Задача- непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на всё поведение учащихся.
Главная задача урока- активизация именно художественных впечатлений и переживаний учащихся.
Научный анализ должен углублять художественное восприятие.
Цель урока– выявить своеобразие концепции любви писателя и определить функцию пейзажа в рассказе Бунина «Тёмные аллеи».
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф урока: “Под плоскостью, по которой ходит человек две бездны – смерти и любви, и тонкий ледок может обломиться в любую минуту”. На прошлом уроке, обсуждая рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско”, говорили о бездне смерти, силе роковой и неподвластной человеку. А сегодня обсудим влияние на жизнь другой, неподвластной разуму, развивающейся по своим законам, силе любви.
В течение тысячелетий человек осмысливает отношения мужчиныи женщины, и каждый писатель предлагает свое видение любви. Мы будем говорить о любви-болезни у Маяковского, о любви-саморастворении у Куприна. А какова любовь в рассказах Бунина?
Итак, тема урока - “Темные аллеи” любви в цикле рассказов И. Бунина.
Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви, а также определить функцию пейзажа.
Цикл рассказов “Темные аллеи” был издан в 1943 году в Нью-Йорке. Большинство рассказов - в период Великой Отечественной войны, память помогала вернуться в другое время.
Класс делится на 3 группы: литературоведы, аналитики, чтецы.
Выразительное чтение художественного текста дает возможность непосредственно в момент восприятия ощутить авторское воздействие, проникнуть душой в его замысел.
1. Вопрос учителя.
Ответ аналитиков.
- Дома вы прочитали несколько рассказов. Как вы думаете, почему эти рассказы можно объединить в цикл? (Рассказы можно объединить в циклтематически, их объединяет разные лики любви)
2. Вопрос учителя.
Ответ литературоведов.
Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.
- Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают? (1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.)
3.
- Цикл открывается рассказом “Темные аллеи”, написанным в 1938 году. Он задает общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всего цикла. Обратимся к рассказу. Каковы ваши впечатления?
4. Задание учителя.
Чтецы: подбирают отрывки из текста и анализируют. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.
- Почему рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки? Какова функция пейзажа? (Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.)
Говоря о пейзаже, нужно отметить, что во многих рассказах Бунина часто упоминается «дорога». «Дорога» - это номинация, с которой начинается или вокруг которой развёртывается повествование.
Задание ученикам: найдите в тексте упоминание дороги. («В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями…подкатил закиданный грязью тарантас…»)
5.Вопрос учителя.
Ответ литературоведов.
Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.
Вопрос: что вы знаете о символике цвета? Что означает жёлтый цвет в рассказе «Тёмные аллеи»? Подтвердите цитатами из текста. (Бледный жёлтый цвет солнца становится знаком опустошённости, утраты, следствием горя. После неожиданной встречи, напомнившей герою дни молодости, он вновь возвращается в тяжёлых раздумьях к своей неуспокоенной жизни. И в это время – «к закату проглянуло бледное солнце», «низкое солнце жёлто светило на пустые поля».)
Слово учителя.
Говоря о пейзаже надо рассмотреть и портрет.
- В одном абзаце даны два портрета. Какие художественные детали подчеркнуты? (Оба героя одного возраста, но они противопоставлены (союз “а”), крестьянин похож на разбойника, а седок – на Александра II. Таким образом, подчеркнуто социальное положение каждого. Это портреты – впечатления с элементами психологического анализа. Обращено особое внимание на взгляд, подчеркнуты эпитетами“строгий и усталый”.)
- Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый? (Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)
7. Вопрос учителя.
Ответ аналитиков и литературоведов.
Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.
- Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”? (Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)
- Почему портрет героини так натуралистичен? (Повествователь любуется героиней, его восхищает женское тело.)
- Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)
- Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича? (Он – любовь всей ее жизни.)
- Каково душевное состояние героя? Почему он покраснел? (Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта.)
- Как и почему меняется душевное состояние героя? (Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость.)
8. Вопрос учителя.
Ответ аналитиков и литературоведов.
Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.
- Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги. Как построен диалог бывших влюбленных? (Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони.)
- Почему их диалог переходит в спор? Что они говорят о любви? (Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни).
9. Вопрос учителя.
Ответ аналитиков и литературоведов.
Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.
- Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе? (Твердая, страстная, верная, преданная.)
- Как характеризует героя эта история? (Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.)
- Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? (Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него – красивая девушка, давшая ему лучшие минуты.)
- Почему история героя умещается в один абзац? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”? (Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя.)
- Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти? (Мучает совесть.)
- Почему героиня не может простить его? (Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова.)
- Почему герой испытывает противоречивое состояние? (Не способен на поступок.)
- Как мужики оценивают Надежду? (Баба – ума палата. Но крута!)
- Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? (Социальную.)
-Какой мотив воплощен в рассказе? (Мотив вечного пути в поиске счастья.)
10. Вопрос учителя.
Ответ аналитиков.
- Какие пласты можно выделить в рассказе? (1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.)
Обобщающий вывод учителя
1.Концепция любви Бунина: ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.
2.Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.
3. Время, пространство и цвет становятся ощутимыми элементами художественной структуры с того момента, как возникает возможность противопоставления в пределах повествования. Появляются три, определяющие весь текст оппозиции: «вся история человечества – одно мгновение жизни», «весь необъятный мир – одно конкретное место на земле», «всепоглащающая темнота – яркая вспышка».