ГБООУ СШИ №68 Пушкинского района Санкт-Петербурга
МАСШТАБ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МАТЕМАТИКА, ГЕОГРАФИЯ)
6 класс
Чиркова Валентина Васильевна,
учитель математики,
Молчанова Людмила Степановна,
учитель географии
НАПРАВЛЕНИЕ: реализация принципов личностно-
ориентированного обучения на уроках
математики и географии с использованием ИКТ
С-Петербург
2014 г.
ОБОСНОВАНИЕ.
В связи с процессами дифференциации учебных предметов идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований. Большой интерес учащихся вызывает проведение интегрированных уроков.
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного усвоения учащимися изучаемого материала.
Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение элементов и частей разных областей знаний в единое целое, что помогает детям выйти на новый уровень понимания законов природы, общества, устройство мира, окружающего нас. Процесс интеграции представляет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Одним из основных и обязательных требований интегрированного урока является повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. Такие уроки побуждают учащихся к овладению знаниями на более качественном уровне.
При проведении интегрированных уроков как позитивными можно отметить следующие моменты:
– активизация познавательной деятельности учащихся, усиление тенденции к синтезу изучаемого материала;
– интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным процессом при обучении;
– учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общей темой, общими задачами и рассматриваются во взаимосвязи.
АВТОРЫ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ.
Математика |
География |
1.Сборник рабочих программ для учителей 5-6 классов. М.: Просвещение, 2012. 2.Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс .М., Мнемозина, 2009 г.
|
1.Прграммно-методические материалы. География 6-9 классы. Составитель И.И.Баринова, И.В.Душина . М., «Дрофа», 2009 г.
2.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М., «Дрофа», 2009 г. |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА)
6 класс
Тема: «МАСШТАБ».
Триединая цель урока:
обучающая: организация работы учащихся по повторению известных им из географии понятий «масштаб», решение математических задач по данной теме;
развивающая : установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;
воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества.
Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.
Время урока: 2 часа.
Оборудование: Мультимедийное сопровождение, географические карты, атласы, глобус, карточки по географии, рисунок глобуса для рефлексии, карта от капитана Флинта и ее копии, письмо от правнука капитана.
Оформление доски.
- Словарь урока: интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – процесс сближения и связи наук.
- План урока в афоризмах:
– «Начало есть более чем половина всего». (Аристотель)
– «Постоянное повторение создает убеждение» (Роберт Кольер)
– «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз» (античная мудрость)
– «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать» (И.Гете)
– «Конец венчает дело» (Лешек Кумор)
ПЛАН УРОКА.
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
1.Организационный момент. |
1.Приветствие учащихся. 2.Рефлексия – «украсим нашу планету». |
2. Мотивационное начало урока. |
1.Об интегрированном уроке. 2.План урока в афоризмах. 3.Постановка целей урока. |
3. Вход в урок. |
Буквенный диктант. |
4. Повторение ранее изученного. |
1.Эвристическая беседа. 2.Решение задач с применением масштаба в группах (на карточках). |
5. Изучение нового материала. |
1.Адаптация понятия «масштаб» к математике. 2. Решение задач. |
6. Закрепление ранее изученного. |
Игра по отысканию клада |
7. Подача домашнего задания. Подведение итогов урока. |
1.Комментарий домашнего задания учителями географии и математики. 2.Рефлексия учащихся и учителей. |
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент:
а) до начала урока разделить учащихся на группы по 4 человека и рассадить их в классе для работы по группам;
б) приветствие учащихся;
в) учитель математики :
«С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмем язык и век,
Всегда стремился к знанью человек » (Рудаки, тадж. поэт, Х век )
г) психологический настрой на урок – украсим нашу планету.
учитель географии:
«Как прекрасна Земля на рассвете.
Оживают леса и поля.
И встает все живое на свете,
Чтобы петь тебе песни, Земля.
Мы украсим родную планету
Чувством радости, чувством любви.
Просыпайся родная планета!
Радуйся жизни – живи!
Ребята, давайте украсим нашу замечательную планету! Пусть каждый из вас на листочке бумаги нарисует то из живой природы (флоры и фауны), с чем вы себя отождествляете, и украсит своим рисунком картинку с глобусом.
2.Мотивационное начало урока.
а) учитель географии:
Ребята, перед уроком многие из вас интересовались, почему решили провести уроки географии и математики вместе. А объяснить это поможет нам словарь урока, который объясняет значение слова «интеграция» (разбирает с классом значение этого слова).
Учитель знакомит учащихся с целями, стоящими на данном уроке, постоянно акцентируя внимание учащихся на решение задач урока знаниями по географии и математике.
б) учитель математики :
Обратите, ребята, внимание на доску, основные этапы урока сегодня предложены в виде мудрых мыслей. Чем же сегодня нам предстоит заниматься на уроке? (Дети зачитывают по очереди записанные на доске афоризмы и объясняют их значение для данного урока )
в) учитель географии объясняет критерии выставления оценок за работу на уроке (максимальное количество баллов для группы – 7)
г) учитель математики:
Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? (спросить и выслушать ответы детей) Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему, начиная изучать математику, мы прежде всего, знакомимся с ее языком – цифрами и математическими символами.
д) учитель географии:
География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.
Путь к современным картам был долгим и трудным.
«Ни одной науке не обходились так дорого знания как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью» – эти слова принадлежат бесстрашному исследователю Арктики Георгию Яковлевичу Седову. Уже пораженный болезнью севера – цингой – он упрямо продолжал свой путь к Северному полюсу. Он не достиг, к сожалению, Северного полюса, но доказал, что к нему можно продвинуться ближе, чем полагали до него. Так на карте Севера исчезло еще одно белое пятно.
За ним пошли другие, и они тоже платили своими жизнями за то, чтобы подробнее были карты Земли.
Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на Земле.
Отношением длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется…
3.Вход в урок:
Учитель математики: подождите, подождите, Людмила Степановна, не спешите, попросим ребят самих определить это понятие. А для этого выполним буквенный диктант: выслушав загадку, учащиеся записывают в тетрадь только первую букву слова – отгадки.
Учителя по очереди зачитывают детям загадки:
1.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион (муравейник)
2.Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеей, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)
3.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет (сосулька)
4.Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал (шарик воздушный)
5.То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
6.Листья клена пожелтели:
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи (август)
7.Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубе - летом (белка)
В результате отгадывания загадок узнаем понятие «масштаб».
4. Повторение ранее изученного.
Учитель математики: запишем это понятие как тему урока «Масштаб» в тетрадях по математике. Знакома ли вам, ребята, эта тема? Где вы с нею уже встречались? Что вы уже знаете по данной теме?
Учитель географии: Какое определение масштаба мы давали на уроках географии?
Какие виды масштаба вы знаете?
Записывают в тетрадь:
– численный;
– именованный;
– линейный.
Учитель математики: для успешной работы на уроке нам нужно вспомнить и вопросы из математики, а именно:
– определение отношения;
– определение пропорции;
– основное свойство пропорции;
– виды пропорциональной зависимости между величинами;
– соотношения между единицами длины: 1 км = ? м = ? см.
Как вы думаете, почему после изучения темы «Отношения и пропорции» по математике у нас по теме «Масштаб» проходит интегрированный урок?
ФИЗМИНУТКА.
Вновь у нас физкультминутка,
наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
Учитель географии: а сейчас, ребята, для того, чтобы вспомнить материал по теме «Масштаб», известный вам с уроков географии, выполним соответствующие задания, работая в группе.
Каждая группа получает задания на карточках, выполняет эти задания каждый член группы, но группа, обсуждая, записывает в сигнальный лист контрольный ответ.
(вид контрольного листа прилагается)
ЗАДАНИЯ.
1.Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную.
Ответы:
1 : 80 000 000 1 : 125 000 000
1 : 25 000 000 1 : 250 000 000
Мелкомасштабная 1 : 250 000 000
Крупномасштабная 1 : 25 000 000
2.Определите, какой из масштабов наибольший:
1 вариант 1 : 5 000 2 вариант 1 : 50 000
1 : 50 000 1 : 70 000
1 : 10 000 1 : 100 000
1 : 100 000 1 : 3 000
Ответ: 1 : 5 000 Ответ: 1 : 3 000
3.Определите, какой из масштабов наименьший:
1 вариант 1 : 1 000 000 2 вариант 1 : 25 000
1 : 250 000 1 : 125 000 000
1 : 50 000 1 : 300 000
1 : 500 000 1 : 50 000
Ответ: 1 : 1 000 000 Ответ: 1 : 125 000 000
4.Переведите численный масштаб в именованный:
1 вариант 1 : 250 000 2 вариант 1 : 20 000 000
1 : 500 000 1 : 1 000 000
1 : 125 000 000 1 : 600 000
1 : 8 000 000 1: 12 500 000
Ответы: 1 см – 25 км 1 см – 200 км
1 см – 5 км 1 см – 10 км
1 см – 1250 км 1 см – 6 км
1 см – 80 км 1 см – 125 км
5. При помощи линейного масштаба определите: (карточки прилагаются)
1 вариант: Расстояние Москва-Париж (по карте полушарий) (2700 км)
2 вариант: Расстояние Саратов-Киев (по карте России) (1050 км)
6. Используя именованный масштаб карты: (по атласу)
1 вариант: определите протяженность Уральских гор ( по карте России) (1750 км)
2 вариант: определите протяженность Скандинавских гор с запада на восток (по карте России) (1500 км)
Учитель математики:
а) рисуя на бумаге изображения предметов, мы чаще всего изменяем их внешние размеры. Чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького стал виден лучше, большие предметы изображают в уменьшенном виде, а маленькие увеличивают. При этом рисунок должен давать представление о настоящих размерах предметов. На планах, чертежах делают специальную запись, которая показывает отношение длины какого-нибудь отрезка на плане к его настоящей длине, т.е. и в данном случае употребляется известное вам с уроков географии понятие «масштаб».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.
Учитель географии:
Скажите, ребята, отличаются ли определения масштаба в географии и математике?
Учитель математики:
Сегодня на уроке вы уже решали географические задачи на масштаб, а теперь посмотрим, как это определение используется в математике.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. Коллективное решение задач (тексты задач предлагаются учащимся на карточках), обратить внимание на правильное оформление задач.
1. Длина отрезка на карте 5 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
Решение. Пусть х см длина отрезка на местности, тогда
Карта Местность
5 см х см
1 см 1 000 000 см
5 : 1 = х : 1 000 000, х = 5 * 1 000 000,
х = 5 000 000, 5 000 000 см = 50 км
50 км длина отрезка на местности
Ответ: 50 км.
2. Расстояние между двумя городами равно 600 км. Определить расстояние между изображением этих городов на карте с масштабом 1 : 5 000 000. (ответ: 12 см)
3. Расстояние между двумя пунктами на местности, равное 190 км, изображено на карте отрезком 19 см. Определить масштаб карты. (ответ: 1 : 1 000 000)
Какой вывод, ребята, можно сделать после решения этих задач?
ФИЗМИНУТКА.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок, (садятся за парту)
Продолжаем наш урок.
Во время работы с учителем математики библиотекарь приносит бандероль.
6. Закрепление ранее изученного.
Учитель географии: раскрывает бандероль и достает из нее книгу Р.Стивенсона «Остров сокровищ», бумажный свиток и письмо от правнука старого пирата.
Текст письма.
Уважаемые дети!
Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прощу оказать мне небольшую услугу.
Дело в том, что я правнук капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Перипетии поисков этого клада описаны в книге Стивенсона «Остров сокровищ», экземпляр которой я вам высылаю в подарок.
Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, где отмечен клад, до которого добраться очень не просто. Того, кто захочет этим кладом завладеть – поджидают страшные опасности.
Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, которые описывают безопасный путь до клада. Вот они: «От Бухты Русалочьей двигаться на с-в 4км 200м, затем обогнув горную гряду с запада дойти до развилки меду двумя грядами. затем стать спиной к горам и идти на с-в вдоль полосы гор. Обогнув горы нужно двигаться на ю-в еще 4 км».Это самый короткий путь, чтобы не встретится с опасностями. Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать этот путь на карте.
Вот я и прошу вас, дорогие ребята, помогите мне его найти и обозначить. Тому, кто решит задачу, будет награда.
С уважением, Джонатан Флинт.
P.S. Карта прилагается.
Прочитав это письмо, учитель достает весьма обтрепанный бумажный свиток, разворачивает его и перед ребятами предстает большая разноцветная карта нового Острова сокровищ. Края карты неровные, бумага старая. Сразу видно, что документ побывал в пиратских приключениях.
Учащиеся в группах приступают к решению задачи, каждой группе предлагается копия карты (приложение), затем ее коллективное обсуждение и выяснение, как проложить безопасный курс на карте.
Учитель математики: ну а тем «кладоискателям», которым не посчастливилось отыскать безопасный путь к кладу, помогут наши последующие уроки.
Учитель географии: оценивает деятельность учащихся при решении задач по географии, дает ей качественную и количественную оценку.
Резервные задания: Задача: Клоун решил найти отношение Массы Мышки к массе слона. Мышка весит 50 г, а слон 5т. «Составим отношение: 50/5 , - сказал клоун – Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?
Ответ: нет, не прав. Клоун использовал величины, выраженные в разных единицах измерения. Надо сделать так: 50/5 000 000 +1/ 100 000.
7. Подведение итогов урока.
а) подача домашнего задания учителями математики и географии с комментариями:
– математика: пункт 23, № 840, № 844, № 846 (а);
– география: начертить план своей квартиры, используя масштаб 1 : 100.
б) рефлексия урока:
Учитель математики:
Ребята, подходит к концу наш интегрированный урок, и теперь каждому стало понятно, что же это такое. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
– нужен ли нам был такой урок?
– что каждый из вас приобрел на уроке сегодня и понял для себя?
Учитель географии : не появилось ли у кого-то из вас желание изменить свою картинку, с помощью которой мы украшали нашу планету в начале урока, изменилось ли ваше настроение после урока.(учащиеся и учителя меняют свои картинки)
Анализ урока учащимися.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.
Красной нитью через весь урок прошла работа по сближению географии и математики в использовании понятия « масштаб».
Главная цель урока – адаптация понятия «масштаб» к решению математических задач достигается за счет самостоятельной работы групп и осмысления этого понятия при решении задач и в игре по отысканию координат клада.
В ходе урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть межпредметные связи между математикой и географией.
Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.
Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, афоризмов, рефлексия с помощью рисунков, игровая ситуация.
При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:
– организация класса и психологический настрой на работу;
– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;
– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;
– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения
учителей и учащихся;
– содержательный: подбор материала для урока в соответствии с психофизиологически-
ми особенностями учащихся данного возраста;
– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы
работы;
– контрольно-оценочный: оценка индивидуальной и групповой деятельности учащихся
для стимулирования активности учащихся;
– аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими
учащимися, рефлексия.
Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его
проводившие, остались уроком довольны тоже.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс. М., «Дрофа», 2009 г.
2 Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005г.
3.Г.Н.Элькин. Поурочное планирование «Физическая география 6 класс», С-Петербург, «Паритет», 2006 г.
4.Н.А.Максимов. За страницами учебника географии. М., «Просвещение», 2002 г.
5. Энциклопедия для детей. М., Занимательная география, 2001 г.
6. Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс. М., Мнемозина, 2009 г.
7.Журнал «Математика в школе» № 7, 2000 г. С.46.
8. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина и др.: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Масштаб:
В 1 см-2 км