Винокурова Елена Васильевна, преподаватель биологии Электромашиностроительного профессионального лицея г.Санкт-Петербурга
Ленская Татьяна Юсуфовна, преподаватель химии Электромашиностроительного профессионального лицея г.Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Для развития интереса к изучению биологии и химии нами разработан открытый бинарный урок-игра по биологии и химии «Мир воды», адаптированный для обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. В изучении курса биологии в учреждениях НПО тема воды раскрывается в двух программных темах по биологии: «Обмен веществ и энергии» раздела «Общие вопросы экологии» и «Промышленная экология» раздела «Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности», а также в курсе химии. 22 марта является Всемирным Днем воды, в России отмечается с 1995 года. У нас в лицее стало традицией проведение этого урока каждый год в двадцатых числах марта (в зависимости от расписания уроков) с приглашением для участия в соревновании двух-трех учебных групп и всех желающих посмотреть и принять участие в конкурсах болельщиков. Урок «Мир воды» выполняет много задач: обобщает знания учащихся; продолжает воспитание уверенности в себе, интереса к естественным наукам; формируются навыки коллективной работы, работы в команде в сочетании с самостоятельной деятельностью. Учащимся заранее говорится о мероприятии, определяется состав команд, раздаются задания, выполняется домашняя работа. Мы разработали оценочный лист, где жюри (2 человека из числа приглашенных преподавателей или администрации) отмечает все результаты работы участников. Оценочный лист является кратким описанием содержания и последовательности хода урока(см.приложение 2). Урок состоит из нескольких конкурсов, следующих друг за другом. Если требуется время на подготовку, то в этот период проводятся конкурсы со зрителями. Ведут мероприятие два преподавателя - биологии и химии.
Цель: формирование экологических знаний о значении воды, воспитание любви к природе.
Задачи:
1)интегрировать знания биологии и химии, обобщить и дополнить знания учащихся о нахождении воды в природе, ее свойствах, показать значение воды для жизнедеятельности организмов, неживой природы и использование ее в народном хозяйстве;
2)активизировать все знания учащихся о воде; обсудить значимость воды в природе и жизни человека, а также экологические вопросы.
3)продолжить воспитание уверенности в себе, интереса к естественным наукам; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитание аккуратности, дисциплинированности на уроке.
Оборудование: высказывание на доске, глобус, песочные часы, 4 плаката с ребусами, конверты с заданиями для 6 и 8 конкурса, бумага, ручки для каждой команды.
Предварительная работа: учащимся заранее говорится о мероприятии, определяется состав команд, раздаются задания по командам (от каждой команды подготовить по сообщению о воде). Темы сообщений: «Виды воды», «Значение воды», «Лечебные свойства воды», «Легенды о воде»; найти пословицы, поговорки, песни, стихи (1-2 конкурсы), подготовить название команды и обыграть (почему, связать с темой).
Правила игры: участвуют две-три команды по 7-10 человек.
Ход мероприятия:
На доске: Всемирный день воды (WorldDayofWater)
Эпиграф: "Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»
(Леонардо да Винчи)
► Вступительное слово (преподаватель биологии):
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день воды. Этот день был установлен в 1993 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В России этот день впервые отмечался в 1995 году. Всемирный день воды призван привлечь внимание к глобальным проблемам, связанным с водой, в том числе и к проблеме нехватки питьевой воды.
Количество людей, умерших от загрязненной воды, превышает число погибших от всех видов насилия, включая войны (Такие данные предоставлены в докладе ООН),
Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а ее потребление постоянно растет.
Общее потребление пресной воды в мире в тысячу раз больше, чем всех вместе взятых видов промышленного сырья.
(Преподаватель химии): Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению. На сушу приходится третья часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой.
Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки , озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.
И еще: Самое большое содержание золота в морской воде зафиксировано в Балтийском море. 22 марта считается и Днем Балтийского моря.
Итак, начинаем нашу игру. Разрешите представить вам наше независимое жюри. Жюри имеет протоколы на каждую команду, и по мере выполнения заданий набираются баллы. Команда, набравшее большее количество баллов – победитель. Победитель получает отличные оценки по двум предметам (все 10 человек), проигравшие – утешительный приз .Каждый ответ, выполненное задание – один балл. Если заданий внутри конкурса много, устанавливается таймер – песочные часы на 5 минут.
А теперь, пожалуйста, преставление команд.
(Преподаватель биологии): Каждая команда должна представить свое название и обыграть его. Если существует девиз, эмблема, герб команды - только приветствуется и прибавляются лишние баллы. Начинаем с команды № 1. Слово капитану команды. Слово капитану команды № 2.
1конкурс "Музыкальный".
Спеть по одному куплету(или строчке- так, чтобы песня была узнаваема) из песен о воде, реках, морях, осадках и т.д. Начинает команда № 1.
(Преподаватель химии):
2конкурс "Угадай-ка". ЗАГАДКИ О ВОДЕ: Команды загадывают друг другу загадки по очереди. Начинает команда № 2.
(на случай, если команды не готовы, загадывает учитель:
1.Горя не знает, а слезы проливает. (Туча или облака).
2.Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растения).
3.Крупно, дробно зачастило, всю Землю напоило.
Шел да шел, да и в землю ушел. (Дождь).
4. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга).
5.Что в руках не удержать?
Что в решете не унести. (Воду).
6. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей).
7. Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
8. Поморю идет, идет,а до берега дойдет, тут и упадет. (Волна).
9. Не море, не земля, плавать можно, а ходить нельзя. (Болото).
10. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Без рук, без ног все бежит. (Река).
(Преподаватель биологии):
3конкурс «Литературный» - Перекрестки биологии, химии и литературы.
Оцениваем выполнение домашнего задания - командам предстоит назвать пословицы и поговорки о воде - кто больше назовёт(можно о воде и её обитателях) другой команде – команда загадавшая получает балл, команда отгадавшая – тоже балл. Повтор не засчитывается, называем поочередно.
Возможные варианты ответов:
1. Наше счастье - дождь да ненастье.
2. Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
3. Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
4. Все беды пропали, что в воду упали.
5. Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
6. Река не море, тоска не горе.
7. Ходит как дождем прибитый.
8. Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
9. Чужая слеза - вода.
10.В решете воду не носят.
11.В тихой воде омуты глубоки.
12.Вода сама путь сыщет.
18. Где гроза там и ведро.
19.Кто тонет, за соломинку хватается.
20.Родимое пятно в бане не отмоешь.
21.Тихая вода берега подмывает.
32.Утопающий пить не просит.
33.Вольному — воля, спасенному — рай, бешеному — поле, черту - болото.
34.Бывает порою - течет и вода горою.
4конкурс "Туристический".
Назвать крупные рекиРоссии, перечислить основные водно-экологические проблемы(кто больше). 5 минут на подготовку. Время пошло (ставим песочные часы)
Возможные варианты ответов: Крупные реки России: Р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, р. Вилюй, р. Алдан, р. Анадырь, р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.
Экологические проблемы водных ресурсов России:
1. загрязнение бытовыми сточными водами
2. загрязнение промышленными стоками
3. бытовой мусор
4. загрязнение от водного транспорта
5. загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров
6. браконьерство
7. неразумная добычи полезных ископаемых (гравий, песок - обмеление)
8. сплав древесины
9. отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)
(Преподаватель химии): Пока команды вспоминают,
Конкурс “Игра со зрителями” (разгадка ребусов )
- зрителями команды № 1:
1. Какой металл используют для спайки проводов в радиоаппаратуре? Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (серебро)
2. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина крови (железо)
-зрителям команды № 2:
(Преподаватель биологии):
1. Какой металл входит в состав голубого опрыскивателя плодовых деревьев?
(медь)
2. В древности в Греции и Риме существовали водные часы, вода помогала человеку измерять время. А как назывались эти водные часы, вы узнаете, разгадав ребус (клепсидра). Выражение «Ваше время истекло пришло к нам из Древней Греции)
1 команда начинает Туристический конкурс.
5конкурс "Лечебный".
Рассказать, как человек использует воду в лечебных целях. Один пример – и уступаем очередь другой команде. Начинает 2 команда.
· минеральная вода
· настои трав
· закаливание
· морская вода
· баня
· радоновые и солевые ванны
· чай
· утренняя роса
(Преподаватель химии):
6конкурс "Поэтический".
Поэтом можешь ты не быть,
Но срифмовать сейчас обязан.
Три балла можешь получить.
Иначе будешь ты наказан.
Сочинить четверостишие из предложенных слов по теме охраны воды и нарисовать плакат на экологическую тему. Время на подготовку 5 минут, кто раньше будет готов – начинает (ставим песочные часы)
Слова для четверостиший:река, вода, охрана, природа, человек, загрязнение, жизнь, красота, радость, океан, любовь, заводы, люди, отходы.
(Преподаватель биологии): Пока команды готовятся,- игра со зрителями. Поочередно болельщикам разных команд задаются блиц вопросы по химии и биологии, правильные ответы идут в зачет команде – 1 балл за каждый ответ– команда № 2 начинает.
Конкурс “Игра со зрителями”
Вопросы болельщикам команды №1 1. Какие растения никогда не цветут (мхи, или плауны, или хвощи, или папоротники). 2. Взрывчатое вещество, способное облегчить спазм сердечных сосудов (нитроглицерин). 3. Что является основной единицей строения живых организмов (клетка). 4. Фамилия великого русского химика и композитора (Бородин). 5. Кто из ученых-физиологов изучал рефлексы на собаках (Павлов). 6. Кислота, используемая в аккумуляторах (серная). |
Вопросы болельщикам команды №2 1. У каких растений используют цветы в качестве лекарственного сырья (липа, или календула, или иван-чай). 2. Газ, применяемый в производстве световых реклам (неон). 3. “Силовые” станции клетки (митохондрии). 4. Кому из ученых принадлежат слова “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие” (Ломоносов). 5. Кто из русских биологов внес большой вклад в изучение фотосинтеза (Тимирязев). 6. Формула этилового спирта (C2H5OH). |
Вопросы болельщикам 1и 2 команды №№ 1,3, 5 задает преподаватель биологии, №№ 2,4, 6- преподаватель химии.
Команды озвучивают литературный конкурс поочередно.
Жюри и счетная комиссия подводят промежуточные итоги.
(преподаватель биологии): 7 конкурс «Умники и умницы». Викторина - необходимо ответить на вопросы. Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
3. Чем объяснить богатство растительною и животного мира но берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
4. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
5. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
6. За счет чего в реках пополняются запасы воды (Осадков, таяния снега и ледников).
7. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря -возникают в природе без участия человека).
8. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища),
9. Какойзлак растет под слоем воды.? (Рис).
10.У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
11.Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
12. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
13. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
14. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
15. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года).
16. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
17. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
18. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
(преподаватель химии): 8 конкурс «Творческий» - Показать с помощью пантомимы одного из обитателей воды (отгадывают болельщики своей команды). Выбрать одного из животных: (капитаны берут конверты)
Предлагаемые животные: (осьминог, кит, лягушка, белый медведь) – 1 команда; (морская черепаха, чайка, рак, акула) – 2 команда.
(преподаватель биологии):И, наконец, последний9 конкурс «Сообщения»(домашнее задание) . Каждая команда представляет свои заранее приготовленные сообщения о необычных свойствах воды.
► В заключение внеклассного мероприятия подводятся итоги прохождения этапов праздника, награждаются победители и все участники.
В заключительном словеобобщаются результаты проведённого мероприятия, обобщаются выводы о значении воды в жизни каждого человека, об ее экономии и бережном использовании.
Приложение1[1](ребусы)
(ЖЕЛЕЗО)
(МЕДЬ)
(СЕРЕБРО)
(Водные часы – клепсидра)
Выражение «Ваше время истекло пришло к нам из Древней Греции
Приложение 2. Оценивание и подсчет баллов
Кто сделал больше (лучше) – 1 балл ( √ , + )
Каждый правильный ответ, выполненное задание в конкурсе – 1 балл
№ п/п |
Задание
|
Команда 1 |
Команда 2 |
1 |
д/з Название команды, девиз |
|
|
2 |
1 конкурс «Музыкальный» |
|
|
3 |
2 конкурс «Угадай-ка» (загадки) |
|
|
4 |
3 конкурс "Перекрестки биологии, химии и литературы" д/з Пословицы и поговорки |
|
|
5 |
4 конкурс «Туристический» Крупные реки России |
|
|
6 |
Экологические проблемы водных ресурсов России |
|
|
7
|
Конкурс болельщиков «Игра со зрителями» (ребусы) |
|
|
8 |
5 конкурс «Лечебный» |
|
|
9 |
6 конкурс «Поэтический» от 1 до 3 баллов |
|
|
10 |
Конкурс для болельщиков "Игра со зрителями" |
|
|
11 |
7 конкурс «Умники и умницы» |
|
|
12 |
8 конкурс «Творческий» |
|
|
13 |
9 конкурс «Сообщения» от 1 до 5 баллов |
|
|
Итог:_______________________________________________