Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка. Интегрированный урок ИЗО и технологии - Образы Петрушки

 

Зимакова Ирина Николаевна,
учитель ГБОУ гимназия №107
Выборгского района Санкт-Петербурга

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,  открыватель мира. Так пусть же перед ним   откроется чудесный мир в живых красках,      ярких и трепетных звуках , в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям.    Через сказку, фантазию, игру, через неповторимоедетское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»

В.А. Сухомлинский.

 

 

 

      Высказывание В.А. Сухомлинского – это очень хорошая инструкция к действию для учителя на любом уроке, а особенно на уроке изобразительного искусства.

     Я предлагаю для своих учеников систему занятий по теме: «Освоение культурного наследия мира: образы Петрушки», которые позволяют ребенку раскрыться как пытливому исследователю, открывателю мира, через сказку, фантазию и игру.

 

   В уроки изобразительного искусства и технологии мы как бы впускаем театральные методы, впускаем театр. Сама тема театра на уроке   нестандартна, но она удивительна, она вносит сказку, некое перевоплощение. Учитель может воздействовать на эмоциональную сферу ученика и получить высокий результат как в обучении, так и в развитии личностных качеств ученика. А с виду несерьезный и развлекательный процесс становится увлекательным и серьезным делом.

 

    В педагогике сейчас широко стали использоваться

«ситуационные игры»,«театральные игры», «ролевые игры» - все это методы активного обучения.

  Все это не что иное, как предлагаемые обстоятельства по В.А. Станиславскому. Предлагаемые обстоятельства - это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств.А на уроке начинает действовать ученик, группа учеников в предлагаемой ситуации на уроке, и даже уже самостоятельно после уроков.

  Психологи утверждают, что 90% всей деятельности человека основано на эмоциях и чувствах. В школе занимаются освоением набора знаний, умений и навыков. Поэтому настойчиво заговорили о «гуманизации» школьного образования.(Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования.

 Никитина А.Б Кандидат искусствоведения, Доцент кафедры эстетического образования и культурологи МИОО.)

 

   Литовченко Л.В.(директор Тамбовской общеобразовательной школы) ратует за интегрированные уроки и тема театра позволяет нам проводить, такие уроки и добиваться хороших результатов. Она сравнивает учителя и режиссера как сходные профессии в плане организации совместной деятельности учеников или актеров. Постигая совместно учебный материал, ученики проявляют личную сопричастность, выражают эмоционально свое отношение к действиям своим и сверстников. И одно совместное действие порождает другое.

 

   Литовченко Л.В. пишет: «Более, чем десятилетний опыт проведения интегрированных уроков с опорой на театральную педагогику показал, что они благоприятно воздействуют на обучающихся, воспитывают в них эстетические чувства прекрасного, неравнодушного отношения к жизни, к людям, формируют внутреннюю культуру и мировоззрения»

 

 (Литовченко Л. В. Интегрированные уроки по технологии театральной педагогики - форма повышения литературного образования старшеклассников. МОУ средняя общеобразовательная школа № 2. г. Тамбов. Директор школы. Сайт - Педсовет.org. Живое пространство образования. http://pedsovet.org/)

    Среди совместных действий в плане театра наиболее понятным и увлекательным для детей становится кукольный театр и театральные игры с куклами. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям.

 

  Кроме развлечения, занятия в кукольном театре очень полезны для детей – это развитие мелкой моторики, фантазии, памяти, кругозора. Это развитие коммуникативности, двигательной активности.

  Большое влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство (созданием положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру)

 

  Актуальность.  Занятияразвивают любознательность, готовность пробовать силы в работе с новыми материалами, желание общаться и проявлять свою индивидуальность;способствуют формированию у детей интереса к театральной деятельности, любви к прекрасному, к искусству, к истории театра;

переход от теории к практике, от практики – к реализации полученного продукта и выход во внеклассную деятельность - кукольный театр.

 

    В программе по изобразительному искусству (5-7 класс) есть темы, посвященные театру, которые можно объединить, создав единый блок «Образы Петрушки». В блок включаются: лепка, тематическое рисование, декоративная работа, беседы – это 9-11 занятий, по 45 минут. У меня есть возможность объединить часы по изобразительному искусству и часы по технологии (пошивочные работы).

Начинаем мы тему со знакомством – какие же бывают куклы для театра. Оказывается, их довольно много видов, самые разнообразные.

 

   Учащиеся знакомятся и с другими видами театральных кукол:

  1. Вертепная– небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица- только намечены.

Вертéп-народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик...(Википедия)

  1. Планшетная кукла - театральная кукла, которая может «ходить по планшету» сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

(Кукольники средневековья, например, поставили куклу на стол и управляли ею с помощью веревок. Есть планшетные куклы, которые управляются не руками, а ногами кукольника. Иногда вместо артиста куклами управляла... лошадь (Википедия).

  1. Мимирующая– применяются в эстрадно-концертных номерах. Мимика у кукол утрировано-комическая, даже при умелом обращении с такой куклой в мимике куклы будет много случайного.
  2. Кукла театра теней – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
  3. Тантамареска– это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движения.(Тантамареска — кукла в кукольном театре, у которой голова человека и кукольное тело[1].Кроме актёра, чья голова видна, для управления руками, ногами и туловищем тантамарески бывают задействованы другие актёры (Википедия)
  4.        Марионетка – кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металических прутьев (вага – приспособление для управления куклой –марионеткой)
  5. Кукла на вертикальном гапите (кукла на тростях имеет высоту от 60 до 80 см, и голова ее насажена на трость (гапит), которую кукольник держит в руке)– гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Надевается на руку актера до локтя, что придает кукгибкость и подвижность.                
  6. Кукла на горозонтальном гапите - гапит закреплен горизонтально.
  7. Гапитно-тростевая кукла - кукла на тростях получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
  8. Ростовая кукла – куклу используют в рекламных целях.

 

  Следующий этап работы – это экскурс в историю, путешествие по странам и временам.

Петрушку – русского персонажа знают почти все дети. По крайней мере имя слышали, а вот Полишинель, Панч, Пульчинелла – вряд ли.

  Историческая справка

  За долгие века было создано множество различных конструкций кукол. Самые простые называются перчаточными (петрушечными), потому что они надеваются на руку, на перчатки.  Пальчиковые куклы называются «бибабо», надеваются на каждый палец отдельно. Основная задача таких кукол – смешить и развлекать зрителей.

   Кукольный театрбыл народным зрелищем. Ярмарки на Руси не обходились без кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки в красном колпаке и красной рубахе.

  В 19 веке с Петрушкой работает шарманщик. Он крутит шарманку. Разговаривает со зрителем и с Петрушкой, а после представления собирает деньги. Петрушка наказывал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость

Поэт Н.А. Некрасовописал «Комедию с Петрушкою» в поэме

 «Кому на Руси жить хорошо»:

Комедия с Петрушкою,

С Козою – барабанщицей

И не с простой шарманкой,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

Комедия не мудрая,

Однако, и не глупая,

Хожалому квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

Как говорит Иван Зайцев «Каждый Петрушку уродует по- своему…» (Википедия)

   Русский Петрушкапринадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии.

Вот почему так похожи друг на друга главные герои перчаточного театра, хотя они носят различные имена:

в России – Петрушка, во Франции -Полишинель, в Германии – Каспер, в Италии -  Пульчинелле, фольклорные персонажи- мистер Панч —в Англии, Гиньоль во Франции,Ян Клаассен в Нидерландах, мистер Якель в Дании,Фазулис в Греции, Василаше в Румынии и другие.

 

     Уроки по созданию кукол театра (Теоретическое и практическое значение)

Предложенная мною система занятий «Освоение культурного наследия мира: образы Петрушки» способствуют развитию познавательного интереса учащегося. Расширяют кругозор, обогащают опыт общения и помогают приобрести умения совместной деятельности:

1-  виды деятельности разнообразны, детям не скучно,

2- на уроках дети работают с новым художественным материалом -керамической массой, самозастывающим пластиком

3- работают индивидуально, в группах – лепят голову сказочного героя; шьют одежду для сказочного героя на уроках технологии; короб- ширму изготавливают коллективно;

4- кукол можно использовать в школьном кукольном театре, если его нет, то можно создать.

  Учителю можно использовать куклу – как своего помощника. Кукла поможет наладить контакт с трудными детьми, сгладить конфликтные ситуации, разрядить эмоциональную обстановку т.д.

 

  Лепка-  в системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». На наших уроках учащиеся знакомятся и работают с новыми художественными материалами: керамической массой и цветным пластиком.

 

  Рисование на темы– иллюстрирование на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок будущих кукол.

 

  Декоративная работа.  Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций. Учащиеся сочиняют эскизы костюмов для будущих кукол, используя народные мотивы. Занимаются росписью лица куклы.

  Беседа.   Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Темы для бесед: «Театр кукол», «Виды кукол» и т.д.

  На уроках можноиспользовать современные информационные технологии, видеофильмы, слайды. Посетить с учащимися виртуальный музей кукол, кукольный театр, познакомить с историей развития кукольного театра, с разнообразными сказочными героями.

 

   Практическая работа. Эскизы.

 Материал. Последовательность изготовления куклы.

 

     Заключение.  В заключении хочу сказать, что опыт работы с детьми показал, что трудных детей можно объединить, увлечь интересной работой по созданию куклы, театральной, в частности, куклы на перчатке.                                                                                     

  Кукольные театры разнообразны: профессиональные, школьные, созданные детьми. Кукольные театры необходимы в детских садах, детских больницах, детских домах, актуально иметь дома, в семье.

 

Театр– один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театр, не только духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться к социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка

 интереса учащегося. Расширяют кругозор, обогащают опыт общения и помогают приобрести умения совместной деятельности:

1-  виды деятельности разнообразны, детям не скучно,

2- на уроках дети работают с новым художественным материалом -керамической массой, самозастывающим пластиком

3- работают индивидуально, в группах – лепят голову сказочного героя; шьют одежду для сказочного героя на уроках технологии; короб- ширму изготавливают коллективно;

4- кукол можно использовать в школьном кукольном театре, если его нет, то можно создать.

 

  Учителю можно использовать куклу – как своего помощника. Кукла поможет наладить контакт с трудными детьми, сгладить конфликтные ситуации, разрядить эмоциональную обстановку т.д.

  Лепка-  в системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». На наших уроках учащиеся знакомятся и работают с новыми художественными материалами: керамической массой и цветным пластиком.

  Рисование на темы– иллюстрирование на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок будущих кукол.

  Декоративная работа.  Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций. Учащиеся сочиняют эскизы костюмов для будущих кукол, используя народные мотивы. Занимаются росписью лица куклы.

  Беседа.   Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Темы для бесед: «Театр кукол», «Виды кукол» и т.д.

  На уроках можноиспользовать современные информационные технологии, видеофильмы, слайды. Посетить с учащимися виртуальный музей кукол, кукольный театр, познакомить с историей развития кукольного театра, с разнообразными сказочными героями.

 

      Практическая работа. Эскизы.

 Материал. Последовательность изготовления куклы.

 

    Заключение.  В заключении хочу сказать, что опыт работы с детьми показал, что трудных детей можно объединить, увлечь интересной работой по созданию куклы, театральной, в частности, куклы на перчатке.                                                                                     

  Кукольные театры разнообразны: профессиональные, школьные, созданные детьми. Кукольные театры необходимы в детских садах, детских больницах, детских домах, актуально иметь дома, в семье.

Театр– один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театр, не только духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться к социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.   

Литература:

1.Бибабо- Викословарь

2.Аленский Ю. "Азбука театра"

3.Детская энциклопедия "Театр от А доЯ"

4.Сазонов Е.Ю. "Театр наших дней"

 

 

 

                                                                               

 

 

                  

                                                         

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»