Методическая разработка урока
Тип урока:
Повторительно-обобщающий урок
Форма урока:
Интегрированный урок
Цели урока:
1. Закрепление, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных в ходе изучения темы.
2. создание условия для формирования у учащихся чувства гордости за свой народ
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Отработка и закрепление умений и навыков решать уравнения и задачи с помощью квадратных уравнений;
- Расширение межпредметных связей
2. Развивающие:
- Способствовать повышению познавательного интереса к математике через межпредметные связи;
- Развитие грамотной математической речи
3. Воспитательные:
- воспитание культуры мышления, речи.
- воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории.
Межпредметные связи:
- история
- математика
- география
- МХК
- литература
- музыка
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор с экраном
- раздаточный материал
- слайдовая презентация ключевых фрагментов урока
- карта, схемы Бородинского сражения
- проигрыватель
- репродукции картин Ф.Рубо, В. Верещагина, Н. Самокиша и др.
- поэтические тексты В.А. Жуковского, М.Ю., А.Писарева, П. Вяземского
- Музыка М. Глинки (хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»), марш Преображенского полка
Использованы технологии:
- технология рефлексивного анализа решения задач
- технология диалогового взаимодействия
- информационно-коммуникационные технологии
Конспект урока
Учащиеся входят под музыку марша Преображенского полка.
- Организационный момент.
- Введение
Сегодня мы попытаемся объединить знания по математике и истории, литературе и географии, музыке и мировой художественной культуре.
Наша цель – это закрепление и обобщение умения решать квадратные уравнения и задачи с помощью квадратных уравнений.
2012 год объявлен Годом российской истории.
В 2012 году отмечается 200-летие Бородинского сражения.
Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино.
Тема сегодняшнего урока «Решение задач с помощью квадратных уравнений» тесно связана с историей Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.
Итак, начнем.
3. Устная работа
- демонстрируется часть презентации, где надо выполнить задания в ходе рассказа о нашествии армии Наполеона на Россию:
Слайд 3:
Вычислить:
( - )( + ) – и тем узнать, сколько лет армия Наполеона не знала поражений ;
2 - и тем узнать день вторжения армии Наполеона в пределы России;
Слайд 5:
Вычислить:
- и тем узнать расстояние деревни Бородино от Москвы.
Слайд 6:
Решить уравнения:
х2 – 135х =0 - больший корень уравнения покажет численность (в тыс. чел.) французских войск.;
х2 = 132х - больший корень уравнения покажет численность русских войск ( в тыс. чел.) ;
Найти произведение корней уравнения (оно равно количеству французских орудий в Бородинской битве):
х2-588х+587=0
Найти сумму корней уравнения (это скажет о количестве орудий русских войск в Бородинской битве):
х2-640х+24000=0
Решить уравнения с помощью теоремы Виета ( наибольшие корни дадут цифры потерь в битве ( в тыс. чел.) со стороны французских и русских войск:
х2-29х+28=0;
х2-33х+70=0;
х2-56х+460=0
(различные исторические источники дают разные числа потерь французов. Для их нахождения – все данные взяты из Википедии - надо решить первые два уравнения)
4. Решение задач.
Раздаточный материал: у каждого ученика на парте лежит распечатанный алгоритм решения задач:
Алгоритм решения задач с помощью уравнений:
- Переведи условие задачи с русского языка на математический язык
- Построй математическую модель задачи (составь уравнение )
- Реши уравнение
- Исследуй корни уравнения (удовлетворяют ли они условию задачи)
- Проанализируй решение задачи ( рассмотри другие варианты решения,
- Запиши ответ
Слайд 7:
Задача :
«Даны два последовательных четных числа. Разность между квадратом меньшего числа и утроенным большим числом равна 12.
Найдите эти числа. Наибольшее число – это число убитых и смертельно раненых французских генералов. Наименьшее число – число убитых и смертельно раненых русских генералов.
Слайд 8:
Решение задачи .
Слайд 9:
Карта расположения русских и французских войск к началу Бородинского сражения. Время начала битвы дано в виде *
Слайды 10, 11:
Задача 2:
Позиции русских на Бородинском поле по фронту растянулись на 5 км больше, чем в глубь. Площадь, занятая позициями русских, составляла 50 кв.км. Найдите длину и ширину территории, занятой позициями русских войск.
Слайд 13:
Задача 3:
Историческая справка: Тактической единицей являлась конная или пешая артиллерийская батарея, последняя состояла из 6 орудий: 2 12-фунтовых пушек, 2 6-фунтовых и 2 6-дюймовых гаубиц. Максимальная бесприцельная дальность стрельбы ядрами составляла до 2600 м. Эффективная дальность стрельбы ядрами составляла до 1200 м.
Решите задачу: Расстояние в 2250 м ядро 6-фунтовой пушки пролетело на 4 секунды быстрее, чем ядро 6-дюймовой гаубицы. Найдите скорости полета ядер, если известно, что скорость ядра 6-дюймовой гаубицы на 200 м/сек меньше скорости ядра 6-фунтовой пушки.
Слайд 14:
Таблица для решения задачи, которую заполняют учащиеся:
S (м) | V (м/с) | T (с) | |
Ядро 6-фунтовой пушки (вес ядра 2,7 кг) |
|||
Ядро 6-дюймовой гаубицы (вес ядра 9,8 кг) |
5. Самостоятельная работа
Слайд 15:
Вариант 1 самостоятельной работы.
Задача :
Историческая справка: Сухопутные войска русской армии 1812 г включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Пехота состояла из егерей, гренадеров и собственно пехоты (которая до 1811 г. называлась мушкетерами). Егеря – легкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю. Гренадеры – тяжелая пехота, в которую традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат.
Решите задачу: Найдите скорости передвижения егерей и гренадеров ( в км/переход, т.е. км/день), если известно, что скорость егерей на 1 км/переход больше скорости гренадеров, а квадрат скорости егерей на 51 больше квадрата скорости гренадеров.
Вариант 2 самостоятельной работы.
Задача :
Историческая справка: Сухопутные войска 1812 г включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Кавалерия делилась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны).
Решите задачу: Найдите скорости передвижения кирасиров и гусаров ( в км/переход, т.е. км/день), если известно, что скорость кирасиров меньше скорости гусаров на 7 км/переход, а квадрат скорости кирасиров меньше квадрата скорости гусаров на 539
Слайд 16:
Решения задачи варианта 1 самостоятельной работы
Слайд 17:
Решения задачи варианта 2 самостоятельной работы
6. Домашнее задание:
самим придумать задачу, используя материалы из Википедии о Бородинском сражении.
7. Подведение итогов.
Слайды 18, 19 посвящены итогам Бородинского сражения..
(ученики читают текст слайда 19 –
В стране, издревле преобильной
Числом прославленных мужей,
Народ могущественный. Сильный
Да служить для вселенной всей
Примером истинныя славы!
Да сохранятся древни нравы –
Да не остынет Русска кровь –
К отечеству любовь!
(А. Писарев)
Рефлексия:
Слайд 20:
Продолжите заданные предложения:
- Я сегодня повторил (а) …
- Мне сегодня понравилось …
- Сегодня я научился (ась) …