Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Винокурова Елена Васильевна,  преподаватель биологии,
Ленская Татьяна Юсуфовна,   преподаватель химии,
Панкова Галина Андреевна,  преподаватель электротехники,
Рунова Надежда Петровна, преподаватель литературы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
 «Электромашиностроительный профессиональный лицей»
(ГБОУ НПО ЭМПЛ)
 
 «..Слава Россов, неподражаемый Ломоносов»
Цели урока:
Образовательные. Обобщить, закрепить и систематизировать полученные ранее на уроках литературы, электротехники,  химии и биологии знания о веществах и явлениях, провести сопоставление теоретического и фактического материала. Расширить знания учащихся о М.В.Ломоносове, подчеркнуть значение его работ.
Развивающие. Привить интерес учащихся к творчеству великого ученого, закрепить навыки работы с научно-популярной литературой, а также умение
работать в группах и индивидуально.
Воспитательные. Воспитывать добросовестное отношение к учению, желание учиться активно, с интересом.
          Тип урока. Урок контроля и обобщения знаний.
Вид урока. Интегрированный урок-игра. Участвуют все группы 1 курса командами по 10-14 человек, остальные – зрители. Каждая группа получила задание – подготовить материал о жизни и научной деятельности Ломоносова.
Методы урока. Вступительная беседа учителя, фронтальный опрос с последующим обсуждением.
Оборудование и вспомогательные материалы: компьютер, проектор, экран, презентации учителя и учащихся, портреты ученых,высказывания Ломоносова и о Ломоносове, раздаточный материал: текст оды “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”
Ход урока:
Вступительное слово учителя:(на экране презентация о Ломоносове)
19 ноября 2011 г. исполнится 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова – великого сына земли русской.

«Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
 
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик»
 

         Так Н.А. Некрасов писал о М.В. Ломоносове, роль которого в развитии русской науки и культуры трудно переоценить. Прожил он, к сожалению, короткую (54г) и очень трудную жизнь.
Икак ученый и как поэт Ломоносов свои блестящие знания, свои силы отдал служению народу и родине. В своих предсмертных записках он писал: «За то и терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство.. жалею только о том, что не мог совершить всего того, что предпринял для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии».
        В.Г.Белинский, преклоняясь пред гением Ломоносова, писал: «На берегах Ледовитого океана подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет враждебная судьба, и, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному».
Сегодня мы вспомним об этом великом человеке и прикоснемся к тому огромному наследию, которое он оставил нам в самых различных областях человеческой деятельности и науки. На многих  уроках вы встречались с именем Ломоносова. Сегодня мы с вами обратимся к некоторым работам Ломоносова в области русского языка, химии, биологии, электротехники и  обсудим роль его работ в современной трактовке.
Учитель русского языка:
1 вопрос: Что вам известно о происхождении великого ученого Ломоносова?
М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Денисовке близ города Холмогоры, недалеко от Архангельска, в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, путешествовал  со своим отцом на судне «Чайка». Отец был известным человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом, одним из самых образованных людей тех мест (когда-то учился в Москве на священника). Мать Елена Ивановна была дочерью дьякона, именно она научила читать сына, привила любовь к книге. Особенно он полюбил «Псалтирь» и «Арифметику» Магницкого. Так что, отправляясь в Москву, он не был неучем, а имел максимально возможное в тех местах образование, которое позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее заведение в Москве.
2 вопрос: Что вы знаете о годах  учебы Ломоносова в Москве и за границей?
В 1731 г. Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию.В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен для продолжения учебы в петербургскую Академию наук. Через год он едет в Германию изучать горное дело, изучает химию, металлургию. Успешно закончив учебу, возвращается в петербургскую Академию наук.
 3 вопрос: Что побудило Ломоносова обратить пристальное внимание на родной язык и заняться его преобразованием?
        М.В. Ломоносов очень трепетно относился к русскому языку. Именно он в 1742 году впервые в истории России начал читать публичные лекции в Академии наук на родном языке. Он свято верил в русского человека, его талантливость, волю и упорство в достижении цели, его стремление служить отечеству. Поэтому с таким упорством добивался он открытия Московского университета, открытого для всех лиц, способных к наукам, а не только для дворян. Не случайно поэтому первая Российская грамматика, получившая широкую известность, была создана в России. Это была «Российская грамматика», написанная Ломоносовым в 1755 году и выдержавшая  14 изданий.
         До Ломоносова русский литературный язык отличало беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. В письменной и устной речи употреблялись  и исконно русские слова, и церковные славянизмы, значительная часть которых практически вышла из употребления, а также известные со времен Петра 1 варваризмы. Это был крайне пестрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык. Он не мог удовлетворить растущим потребностям науки и культуры. Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал «оризонт» в «горизонт», «квадратуум» в «квадрат» и пр.  Еще более способствовало сближению русского  литературного языка  с разговорным учение о трех «штилях».
       Ломоносов выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать" .
Учитель электротехники: В 1750 г. Ломоносов увлекся опытами с атмосферным электричеством и изучением природы молний. В 1753г. На заседании Академии Ломоносов произносит речь «Слово о явлениях воздушных от Електрической силы происходящих», в которой весьма близко подошел к разгадке природы этого явления, правильно указав на электрическую природу северных сияний и оценив их высоту.
Конкурс «Электротехника»  (на экране – схема «Молниезащита и заземление»)
1.                Назовите технические направления, в которых работал М.В. Ломоносов.
В 18в. Были разработаны общие принципы классической механики, твердого тела, гидродинамики и небесной механики.
2.                Считал ли Ломоносов,  что каждую теорию необходимо подтверждать опытами, что он говорил по этому поводу?
Ломоносов считал опыт единственной основой нашего познания. Он говорил: «Один опыт я ставлю выше чем тысячу мнений,  рожденных только воображением».
3.                Какую проблему Ломоносов считал одной из важнейших в области электротехники?
Одной из важнейших проблем был вопрос о природе электрических явлений. Он пытался найти первопричину этих явлений,  определить сущность природы электричества, прежде всего атмосферного электричества, порождающего молнию.
4.                Какой ученый работал вместе с Ломоносовым над проблемой грозовых явлений?
В начале 50 гг. Ломоносов вместе с Г.В.Рихманом приступили к изучению атмосферного электричества.
5.                Что случилось с Г.В.Рихманом во время опыта над грозовыми явлениями?
Г.В. Рихман был убит голубым светящимся шаром величиной с кулак (шаровой молнией), потому что испытательная установка не была заземлена.
1.     Изучено ли до конца явление «шаровая молния»?
Шаровая молния – явление уникальное и своеобразное. За историю человечества  скопилось более 10000 свидетельств о встречах с «разумными шарами». Однако до сих пор ученые не могут похвалиться большими достижениями в сфере исследования этих объектов.
2.                Над чем еще работал Ломоносов в области атмосферных явлений?
Дал объяснение происхождению северного сияния и комет, установил связь между природой света и электричества.
3.                Как труды Ломоносова в этой области связаны с современностью?
При защите объектов от ударов молнии прокладывается в земле по периметру металлическая полоса, которая соединяется с металлическим прутком, уложенным по кровле и соединяется с выступающими металлическими  частями на крыше (антенна, дымовая труба)
Учитель химии:
1.    О достижениях какой науки говорил Ломоносов: «Широко распростирает руки свои….в дела человеческие»(химия…) – показать на плакат с высказыванием.
        Ломоносов разрабатывает принципы новой науки – «физической химии» и элементы «математической химии», открывает химический закон.  С 1741 г ученый работает в петербургской Академии наук, создаёт химическую лабораторию. Физические и химические опыты, проводимые Ломоносовым, отличались высокой точностью.
Восхитившись привезенной из Рима графом П.И. Шуваловым мозаикой, начинает интенсивные работы по возрождению в России этого искусства и создает около 40 мозаичных картин,  среди которых такие как «Полтавская баталия» и  «Портрет Петра 1».
 
 
Конкурс «Химия»(на экране – мозаики Ломоносова)
1.     Сколько было израсходовано цветных стекол на эту картину?(900 000)
2.    Сколько мозаичных картин изготовил Ломоносов?(40, тем самым создав русское мозаичное искусство. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра. За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом)
3.    Какие предположения высказал ученый о происхождении янтаря, торфа, нефти, каменного угля? (об их органическом происхождении)
4.    В какой области Ломоносов стал первым академиком?
(в 1745 стал академиком в области химии)
5.    Как отвечал Ломоносов на вопрос, кто он по профессии?  (химик)
6.    Определение металлов, данное М.В.Ломоносовым:
 («Светлые тела, которые ковать можно»).
7.    Назовите химические операции, введенные Ломоносовым.
(качественный и количественный анализ, взвешивание осадка)
8.    Как называлась теория, предвосхитившая отдельные  положения атомно-молекулярного учения? (корпускулярная)
9.    Как изменилась химическая наука при Ломоносове?
 (Ломоносов превратил химию из «искусства» в точную науку)
10.                       Какой химический закон был открыт Ломоносовым? Дайте современную формулировку этого закона. (закон сохранения массы вещества)
11.                       Основоположником какого направления  в химической науке был Ломоносов?(физической химии)
12.                       Назовите приборы, созданные  в России Ломоносовым.
(термометр, микроскоп, весы с чувствительностью до 5000)
Учитель биологии: Ломоносов был специалистом в различных областях знаний. Он  также интересовался науками о живой природе, в особенности ботаникой.Русский ботаник Г. Ф. Соболевский упоминает его в числе собирателей растений петербургской флоры. Насколько хорошо Ломоносов ориентировался в этой области видно из того, что он обнаружил в составленном известным натуралистом-путешественником С. П. Крашенинниковым (показать на портрет) каталоге ошибку: тот определилв одно семейство пшеницу и картофель.
 
Конкурс «Биология» (на экране – «Цветки картофеля и пшеницы»)
1. Что является характерной особенностью семейств?(строение цветка)
2. Используя рисунки цветков  пшеницы и картофеля, назовите их части и формулу цветка.
1 команда-Какое количество чашелистиков у картофеля?(5) лепестков?(5) тычинок? (5) пестиков?(1) Формула цветка: Ч(5)Л(5)Т5П1
2 команда - Какое количество чашелистиков у пшеницы? (нет) лепестков? (нет) тычинок? (3) пестиков?(1) Формула цветка: Ок(2)+2Т3П1(околоцветник простой,  из 2 цветковых чешуй и 2 цветковых плёнок).
Картофель относится к семейству Пасленовые. Пшеница – к семейству Злаковые, Ломоносов был прав, указав на ошибку Крашенинникова.
3.В оде“Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния” в 4 строфе Ломоносов восклицает: «Но где ж, натура, твой закон?»
К кому обращается?(натура – природа)
4. О каком законе спрашивает Ломоносов? (Закон устройства природной жизни)
Законы устройства природной жизни, которые человек постигает своим разумом- называются экологическими. В природе всё гармонично, как говорил Ломоносов, всему отведено своё место.
Об этих природных законах Ломоносов думал, но тогда ученые их еще не могли сформулировать.
Ломоносова всегда интересовал вопрос долголетия жизни человека. Поэтому он так много говорил о развитии в России естествознания и медицины. Он первым поднял голос в защиту здоровья русского народа. Ломоносов  сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением, и считал необходимым “стараться всячески быть в движении тела”. Он думал ввести Олимпийские игры в России. Великий учёный говорил о пользе двигательной активности после напряжённой умственной работы.
5. Что  говорил Ломоносов о движении:(“Движение, - вместо лекарства служить может”)
6. К кому обращается Ломоносов в гимне:

О вы, которых ожидает
Отечества от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов    Российская земля рождать!

       
К нам с вами.Он взывал к русским юношам. Благодарные потомки свято чтят память великого ученого М.В.Ломоносова. (на экране - фотографии  посещения Лазаревского кладбища, где похоронен Ломоносов и возложение цветов)
Подведение итогов конкурса. Награждение команд.(на экране – флеш-ролик «Мозаики»
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1.Темы рефератов или сообщений ( на выбор )
1)«Родина М.В.Ломоносова. Годы его учебы».
2)«Учеба М.В.Ломоносова в Москве (1731–1735)».
3)«М.В.Ломоносов – студент Петербургской академии».
4) «Научно-исследовательская деятельность М.В.Ломоносова (1744–1765)».
5) «Работы Ломоносова в области химии»
7) «Работы Ломоносова в области электротехники»
8) «Работы Ломоносова в области русского языка и литературы»
9) «Работы Ломоносова, связанные с биологическими науками»
2.Портреты ученых
М.В.Ломоносов, Г.В. Рихман, И.И. Шувалов,С. П. Крашенинников.
    3. Высказывания Ломоносова:
1.                «Для пользы общества коль радостно трудиться».
2.                «Мой покоя дух не знает».
3.                 «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее приложения»
4.                Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.
5.                Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.
6.                Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
7.                Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
8.                Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
          4. Высказывания о Ломоносове:
1.     «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С.Пушкин),
2.     «Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы не проник светлый ум Ломоносова», «Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии» (С.И.Вавилов).
3.     « Все должен был сделать сам, всему положить начало». (В.Г. Белинский)
5.Лист оценки конкурсов:
 
Оценивание и подсчет баллов
1.     Кто сделал больше (лучше) – 1 балл   ( √, +)
2.     Каждый правильный ответ, выполненное задание  в конкурсе – 1 балл
№ п/п  
   Задание
 
 команда 1    команда 2
1 Название команды,  девиз    
2 Конкурс «Домашнее задание»- 3 б
Дополнение от другой команды – 1 б
   
  1. Что вам известно о происхождении великого ученого Ломоносова?    
  2. Что вы знаете о годах  учебы Ломоносова в Москве и за границей?    
  3. Что побудило Ломоносова обратить пристальное внимание на родной язык и заняться его преобразованием?    
3 Конкурс «Электротехника»
8 вопросов
   
4
 
Конкурс «Химия»
13 вопросов
   
5 Конкурс «Биология»
4 вопроса
   
 
 
 
 
Итог:____________________________________

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»