Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка интегрированного урока
(география, информатика, физика)

Распределение тепла и влаги на территории России

Анищенко Н.В., учитель географии,
педагог дополнительного образования,
Лесбуридис Е.В., учитель информатики,
педагог дополнительного образования,
преподаватель-организатор ОБЖ;
Юрышева Ю.Г., учитель физики
ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга

 

Цель:Обобщение естественнонаучных знаний о распределении тепла и влаги и их взаимосвязях с точки зрения географии и физики (различных естественнонаучных дисциплин).

Задачи:

1)    Освоить понятия – влажность воздуха, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения;

2)    Развить навыки работы с измерительными приборами;

3)    Развить навыки работы с картографическим материалом;

4)    Освоить приёмы обработки данных с применением таблиц программы Excel.

Форма работы:  каждая группа презентует результаты своей работы.

 (мини- исследование).

Оборудование:

- Компьютеры, мультимедиа проектор, термометр, барометр, психрометр, географические атласы, учебники физики и географии, справочные материалы;

- Заготовки таблиц – опросников, комплект грустных и веселых смайликов – магнитов.

 

Ход урока:

1)    Организационный момент (продолжительность – 2 минуты):

Деление на группы:

- Физики теоретики (работают с источниками информации, объясняют термины)

- Физики практики (работают с измерительными приборами, собирают данные о состоянии воздуха в аудитории)

- Географы – климатологи (работают со справочным и картографическим материалом, собирают данные об изменениях климата на территории России)

- Информатики (проводят анализ данных с применением таблиц программы Еxcel).

        Определение цели урока учащимися: (продолжительность – 3 минуты):

Группы заполняют табличку:

 

Знаю

Хочу узнать

 

 

После обсуждения таблицы записывают цель урока на доске.

 

2)    Учащиеся в группах выполняют мини- исследование по заданиям (продолжительность – 15 минут):

 

- Физики теоретики

Задание для группы физиков-теоретиков.

Пользуясь материалом учебника, справочной литературой,  дать определение таким понятиям, как испарение, атмосфера, атмосферное давление, температура, влажность, абсолютная, относительная влажность, ее расчетная формула.

Возможные ответы:

Испарение это процесс парообразования жидкости, происходящий с поверхности жидкости. Скорость испарения зависит от температуры. Температура - это мера степени нагретости тела. Измеряется термометром.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Давление, которое воздушная оболочка производит на земную поверхность, называется  атмосферным давлением. Измеряется барометром.

Величина, характеризующая наличие водяных паров в атмосфере Земли, называется влажностью. Абсолютная влажность показывает, сколько граммов  (килограммов ) водяного пара содержится в воздухе объемом 1 кубический метр, то есть абсолютная влажность измеряется плотностью водяного пара. Может измеряться давлением водяного пара. Чтобы судить о степени влажности воздуха, вводят относительную влажность.

r=

Относительной влажностью называют отношение абсолютной влажности воздуха при данной температуре к плотности насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах.

Последнюю величину берут из справочной таблицы.

- Физики практики

Задание для физиков – практиков.

Пользуясь приборами, термометром, барометром, психрометром измерить температуру, давление, влажность.

 Таблица плотности насыщенных паров воды.

 

t С

16

17

18

19

20

21

22

Плотность кг/м

0,0136

0,0145

0,0154

0,0163

0,0173

0,0183

0,0194

 

 

- Географы – климатологи

Задание для климатологов:

Используя карты атласа, текст учебника и справочные материалы подготовить ответы на вопросы:

1)    Как изменяется средняя температура января на территории России? Почему?

2)    Каковы самые низкие зимние температуры, зафиксированные на территории России? Где самая теплая зима в России?

3)    Как изменяется средняя температура июля на территории России? Почему?

4)    Каковы самые высокие летние температуры, зафиксированные на территории России? Где самое холодное лето на территории России?

5)    Где самое маленькое и самое большое количество осадков на территории России?

6)    Заполните таблицу, используя атлас:

город

tсредняя января

tсредняя июля

Количество осадков

испаряемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Информатики

Задание информатикам №1.

Пользуясь формулой φ=ρ/ρ0 *100% ,

где φ – относительная влажность

      ρ0 – плотность насыщенного пара

      ρ – абсолютная влажность

и тем, что в помещении ρ=0, 0116 кг/м3 при t=220 С,  определить относительную влажность при других t, находящихся в таблице.

fx

=$B$1/B4*100

 

A

B

C

D

1

ρ

0,0116

 

 

2

 

 

 

 

3

ρ0

φ

 

4

16

0,0136

=$B$1/B4*100

 

5

17

0,0145

 

+

6

18

0,0154

 

 

7

19

0,0163

 

 

8

20

0,0173

 

 

9

21

0,0183

 

 

10

22

0,0194

 

 

11

 

 

 

 

 

Ввести данные в таблицу Excel.

1.Для ввода греческих букв использовать команду Вставка – Символ.

2.Для обозначения нижнего индекса использовать команду Формат – Шрифт –подстрочный, предварительно выделив индекс.

3.Для ввода формулы в ячейку С4 воспользоваться строкой формул f x.

Ввод формулы осуществлять со знака =.

Ячейку В1 (абсолютный адрес) зафиксируем с помощью знака $.

 

4.Для копирования формулы в ячейки С5: С10 (относительные адреса) использовать маркер автозаполнения, указатель мыши при этом будет иметь вид +.

Задание информатикам №2.

Подсчитать коэффициент увлажнения при данных осадках и испаряемости по формуле:

К увл. =О/И, где О – осадки, И - испаряемость

 

f x

=В2/С2

 

A

B

C

D

1

город

осадки

испаряемость

Коэффициент

увлажнения

2

Мурманск

400

300

=====

3

Санкт-Петербург

650

490

                    +

4

Москва

550

560

 

5

Астрахань

350

900

 

6

Екатеринбург

620

550

 

7

Красноярск

500

500

 

8

Петропавловск-Камчатский

1600

300

 

9

Салехард

600

330

 

10

Анадырь

650

250

 

11

 

 

 

 

1.Заполнить таблицу.

2.В ячейку D2 ввести формулу (в строке формул) =В2/С2.

3.Используя маркер автозаполнения, скопировать формулу в ячейки D3:D10.

Указатель мыши при этом примет вид +.

Задание информатикам №3.

Построить график температур по городам.

 

3)    Каждая группа презентует результаты своей работы (продолжительность – 16 минут, каждая группа – 4 минуты):

 

4)    Закрепление (5 минут):

Обмен вопросами - каждая группа задает вопрос другой группе.

 

5)    Рефлексия (4 минуты):

Ученики в группах заполняют табличку:

 

Что узнал?

Как узнавал?

 

 

 

Отвечают на вопрос «Моё отношение к этому уроку» - смайл – голосование (каждый ученик прикрепляет на доску магнитик с грустным или весёлым смайликом, в зависимости от своего ощущения на данном уроке), по количеству магнитов каждого вида очень наглядно видно эмоциональное состояние на уроке.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»