Дмитриева Наталия Алексеевна, учитель математики школы № 623 Санкт-Петербурга
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
Назовём основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
· количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
· в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
· в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
· обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
· необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
· необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
· нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
· необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
· необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
· технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
· технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
· разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования некоторых приемов, упражнений, творческих заданий на уроках математики.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
При изучении математики приходится много заниматься отработкой вычислительных навыков, преобразованием выражений, решением уравнений, заучиванием правил. Так как тренировочные упражнения часто однообразны и утомительны, то я иногда использую математические игры. Некоторые - для сосредоточения внимания вначале урока, некоторые - для опроса правил, некоторые - для подготовки к самостоятельной работе. Многие из них известны или слегка изменены.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
1. Учитель показывает пальцами числа, класс хором называет число. Положение рук и пальцев меняем.
2. На доске рисуется система координат, в начале отсчета сидит муха. Учитель говорит, куда она перемещается: «2 единицы вправо, 2 единицы вниз, 3 единицы влево ...» и так далее. После 6-7 перемещений надо назвать координаты мухи. Можно проводить игру вслепую. Можно представить квадрат 4 на 4 и тогда муха будет двигаться в квадрате.
3. Повторение таблицы умножения. Ученики по очереди называют числа натурального ряда (1, 2, ...), но вместо чисел, делящихся на 3 или запись которых оканчивается на 3, говорят: "не собьюсь". Если ученик сбился, то он встает, то есть выбывает из игры, тот, кто заметил ошибку, называет нужное число и игра продолжается.
УСТНЫЙ ОПРОС «ТУРНИР ЗНАТОКОВ»
После прохождения темы, особенно такой, в которой много правил и определений, мы с детьми накануне обобщающего урока (за день - два) выбираем двоих знатоков. Дома они тщательно готовятся по вопросам в конце главы и параграфов, в учебнике "Математика-5", "Математика-6" (Виленкин) разбирают упражнения с буквой "М". Остальные готовят дома вопросы. На уроке знатоки выходят к доске, для каждого выбираем контролера, который фиксирует число правильных ответов. Ребятам-знатокам задают по 5 вопросов.
Засчитывается количество верных ответов и таким образом ставится оценка. Если знаток не отвечает, то отвечает автор.
ЗАРЯДКА
В зависимости от задания ребята поднимают правую или левую руку, нужное количество пальцев или показывают ход линии.
Перед самостоятельной работой проводится предварительный разбор следующим образом:
6 КЛАСС:
1 этап. Учитель показывает пример. Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то участники поднимают правую руку, если разные - левую.
2 этап. Если результат >0, то поднимают правую руку, < 0 -левую, если
= 0, то рук не поднимают.
3 этап. Если решение производится в обыкновенных дробях, то надо поднять правую руку, если в десятичных - левую.
Примеры на доске:
После этого задания решаются в тетради.
В 9 классе можно попросить показать ход графика:
Примеры на доске:
· а) y=2x+ 3
· б)
· в)
· г)y = 5
· д)x = 7
· е)
· ж)y = -x
· з)
· и)
· к)
(«выколотая» точка – хлопок)
Учитель показывает функцию, ученики (через паузу) – ход линии.
Можно проводить зарядку «вслепую». Я прошу учеников закрыть глаза и положить голову на руки. Так они лучше сосредотачиваются и не мешают друг другу. Задание дается на слух. Например: № 1232 "Математика-6". Каким числом будет значение выражения х+у, если:
а) х>0; у>0
б) х<0; у<0
в) х>0; у<0
г) х=0; у<0
д) х>0; у=0
е) х=0; у=0
Если ответ однозначный, но не 0, то поднять одну руку, если 0 - две руки, если возможны варианты, то рук не поднимать.
Полезность применения такой организации работы на уроке подтверждают результаты тестирования пятиклассников в октябре месяце, то есть в момент их адаптации к требованиям средней школы. Уровень тревожности учеников был около 8%, притом, что допустимый уровень в начале 5 класса - 20%.
· Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Обычно на уроках математики не принято давать детям творческие задания. Я попробовала дать детям свободу самовыражения и результаты получились замечательные. Фантазия, выдумка, умение грамотно внести в сюжет математические понятия порадовали. Дети охотно сочиняют стихи, сценки, задачи, сказки и целые игры.
· Мои ученики придумали и провели игру по геометрии «Три в одном», Математический брейн-ринг для 10-11 классов, игра «Рулетка» (тождества сокращенного умножения в 7 классе) и т.д. Развитие творческого начала в учениках, использование различных технологий, сотрудничество взрослых и детей помогают каждому ученику максимально реализовать свои возможности и сохранить здоровье
Математическая сказка.
Прямая, луч и точка,
(Иван Теплухин,5 класс)
Поспорили луч, прямая и точка, кто из них важнее.
Прямая говорит:
- Я всех важнее, потому, что я бесконечна, и луч мой сын.
Луч сказал:
- Это верно, прямая моя мать. Но всё-равно я важнее точки.
Тут точка сказала:
- Не хвастайтесь! Важней всех я, потому, что луч берет начало от меня. А если я встану на пути прямой, то я разобью её на два луча. Если я два раза встану на пути прямой, то у неё будет сын – отрезок.
Список литературы
Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.