Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование метода проектов как средства повышения мотивации к обучению и формирования творческой активности школьников на уроках русского языка и литературы
Устный журнал.
 Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе

Владимир Иванович Даль. Жизнеописание достойнейшего сына России

Алексеева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
средняя школа №453 Санкт-Петербурга

 

Цель урока:

Раскрыть учащимся истинный смысл совершенного В.И. Далем подвига, рассказать об этом многогранно талантливом человеке;

Сформировать представление о словаре В.И. Даля как об увлекательном чтении о русском языке, его жизни, истории, приобщить к родиноведению.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством В.И. Даля; познакомить с историей создания и составления словаря; расширить словарный запас учащихся;

- воспитательные: воспитание патриотизма и формирование бережного отношения к слову и русскому языку в целом; формирование коммуникативных качеств личности;

- развивающие: приобщение к работе со специальной литературой; развитие интереса к русскому языку; развитие культуры речи.

Место урока в системе:

по программе М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской по русскому языку для 6-го класса учащиеся пишут изложение об истории создания знаменитого словаря В.И. Даля. После этой работы целесообразно организовать проектную деятельность, результатом которой станет данный урок.

Используемая технология:

технология проектного обучения.

Основные методы:

- работа со специальной литературой;

- театрализованное представление;

- работа в группах;

- индивидуальная работа;

- заучивание наизусть.

 

Ход урока:

Ведущий:

Друзья родного нашего русского слова! Все вы знаете, что в ноябре 2015 года верному и достойному сыну России Владимиру Ивановичу Далю исполнилось214 лет. Ему посвящается наш устный журнал.

1 ученик:

Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности.

2 ученик:

Дух человека, его душа – вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа?

3 ученик:

Конечно, проявлением духа – мыслью. «Кто на каком зыке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», -  говорил В.И. Даль.

Ведущий:

В.И. Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано исследованию живого великорусского языка. Не получив филологического образования, он был филологом по сути своей.

Жизнь Даля проходила неспокойно. Он был и моряком, и врачом-окулистом (хирургом), и инженером, и естествоиспытателем, и этнографом, участником двух военных кампаний, чиновником. Был он и писателем, даже автором учебников «Ботаника» и «Зоология», ветеринаром и просто мастеровым человеком (знал 72 ремесла).

Как вспоминает хирург Н.И. Пирогов: «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить».

3 ученик:

Но более всего любил он русское слово! Каждый день записывал новое слово или высказывание. Создал коллекцию лубочных картин, сказок и игр, пословиц и поговорок. Создал «Толковый словарь живого великорусского языка».

Жизнеописание Даля не укладывается ни в какие рамки, потому что напоминает настоящий роман путешественника, неутомимого труженика.

1 ученик:

Исколесил он Россию вдоль и поперек, как Пушкин «то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком…». Но где бы ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни – собирание слов – было всегда с ним.

Страница первая.

Золотая пора – молодые годы.

4 ученик:

Родился В.И. Даль 22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1801 года в России, в городе Лугань (современный Луганск в Украине). Не русский по происхождению (отец – датчанин, мать – француженка, по другим сведениям – немка).

Семья была большая, мать учила и сыновей, и дочерей одинаково. Мальчики умели шить, только это в последствии и помогло стать хирургом. Мать говорила детям, что «нужно цепляться за любое знание».

5 ученик:

В 1814 году Даль поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Через 2 года его производят в гардемарины, это воспитанники старшего курса кадетского корпуса.

Это было его первое воинское звание. В то время чин гардемарина считался офицерским.

В числе лучших двенадцати юношей на бриге «Феникс» побывал с трепетным чувством на родине отца в Копенгагене (столице Дании), но уже тогда пришел к выводу, что родина у него одна – Россия.

В 1819 году окончил кадетский корпус, выпущен мичманом на Черноморский флот. Через несколько лет уволился со службы, потому что понял, что это не для него.

Ведущий:

А самым желанным для него были всегда встречи с живым русским словом, поговорками, пословицами, прибаутками.

Вот одна из встреч.

И вообще –как все начиналось…

 

Страница вторая.

Первое слово.

6 ученик:

(Зачитывает лучшее сжатое изложение «История создания толкового словаря»)

3 ученик:

Выйдя в отставку, Даль перебирается в Дерпт (бывший русский город Юрьев, теперь Тарту), поступает на медицинский факультет университета.

 Этот период жизни Даль называет «временем восторга и золотым периодом». В доме его учителя и друга профессора А.Ф. Мойера часто бывают Жуковский, сыновья Карамзина, читаются стихи Пушкина, с опальным поэтом ведется переписка.

В 1827 году в журнале «Славянин» появляются стихи Даля. «В его читанных тогда отрывках попадалось уже множество собранных им поговорок, прибауток и пословиц».

7 ученик:

В 1829 году, не закончив полного курса наук, но получив звание доктора медицины и хирургии попадает в пекло боёв. В то время шла война с турками.

Даль принимал участие и в польской кампании. За успехи он был награждён Владимирским крестом с бантом.

И в это сложное время работая до изнеможения, в любую свободную минутку беседует с солдатами, уроженцами различных губерний, записывая неизвестные ему слова.

Выходят трое учащихся из числа зрителей и растолковывают диалектные слова, найденные в словаре.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:

 аскраметка- так называют искру или блестку в Псковской губернии;

тужурка -уральское слово, будничная одежда барыни, домашняя одежда;

бабайка -волжское слово, означает весло;

чунки- архангельское слово, орловское: салазки, ручные санки.

ГЛАГОЛЫ:

увякатъ -в Тверской губернии значит говорить, а на юге беседовать значит балакать;

перхать, перхнутъ -орловское, воронежское, смоленское; означает кашлять. Отсюда мы говорим поперхнуться;

сталанить- в Ярославской губернии значит стянуть, стащить, слямзить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

перший -рязанское, смоленское, псковское: счёт первый , главный , старший;

утельный- в Вологде означает маленький, крошечный, крохотный;                            несурядный -тверское слово , означает неопрятный, непорядочный в одежде.

Страница третья.

 Зрелость. Петербургские страницы.

8 ученик:

После польского похода Даль вернулся в Петербург. Работал в госпитале на Выборгской стороне.

Многие очень важные моменты жизни Даля связаны с Петербургом.

Осенью 1832 года вышла в свет книжка В.И. Даля «Русские сказки. Пяток первый», изданная под псевдонимом «Казак Луганский».

Читающая публика встретила сказки с восторгом, никогда ещё не было книг, написанных таким сочным русским говором, с таким обилием пословиц и поговорок.

Страница четвертая.

 Встречи с Пушкиным.

7 ученик:

В этом же году начинающий писатель пришёл к А.С. Пушкину и получил восторженный отзыв: «Надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке ... А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Это были слова одобрения, подорожная Далю на долгий и трудный путь.

А через год уже Пушкин в рукописи подарит Далю «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Пушкин».

Ведущий:

В.И. Даль не только писал, но и собирал русские народные сказки. Сейчас вы увидите сказку, записанную Далем.

Инсценировка сказки «Кому спать ложиться».

«Кому спать ложиться»

Случилось как-то повстречаться в дороге бедному и богатому.

Ехали они ‚ ехали ‚ и пристигла их в дороге ночь. Распрягли они

в поле лошадей, поужинали, пора и на покой.

 

- А что, мужичок, - говорит богатый, - одному надо спать ло -

житься, а другому лошадей караулить.

 

- Ну что ж ‚ - отвечает бедный, - ложись ты вперёд ‚ а как вы-

спишься, тогда я лягу, а ты лошадей сторожить будешь.

Принялся богатый постель себе ладить ‚ постелил её к месяцу го-

ловой. А месяц-то только-только всходить начал. Улёгся бо-

гатый и говорит:

- Гляди-ка‚ мужик, на месяц. Когда он подвинется отсюда

и станет у моих ног, тогда и буди меня, а раньше не трогай.

- Как скажешь батюшка!

Радуется богатый: «Здорово надул мужика - всю ночь до света

теперь просплю». Повернулся на бок и захрапел.

А мужик сам себе на уме ‚ выждал маленько, подошёл к богатому

да и повернул постель налево кругом. Месяц как раз в ногах у бо-

гатого оказался. Вот будит:

- Батюшка, время вставать! Гляди-ка, где месяц!

Проснулся богатый‚ повернулся, глядит: месяц в ногах стоит, и

говорит:

- Ну, мужичок, ложись, усни немного, видишь: месяц захо-

дит - скоро светать начнёт.

Бедный лёг, а богатый караулить лошадей стал. Стоит он час, дру-

гой ‚ третий ‚ а всё не светает, месяц не опускается ниже, а всё в го-

ру лезет. Не стерпел богатый‚ запыхтел, надоело караулить лоша-

дей. Да что тут поделаешь ‚ мужик хоть сер, да смекалкой одолел .

 

 

6 ученик:

Следующая встреча произойдет в Оренбурге. А однажды в январе 1837 года Пушкин заглянул к Далю, с весёлым нетерпением рылся в его записках, громко радовался всякому слову, занятному выражению.

Ведущий:

Кто бы мог подумать?

6 ученик:

Уже через несколько дней Владимир Иванович был на Мойке 12, сидел у постели смертельно раненного Пушкина, старался облегчить его страдания, давал лекарства, менял компрессы.

В память о поэте Далю был отдан простреленный сюртук и перстень поэта с лучистым зелёным камнем, изумрудом.

 

«гляну на этот камень, - и сразу же хочется писать».  Он часто повторял‚

Что принялся писать словарь по настоянию Пушкина.

 

Страница пятая.

Человек рожден для труда.

 

9 ученик:

 

С 1841 по 1849 год Даль служил чиновником в Петербурге.

С 1849 по 1859 год Владимир Иванович — управляющий конторой в

Нижнем Новгороде. В последствии он переселяется в Москву.

За эти годы много написано. И всё это время он строил свой «корабль» -

словарь, для составления которого потребовалось бы «Целая академия и

Целое столетие» (Мельников - Печерский).

 

Страница шестая.

Собирал Человек слова.

 

10 ученик:

Работая в Нижнем Новгороде Даль каждый год посещал знаменитую

нижегородскую ярмарку. Идет по ярмарке худой носатый человек ‚

нижегородский чиновник Даль‚ ничего не покупает. Слушает ярморочный

гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки пословицы — точно золотых

рыбок из омута и домой несёт несметные сокровища.

 

Пословиц было по 10 и не 10 раз по 10. Не 100 раз по 10. Даже не 1000

раз по 10. А точнее — 30 130 пословиц.

 

В 1853 году Даль представил в Академию наук сборник «Пословицы

русского народа». Туда вошли и поговорки, и загадки, и прибаутки ‚ и

народные верования.

 

Выходят З девицы:

 

1-ая:

- Девицы красные, выходите! Будем разговоры разговаривать,

пословицы вспоминать.

Какие вы нарядные да пригожие ‚ любо-дорого посмотреть. Вот уж

верно говорят: «Чего душа желала, то Бог и дал». Как поживаете?

2-ая:

- Каково живется, таково и спится.

З-ья:

- Лёжа пищи не добудешь. Успеваем только поворачиваться.

1-ая:

- Да, и то верно ‚ на одном месте лёжа ‚ и камень мхом обрастает.

2-ая:

- Много в поле работы: сено косить надобно, пшеница зреет, скоро

жатва начнётся. Дал бог руки ‚ а верёвки сам вей!

3-ья:

- Зато уж где работно‚ там и густо‚ а в ленивом доме пусто.

1-ая:

- Как ваши детушки поживают? Здоровы ‚ веселы ли?

Детки маленьки — поесть не дадут,

детки велики — пожить не дадут.

2-ая:

- Растут детки ‚ как дождевички.

З-ья:

- Дочь — чужое. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай .

2-ая:

- Добрый сын — всему свету завидище.

1-ая:

- Дети — благодать Божья. Ой, вы, девицы — красавицы, как муженьки

ваши здравствуют? Ведь не надобен и клад ‚ коли у мужа с женой лад.

2-ая:

- Муженёк хоть всего с кулачок ‚ да за мужниной головой не сижу

сиротой.

3-ья:

- Был у меня муж Иван — не приведи Бог и вам.

1-ая:

- Сколько веревку не вить, а концу быть.

Подруженьки любезные, людей посмотрели‚ себя показали‚ пора и честь

знать.

 

Страница седьмая.

Не по словам судят, а по делам.

 

2 ученик:

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство‚

Держа в руке свой потайной фонарь.

 

На всех словах — события печать‚

Они дались не даром человеку.

Читаю: Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

 

Век заедать, век заживать чужой -

В словах звучат укор, и гнев‚ и совесть.

Нет, не словарь‚ лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

 

Ведущий:

За 50 лет один человек собрал в словарь из 4х томов, более двухсот

тысяч слов. Среди них не только книжные, но и житейские наречия со всех

уголков России, связанные с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч

русских людей.

Даль сам клеит большие, сантиметров тридцати в длину‚ коробки, в

которые складывает «полосы» - длинные листы бумаги со словами.

Надписанные в алфавитном порядке коробки складываются на полках - так

выглядит рукопись Словаря.

 

А вот так выглядит словарь сейчас.

Первый том был издан в 1863 году Обществом любителей русской

словесности.

«Словарь — это лучший памятник русской классической культуры».

 

Страница восьмая.

Всё остаётся людям.

 

Ведущий:

- Да, всё остаётся людям, были дела‚ есть память, есть благодарность в

сердцах потомков. Может быть, поэтому, хотите верьте, хотите нет,

однажды произошла такая история.

11 ученик:

Вчера ‚ готовясь к празднику в честь В.И. Даля, снова провела вечер в

библиотеке. А ночью увидела сон. В мою комнату тихо вошёл худой

седобородый старец‚ молча протянул мне конверт и исчез. Я проснулась,

моя рука сжимала тот самый конверт. С нетерпением вскрыла конверт и

достала письмо. Почерк бисерный‚ неразборчивый‚ слова с какими — то Ъ и

Ь знаками. Потом я догадалась, что это «еры» и «ери» и буква «ять».

Вот что я прочла:

(читает письмо)

«Милостивые Государи и Государыни!

Дни мои близятся к закату, вот поэтому я и пишу вам, молодым, это завещание.

Жизнь моя была не простой, но на пути моём встретилось много замечательных людей.

Принимал участие в турецкой и польской кампаниях. Ещё до войны я увлекался собиранием русских слов, ведь в каждой губернии говорят по-разному, и многие эти слова мне были неизвестны. Слушая их, сознавал, как богат наш русский язык, понял, что вот оно – моё призвание.

 И начал я собирать не только слова, но и пословицы, поговорки, песни, сказки. Писал их сам.

Много трудов мне стоило собрать слова, записать их на полосках бумаги, каждый день по словечку. Наконец, из этих записей вырос 4-ёх томный словарь. Мы живём в России, значит нам нужен русский язык.

Конечно, в ваше время появится ещё много новых слов. Ведь новые изобретения, открытия, исторические перемены рождают новые слова. Но, создавая новое, негоже забывать старое. Поэтому завещаю вам мои труды в надежде, что они не напрасны.

Язык – наше богатство, берегите его, сохраните для своих детей, как я пытался сохранить для вас.

Остаюсь с совершеннейшим к вам почтением, Владимир Даль».

 

Ведущий: (зажигает свечу)

Не стало Даля в 1872 году. Говорят, до последних дней вносил поправки

в Словарь, дополнения. Даже перед смертью просил дочь записать

словечко. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Вот и подошло время завершить жизнеописание достойнейшего сына

России. «Где только Человек с человеком столкнётся‚ там и толки, и

разговор про нынешнее‚ про былое, про будущее, на то он и

человек». Вот и мы потолковали, всё услышанное в сердце, в памяти

вашей‚ очень надеемся, останется.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»