рождением и юностью мира. Появление травы, листьев на деревьях, первых цветов рассматривалось как вступление мира в возраст совершеннолетия, готовности к браку. Созревание плодов осмыслялось на мифологическом уровне как зрелость природы.
Обряды и празднества, проводившиеся в это время, должны были стимулировать этот процесс создания и развития мира и, соответственно, обеспечить условия для жизни и процветания людей.
У русского народа существуют праздники и обряды, основанные на религиозно-мифологических ритуалах:
Рождество Покров
Сретение Ивана Купалы
Крещение Троица
Масленица Пасха
Земледельческие праздники: Ильин день, яблочный спас и др.
Рассказ учителя о Пасхе:
Слайд № 3
Пасха считалась у русских самым большим праздником в году, сверхпраздником, великом днём, светлым воскресеньем.
Христианская религия определяет Пасху как день воскресения Иисуса Христа. Пасха – праздник подвижный, высчитывающийся по лунному календарю, он приходится всегда на седьмой день недели – воскресенье. Неделя, предшествующая Пасхе, называется страстной неделей в память о трагических днях жизни Иисуса Христа. Неделя после Пасхи – святая неделя, пасхальная.
Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу.
Слайд №4 (изба)
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть весёлым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдие.
Слайд №5, 6 (национальная одежда)
К Пасхе приурочены некоторые обряды. Вот некоторые из них: обычай красить яйца
Слайд № 7 (крашенные яйца)
Выпекать обрядовый хлеб – кулич.
Слайд № 8 (кулич)
Следует также отметить, что с Пасхи начинались весенне-летние гуляния молодёжи, продолжавшиеся до Петрова дня (12.07). Игры, хороводы, песни, сказки являются частью традиционной культуры русского народа.
Слайд № 9, 10 (гуляния)
4 |
Объяснение заданий. |
С некоторыми обрядами, обычаями и традициями весенних праздников мы познакомимся с вами, выполняя задания в группах. |
|
2 мин |
Обряд – от слова обрядить, украсить чем-то значимым.
Обычай – то, что обычно, обыденно высоко, принято.
Традиции – закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу.
Слайд № 11
Каждой группе надо выполнить своё задание, которое отмечено в тетрадочке цветочком под цвет ваших карточек (см. приложение).
Откройте, найдите вашу страничку и прочитайте.
Слайд № 12
1 группа. Составьте аппликацию быта крестьянского дома. Разукрасьте на окнах занавески и скатерть на столе. Расставьте все по местам. Нарядите девушку и парня в национальную праздничную одежду.
2 группа. Придумайте сказку, действие которой происходит в весеннее время, используя зазывалки. Слепите птичек из пластилина. Украсьте ленточками.
3 группа. Нарядите весну – солнышко. Выучите песенку весны.
4 группа. Украсьте пасхальные яйца, подарите всем.
5 |
Выполнение заданий. |
В каждом задании есть описание проведения одного из обрядов. Постарайтесь запомнить его. Когда будете показывать выполненное задание, расскажите то, о чём прочитали. Учитель помогает группам. |
Дети читают задания. Выполняют их. |
10 мин |
6 |
Выступление групп с заданиями. |
Корректирует ответы, рассказы детей. |
Каждая группа выходит к доске. |
10 мин |
1 группа.
Вывешивает аппликацию быта крестьянского дома, показывает девушку и парня в национальной одежде. Рассказывает, каким должен быть праздник.
2 группа.
Рассказывает сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, используя весенние зазывалки. Показывает вылепленных птичек из пластилина на палочках, украшенных ленточками.
3 группа.
Подключается ко второй, т.к. сказка заканчивается тем, что пришла весна. Её на крыльях принесли жаворонки. Весна поёт свою песенку.
|
|
Предлагает образовать хоровод и в такт музыки повторять различные танцевальные движения.
- В любой праздник принято дарить подарки, произносить при этом слова – пожелания. Приглашаю 4 группу.
Люди вкладывали в раскрашивание яиц душу, любовь к Христу и любовь к ближним. Одаривание крашенками друг друга воспринимается как пожелание чистоты и добра. В русском народе есть такое поверье, если дарёное яичко сохранить до следующей Пасхи, то оно принесёт счастье и радость этому человеку. |
Дети танцуют.
После хоровода рассаживаются на свои места.
4 группа. Дети преподносят всем традиционные пасхальные подарки – писанки (раскрашенные яйца) и высказывают праздничные пожелания. |
|
7 |
Рефлексия.
|
Слайд № 13 - Понравилось ли вам это занятие? - Что особенно запомнилось? |
Высказывания детей. |
3 мин |
Выходные данные:
http://pedsovet.su/_ld/139/22780824.jpg
http://violetadedios.files.wordpress.com/2012/04/sacralidad-de-la-mujer.jpg?w=300&h=225
http://kubansobor.ru/admin/gallery/159/4535.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/129/47129355_Okonesh_1b.jpg
http://www.tistyle.ru/images/stories/med_k110.jpg
http://www.karnaval-prokat.ru/default.aspx?mode=image&id=371
http://folk-costume.com/images/folk-costume-300-1.jpg
http://bludanaprazdnik.ru/wp-content/uploads/2012/02/normal_easter_40-300x239.jpg
http://www.zastavki.com/pictures/1024x768/2009/Holidays_Easter_Easter_015687_.jpg
http://www.zastavki.com/pictures/1280x800/2010/Holidays_Easter_Orthodox_Easter_020685_.jpg
http://www.online-menu.ru/wp-content/uploads/2010/04/img_53361.jpg
http://www.tvoiprazdnik.org/Raznoe/CerkPrazd2/1-khcnvm-ng_cvklfgr-343456.jpg
http://kubansobor.ru/img/upload/DSC05393.JPG
http://i018.radikal.ru/1002/76/a69fb7edfedbt.jpg
В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова «Весенние праздники, игры, забавы для детей» Творческий центр Сфера. Москва. 1998г
Ст. Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе» Новая школа. Москва. 1997г
И.И. Шангина «Русские традиционные праздники» Санкт-Петербург. «Искусство Санкт-Петербурга»
Энциклопедия праздников. Москва. 1998г
Приложение
http://vkusnyasha.ru/bum_kukla.html
Задания для каждой группы скреплены в тетрадочку:
Задание для группы № 1.
Составить аппликацию – иллюстрацию домашней обстановки в одной из комнат русской избы. Разукрасьте на окнах занавески и скатерть на столе. Расставьте все по местам.
Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть весёлым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдие.
Раскрасьте одежду для девушки и парня. Нарядите девушку и парня в национальную праздничную одежду.
Это часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный...(сарафан)
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой.
Красоте помощник
Расписной... (кокошник)
Ворот вышит, а застежка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как...(косоворотка)
Задание для группы № 2.
Придумать сказку, героями которой будут сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Зазывалка (используйте её в сказке):
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Выгляни немножко.
Солнышко, покатись,
Красное нарядись.
Слепить птичек из пластилина.
Одним из атрибутов обряда встречи весны было печенье из пшеничного или ржаного теста в виде птичек. Печенье выпекалось ко дню встречи весны в каждой семье и раздавалось детям. Дети насаживали птичек на палки или привязывали к ним нитку. Размахивая жаворонками, сбившись в кучу как в птичью стаю, они громко кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тепло, весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Часть жаворонков съедалась детьми, а часть раскладывалась на возвышенных местах: амбарах, овинах, холмах, пригорках. Принято было считать, что дети, имитируя прилёт птиц, призывая их, магическим путём вызывают появление весны.
Прославление весны:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Задание для группы № 3.
Украсить солнышко.
Праздник встречи весны проводился в марте, но дни проведения в различных деревнях были разные. Он мог приходиться на день св. Евдокии (14.03), на день сорока мучеников (22.03) или на Благовещенье (7.04), а иногда на Красную горку, то есть первое воскресенье после Пасхи.
Встреча весны была торжественным и пышным обрядом. Весну закликали пением песен-веснянок, девичьими хороводами, хлебом. Девушки Костромской губернии, например, на восходе солнца трижды купались в реке, трижды кувыркались на земле, а затем забирались на крыши овинов и пели песни в честь весны. В Пензенской губернии женщины рано утром, до восхода солнца, раскладывали на земле около реки белый холст, клали на него хлеб и говорили: «Вот тебе, матушка-весна!»
После исполнения ритуала считалось, что событие произошло: весна уже в деревне.
Выучить песенку весны.
Песенка весны:
Я весна – красна, вам в подарок принесла
Листья на дубочек, шёлковый платочек,
Да весёлый хоровод.
Задание для группы № 4.
Украсить пасхальные яйца.
Окрашенное в красный цвет яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности, став своего рода символом праздника. Освящённому яйцу приписывались магические свойства. Так, пасхальное яйцо, по поверью, могло прекратить пожар в деревне, если бросить его в горящий дом. Оно могло помочь хозяйке найти потерявшуюся корову, излечить скот от повальных болезней. Яйцо, положенное в севалку, могло способствовать повышению будущего урожая. Катая в Пасху его по земле, можно, как считали, пробудить землю от зимнего сна.
Все эти поверья объяснялись, ещё дохристианскими представлениями о яйце как символе, знаке и средстве воскресения и обновления жизни.
Подарить пасхальные яйца.
Раскрасить одежду. Нарядить в праздничную одежду девушку и парня.
Слепить птичек из пластилина. Украсить ленточками.
Для аппликации крестьянского быта в избе.
Разукрасить скатерть на столе, занавески на окнах. Расставить всё по местам. (Все предметы вырезаны.)