Методическая разработка интегрированного урока
(география, информатика, физика)
Распределение тепла и влаги на территории России
Анищенко Н.В., учитель географии,
педагог дополнительного образования,
Лесбуридис Е.В., учитель информатики,
педагог дополнительного образования,
преподаватель-организатор ОБЖ;
Юрышева Ю.Г., учитель физики
ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Цель:Обобщение естественнонаучных знаний о распределении тепла и влаги и их взаимосвязях с точки зрения географии и физики (различных естественнонаучных дисциплин).
Задачи:
1) Освоить понятия – влажность воздуха, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения;
2) Развить навыки работы с измерительными приборами;
3) Развить навыки работы с картографическим материалом;
4) Освоить приёмы обработки данных с применением таблиц программы Excel.
Форма работы: каждая группа презентует результаты своей работы.
(мини- исследование).
Оборудование:
- Компьютеры, мультимедиа проектор, термометр, барометр, психрометр, географические атласы, учебники физики и географии, справочные материалы;
- Заготовки таблиц – опросников, комплект грустных и веселых смайликов – магнитов.
Ход урока:
1) Организационный момент (продолжительность – 2 минуты):
Деление на группы:
- Физики теоретики (работают с источниками информации, объясняют термины)
- Физики практики (работают с измерительными приборами, собирают данные о состоянии воздуха в аудитории)
- Географы – климатологи (работают со справочным и картографическим материалом, собирают данные об изменениях климата на территории России)
- Информатики (проводят анализ данных с применением таблиц программы Еxcel).
Определение цели урока учащимися: (продолжительность – 3 минуты):
Группы заполняют табличку:
Знаю |
Хочу узнать |
|
|
После обсуждения таблицы записывают цель урока на доске.
2) Учащиеся в группах выполняют мини- исследование по заданиям (продолжительность – 15 минут):
- Физики теоретики
Задание для группы физиков-теоретиков.
Пользуясь материалом учебника, справочной литературой, дать определение таким понятиям, как испарение, атмосфера, атмосферное давление, температура, влажность, абсолютная, относительная влажность, ее расчетная формула.
Возможные ответы:
Испарение это процесс парообразования жидкости, происходящий с поверхности жидкости. Скорость испарения зависит от температуры. Температура - это мера степени нагретости тела. Измеряется термометром.
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Давление, которое воздушная оболочка производит на земную поверхность, называется атмосферным давлением. Измеряется барометром.
Величина, характеризующая наличие водяных паров в атмосфере Земли, называется влажностью. Абсолютная влажность показывает, сколько граммов (килограммов ) водяного пара содержится в воздухе объемом 1 кубический метр, то есть абсолютная влажность измеряется плотностью водяного пара. Может измеряться давлением водяного пара. Чтобы судить о степени влажности воздуха, вводят относительную влажность.
r=
Относительной влажностью называют отношение абсолютной влажности воздуха при данной температуре к плотности насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах.
Последнюю величину берут из справочной таблицы.
- Физики практики
Задание для физиков – практиков.
Пользуясь приборами, термометром, барометром, психрометром измерить температуру, давление, влажность.
Таблица плотности насыщенных паров воды.
t С |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Плотность кг/м |
0,0136 |
0,0145 |
0,0154 |
0,0163 |
0,0173 |
0,0183 |
0,0194 |
- Географы – климатологи
Задание для климатологов:
Используя карты атласа, текст учебника и справочные материалы подготовить ответы на вопросы:
1) Как изменяется средняя температура января на территории России? Почему?
2) Каковы самые низкие зимние температуры, зафиксированные на территории России? Где самая теплая зима в России?
3) Как изменяется средняя температура июля на территории России? Почему?
4) Каковы самые высокие летние температуры, зафиксированные на территории России? Где самое холодное лето на территории России?
5) Где самое маленькое и самое большое количество осадков на территории России?
6) Заполните таблицу, используя атлас:
город |
tсредняя января |
tсредняя июля |
Количество осадков |
испаряемость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Информатики
Задание информатикам №1.
Пользуясь формулой φ=ρ/ρ0 *100% ,
где φ – относительная влажность
ρ0 – плотность насыщенного пара
ρ – абсолютная влажность
и тем, что в помещении ρ=0, 0116 кг/м3 при t=220 С, определить относительную влажность при других t, находящихся в таблице.
fx |
=$B$1/B4*100 |
|||
|
A |
B |
C |
D |
1 |
ρ |
0,0116 |
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
tС |
ρ0 |
φ |
|
4 |
16 |
0,0136 |
=$B$1/B4*100 |
|
5 |
17 |
0,0145 |
|
+ |
6 |
18 |
0,0154 |
|
|
7 |
19 |
0,0163 |
|
|
8 |
20 |
0,0173 |
|
|
9 |
21 |
0,0183 |
|
|
10 |
22 |
0,0194 |
|
|
11 |
|
|
|
|
Ввести данные в таблицу Excel.
1.Для ввода греческих букв использовать команду Вставка – Символ.
2.Для обозначения нижнего индекса использовать команду Формат – Шрифт –подстрочный, предварительно выделив индекс.
3.Для ввода формулы в ячейку С4 воспользоваться строкой формул f x.
Ввод формулы осуществлять со знака =.
Ячейку В1 (абсолютный адрес) зафиксируем с помощью знака $.
4.Для копирования формулы в ячейки С5: С10 (относительные адреса) использовать маркер автозаполнения, указатель мыши при этом будет иметь вид +.
Задание информатикам №2.
Подсчитать коэффициент увлажнения при данных осадках и испаряемости по формуле:
К увл. =О/И, где О – осадки, И - испаряемость
f x |
=В2/С2 |
|||
|
A |
B |
C |
D |
1 |
город |
осадки |
испаряемость |
Коэффициент увлажнения |
2 |
Мурманск |
400 |
300 |
===== |
3 |
Санкт-Петербург |
650 |
490 |
+ |
4 |
Москва |
550 |
560 |
|
5 |
Астрахань |
350 |
900 |
|
6 |
Екатеринбург |
620 |
550 |
|
7 |
Красноярск |
500 |
500 |
|
8 |
Петропавловск-Камчатский |
1600 |
300 |
|
9 |
Салехард |
600 |
330 |
|
10 |
Анадырь |
650 |
250 |
|
11 |
|
|
|
|
1.Заполнить таблицу.
2.В ячейку D2 ввести формулу (в строке формул) =В2/С2.
3.Используя маркер автозаполнения, скопировать формулу в ячейки D3:D10.
Указатель мыши при этом примет вид +.
Задание информатикам №3.
Построить график температур по городам.
3) Каждая группа презентует результаты своей работы (продолжительность – 16 минут, каждая группа – 4 минуты):
4) Закрепление (5 минут):
Обмен вопросами - каждая группа задает вопрос другой группе.
5) Рефлексия (4 минуты):
Ученики в группах заполняют табличку:
Что узнал? |
Как узнавал? |
|
|
Отвечают на вопрос «Моё отношение к этому уроку» - смайл – голосование (каждый ученик прикрепляет на доску магнитик с грустным или весёлым смайликом, в зависимости от своего ощущения на данном уроке), по количеству магнитов каждого вида очень наглядно видно эмоциональное состояние на уроке.