Использование метода проектов как средства повышения мотивации к обучению и формирования творческой активности школьников на уроках русского языка и литературы
Устный журнал. Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе
Владимир Иванович Даль. Жизнеописание достойнейшего сына России
Алексеева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
средняя школа №453 Санкт-Петербурга
Цель урока:
Раскрыть учащимся истинный смысл совершенного В.И. Далем подвига, рассказать об этом многогранно талантливом человеке;
Сформировать представление о словаре В.И. Даля как об увлекательном чтении о русском языке, его жизни, истории, приобщить к родиноведению.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством В.И. Даля; познакомить с историей создания и составления словаря; расширить словарный запас учащихся;
- воспитательные: воспитание патриотизма и формирование бережного отношения к слову и русскому языку в целом; формирование коммуникативных качеств личности;
- развивающие: приобщение к работе со специальной литературой; развитие интереса к русскому языку; развитие культуры речи.
Место урока в системе:
по программе М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской по русскому языку для 6-го класса учащиеся пишут изложение об истории создания знаменитого словаря В.И. Даля. После этой работы целесообразно организовать проектную деятельность, результатом которой станет данный урок.
Используемая технология:
технология проектного обучения.
Основные методы:
- работа со специальной литературой;
- театрализованное представление;
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- заучивание наизусть.
Ход урока:
Ведущий:
Друзья родного нашего русского слова! Все вы знаете, что в ноябре 2015 года верному и достойному сыну России Владимиру Ивановичу Далю исполнилось214 лет. Ему посвящается наш устный журнал.
1 ученик:
Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности.
2 ученик:
Дух человека, его душа – вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа?
3 ученик:
Конечно, проявлением духа – мыслью. «Кто на каком зыке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски», - говорил В.И. Даль.
Ведущий:
В.И. Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано исследованию живого великорусского языка. Не получив филологического образования, он был филологом по сути своей.
Жизнь Даля проходила неспокойно. Он был и моряком, и врачом-окулистом (хирургом), и инженером, и естествоиспытателем, и этнографом, участником двух военных кампаний, чиновником. Был он и писателем, даже автором учебников «Ботаника» и «Зоология», ветеринаром и просто мастеровым человеком (знал 72 ремесла).
Как вспоминает хирург Н.И. Пирогов: «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить».
3 ученик:
Но более всего любил он русское слово! Каждый день записывал новое слово или высказывание. Создал коллекцию лубочных картин, сказок и игр, пословиц и поговорок. Создал «Толковый словарь живого великорусского языка».
Жизнеописание Даля не укладывается ни в какие рамки, потому что напоминает настоящий роман путешественника, неутомимого труженика.
1 ученик:
Исколесил он Россию вдоль и поперек, как Пушкин «то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком…». Но где бы ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни – собирание слов – было всегда с ним.
Страница первая.
Золотая пора – молодые годы.
4 ученик:
Родился В.И. Даль 22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1801 года в России, в городе Лугань (современный Луганск в Украине). Не русский по происхождению (отец – датчанин, мать – француженка, по другим сведениям – немка).
Семья была большая, мать учила и сыновей, и дочерей одинаково. Мальчики умели шить, только это в последствии и помогло стать хирургом. Мать говорила детям, что «нужно цепляться за любое знание».
5 ученик:
В 1814 году Даль поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Через 2 года его производят в гардемарины, это воспитанники старшего курса кадетского корпуса.
Это было его первое воинское звание. В то время чин гардемарина считался офицерским.
В числе лучших двенадцати юношей на бриге «Феникс» побывал с трепетным чувством на родине отца в Копенгагене (столице Дании), но уже тогда пришел к выводу, что родина у него одна – Россия.
В 1819 году окончил кадетский корпус, выпущен мичманом на Черноморский флот. Через несколько лет уволился со службы, потому что понял, что это не для него.
Ведущий:
А самым желанным для него были всегда встречи с живым русским словом, поговорками, пословицами, прибаутками.
Вот одна из встреч.
И вообще –как все начиналось…
Страница вторая.
Первое слово.
6 ученик:
(Зачитывает лучшее сжатое изложение «История создания толкового словаря»)
3 ученик:
Выйдя в отставку, Даль перебирается в Дерпт (бывший русский город Юрьев, теперь Тарту), поступает на медицинский факультет университета.
Этот период жизни Даль называет «временем восторга и золотым периодом». В доме его учителя и друга профессора А.Ф. Мойера часто бывают Жуковский, сыновья Карамзина, читаются стихи Пушкина, с опальным поэтом ведется переписка.
В 1827 году в журнале «Славянин» появляются стихи Даля. «В его читанных тогда отрывках попадалось уже множество собранных им поговорок, прибауток и пословиц».
7 ученик:
В 1829 году, не закончив полного курса наук, но получив звание доктора медицины и хирургии попадает в пекло боёв. В то время шла война с турками.
Даль принимал участие и в польской кампании. За успехи он был награждён Владимирским крестом с бантом.
И в это сложное время работая до изнеможения, в любую свободную минутку беседует с солдатами, уроженцами различных губерний, записывая неизвестные ему слова.
Выходят трое учащихся из числа зрителей и растолковывают диалектные слова, найденные в словаре.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
аскраметка- так называют искру или блестку в Псковской губернии;
тужурка -уральское слово, будничная одежда барыни, домашняя одежда;
бабайка -волжское слово, означает весло;
чунки- архангельское слово, орловское: салазки, ручные санки.
ГЛАГОЛЫ:
увякатъ -в Тверской губернии значит говорить, а на юге беседовать значит балакать;
перхать, перхнутъ -орловское, воронежское, смоленское; означает кашлять. Отсюда мы говорим поперхнуться;
сталанить- в Ярославской губернии значит стянуть, стащить, слямзить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
перший -рязанское, смоленское, псковское: счёт первый , главный , старший;
утельный- в Вологде означает маленький, крошечный, крохотный; несурядный -тверское слово , означает неопрятный, непорядочный в одежде.
Страница третья.
Зрелость. Петербургские страницы.
8 ученик:
После польского похода Даль вернулся в Петербург. Работал в госпитале на Выборгской стороне.
Многие очень важные моменты жизни Даля связаны с Петербургом.
Осенью 1832 года вышла в свет книжка В.И. Даля «Русские сказки. Пяток первый», изданная под псевдонимом «Казак Луганский».
Читающая публика встретила сказки с восторгом, никогда ещё не было книг, написанных таким сочным русским говором, с таким обилием пословиц и поговорок.
Страница четвертая.
Встречи с Пушкиным.
7 ученик:
В этом же году начинающий писатель пришёл к А.С. Пушкину и получил восторженный отзыв: «Надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке ... А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Это были слова одобрения, подорожная Далю на долгий и трудный путь.
А через год уже Пушкин в рукописи подарит Далю «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Пушкин».
Ведущий:
В.И. Даль не только писал, но и собирал русские народные сказки. Сейчас вы увидите сказку, записанную Далем.
Инсценировка сказки «Кому спать ложиться».
«Кому спать ложиться»
Случилось как-то повстречаться в дороге бедному и богатому.
Ехали они ‚ ехали ‚ и пристигла их в дороге ночь. Распрягли они
в поле лошадей, поужинали, пора и на покой.
- А что, мужичок, - говорит богатый, - одному надо спать ло -
житься, а другому лошадей караулить.
- Ну что ж ‚ - отвечает бедный, - ложись ты вперёд ‚ а как вы-
спишься, тогда я лягу, а ты лошадей сторожить будешь.
Принялся богатый постель себе ладить ‚ постелил её к месяцу го-
ловой. А месяц-то только-только всходить начал. Улёгся бо-
гатый и говорит:
- Гляди-ка‚ мужик, на месяц. Когда он подвинется отсюда
и станет у моих ног, тогда и буди меня, а раньше не трогай.
- Как скажешь батюшка!
Радуется богатый: «Здорово надул мужика - всю ночь до света
теперь просплю». Повернулся на бок и захрапел.
А мужик сам себе на уме ‚ выждал маленько, подошёл к богатому
да и повернул постель налево кругом. Месяц как раз в ногах у бо-
гатого оказался. Вот будит:
- Батюшка, время вставать! Гляди-ка, где месяц!
Проснулся богатый‚ повернулся, глядит: месяц в ногах стоит, и
говорит:
- Ну, мужичок, ложись, усни немного, видишь: месяц захо-
дит - скоро светать начнёт.
Бедный лёг, а богатый караулить лошадей стал. Стоит он час, дру-
гой ‚ третий ‚ а всё не светает, месяц не опускается ниже, а всё в го-
ру лезет. Не стерпел богатый‚ запыхтел, надоело караулить лоша-
дей. Да что тут поделаешь ‚ мужик хоть сер, да смекалкой одолел .
6 ученик:
Следующая встреча произойдет в Оренбурге. А однажды в январе 1837 года Пушкин заглянул к Далю, с весёлым нетерпением рылся в его записках, громко радовался всякому слову, занятному выражению.
Ведущий:
Кто бы мог подумать?
6 ученик:
Уже через несколько дней Владимир Иванович был на Мойке 12, сидел у постели смертельно раненного Пушкина, старался облегчить его страдания, давал лекарства, менял компрессы.
В память о поэте Далю был отдан простреленный сюртук и перстень поэта с лучистым зелёным камнем, изумрудом.
«гляну на этот камень, - и сразу же хочется писать». Он часто повторял‚
Что принялся писать словарь по настоянию Пушкина.
Страница пятая.
Человек рожден для труда.
9 ученик:
С 1841 по 1849 год Даль служил чиновником в Петербурге.
С 1849 по 1859 год Владимир Иванович — управляющий конторой в
Нижнем Новгороде. В последствии он переселяется в Москву.
За эти годы много написано. И всё это время он строил свой «корабль» -
словарь, для составления которого потребовалось бы «Целая академия и
Целое столетие» (Мельников - Печерский).
Страница шестая.
Собирал Человек слова.
10 ученик:
Работая в Нижнем Новгороде Даль каждый год посещал знаменитую
нижегородскую ярмарку. Идет по ярмарке худой носатый человек ‚
нижегородский чиновник Даль‚ ничего не покупает. Слушает ярморочный
гул. Выдёргивает из гула слова, прибаутки пословицы — точно золотых
рыбок из омута и домой несёт несметные сокровища.
Пословиц было по 10 и не 10 раз по 10. Не 100 раз по 10. Даже не 1000
раз по 10. А точнее — 30 130 пословиц.
В 1853 году Даль представил в Академию наук сборник «Пословицы
русского народа». Туда вошли и поговорки, и загадки, и прибаутки ‚ и
народные верования.
Выходят З девицы:
1-ая:
- Девицы красные, выходите! Будем разговоры разговаривать,
пословицы вспоминать.
Какие вы нарядные да пригожие ‚ любо-дорого посмотреть. Вот уж
верно говорят: «Чего душа желала, то Бог и дал». Как поживаете?
2-ая:
- Каково живется, таково и спится.
З-ья:
- Лёжа пищи не добудешь. Успеваем только поворачиваться.
1-ая:
- Да, и то верно ‚ на одном месте лёжа ‚ и камень мхом обрастает.
2-ая:
- Много в поле работы: сено косить надобно, пшеница зреет, скоро
жатва начнётся. Дал бог руки ‚ а верёвки сам вей!
3-ья:
- Зато уж где работно‚ там и густо‚ а в ленивом доме пусто.
1-ая:
- Как ваши детушки поживают? Здоровы ‚ веселы ли?
Детки маленьки — поесть не дадут,
детки велики — пожить не дадут.
2-ая:
- Растут детки ‚ как дождевички.
З-ья:
- Дочь — чужое. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай .
2-ая:
- Добрый сын — всему свету завидище.
1-ая:
- Дети — благодать Божья. Ой, вы, девицы — красавицы, как муженьки
ваши здравствуют? Ведь не надобен и клад ‚ коли у мужа с женой лад.
2-ая:
- Муженёк хоть всего с кулачок ‚ да за мужниной головой не сижу
сиротой.
3-ья:
- Был у меня муж Иван — не приведи Бог и вам.
1-ая:
- Сколько веревку не вить, а концу быть.
Подруженьки любезные, людей посмотрели‚ себя показали‚ пора и честь
знать.
Страница седьмая.
Не по словам судят, а по делам.
2 ученик:
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство‚
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать‚
Они дались не даром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой -
В словах звучат укор, и гнев‚ и совесть.
Нет, не словарь‚ лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Ведущий:
За 50 лет один человек собрал в словарь из 4х томов, более двухсот
тысяч слов. Среди них не только книжные, но и житейские наречия со всех
уголков России, связанные с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч
русских людей.
Даль сам клеит большие, сантиметров тридцати в длину‚ коробки, в
которые складывает «полосы» - длинные листы бумаги со словами.
Надписанные в алфавитном порядке коробки складываются на полках - так
выглядит рукопись Словаря.
А вот так выглядит словарь сейчас.
Первый том был издан в 1863 году Обществом любителей русской
словесности.
«Словарь — это лучший памятник русской классической культуры».
Страница восьмая.
Всё остаётся людям.
Ведущий:
- Да, всё остаётся людям, были дела‚ есть память, есть благодарность в
сердцах потомков. Может быть, поэтому, хотите верьте, хотите нет,
однажды произошла такая история.
11 ученик:
Вчера ‚ готовясь к празднику в честь В.И. Даля, снова провела вечер в
библиотеке. А ночью увидела сон. В мою комнату тихо вошёл худой
седобородый старец‚ молча протянул мне конверт и исчез. Я проснулась,
моя рука сжимала тот самый конверт. С нетерпением вскрыла конверт и
достала письмо. Почерк бисерный‚ неразборчивый‚ слова с какими — то Ъ и
Ь знаками. Потом я догадалась, что это «еры» и «ери» и буква «ять».
Вот что я прочла:
(читает письмо)
«Милостивые Государи и Государыни!
Дни мои близятся к закату, вот поэтому я и пишу вам, молодым, это завещание.
Жизнь моя была не простой, но на пути моём встретилось много замечательных людей.
Принимал участие в турецкой и польской кампаниях. Ещё до войны я увлекался собиранием русских слов, ведь в каждой губернии говорят по-разному, и многие эти слова мне были неизвестны. Слушая их, сознавал, как богат наш русский язык, понял, что вот оно – моё призвание.
И начал я собирать не только слова, но и пословицы, поговорки, песни, сказки. Писал их сам.
Много трудов мне стоило собрать слова, записать их на полосках бумаги, каждый день по словечку. Наконец, из этих записей вырос 4-ёх томный словарь. Мы живём в России, значит нам нужен русский язык.
Конечно, в ваше время появится ещё много новых слов. Ведь новые изобретения, открытия, исторические перемены рождают новые слова. Но, создавая новое, негоже забывать старое. Поэтому завещаю вам мои труды в надежде, что они не напрасны.
Язык – наше богатство, берегите его, сохраните для своих детей, как я пытался сохранить для вас.
Остаюсь с совершеннейшим к вам почтением, Владимир Даль».
Ведущий: (зажигает свечу)
Не стало Даля в 1872 году. Говорят, до последних дней вносил поправки
в Словарь, дополнения. Даже перед смертью просил дочь записать
словечко. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Вот и подошло время завершить жизнеописание достойнейшего сына
России. «Где только Человек с человеком столкнётся‚ там и толки, и
разговор про нынешнее‚ про былое, про будущее, на то он и
человек». Вот и мы потолковали, всё услышанное в сердце, в памяти
вашей‚ очень надеемся, останется.