Интеграция как возможность адаптации школьника
к реалиям современного общества
(Из опыта работы)
Кудрявцева Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы №560
Пояснительная записка
В наше время как нельзя остро встает вопрос о безопасности жизнедеятельности человека: прогресс, улучшая качество жизни, к сожалению, нередко таит в себе угрозу этой самой жизни. Поэтому пристальное внимание школьных программ к предмету ОБЖ вполне оправданно.
Как нельзя лучше способствовать усвоению практических навыков по ОБЖ помогут интегрированные уроки различных технологий: технология объяснительно-иллюстрированного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения. В свою очередь эти группы включают каждая несколько различных технологий обучения.
Наиболее известные технологии описаны профессором И.В. Душиной.
Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Мне представляется возможным углубить знания по дисциплине ОБЖ и на уроках русского языка. Я являюсь учителем русского языка и литературы и хотела бы предложить составленный мною методический материал для 5 класса.
Особенностью данной подборки материала является значительная мобильность его, возможность вариативности. Здесь представлены элементы уроков, которые можно включать в общую структуру по мере необходимости, и отдельные уроки. Предлагается только небольшая часть имеющегося материала.
Все тексты и задания составлены мною.
5 класс
Город как источник опасности (4 часа)
I. (элемент урока)
Задание:
1 - Добавить два предложения с описанием нашего города.
Удивительно красив Петербург... Великолепны его улицы, площади, нарядны набережные. Сотни туристов приезжают в наш город, восхищаются его красотой. А для нас Петербург - родной город. Мы здесь живем, каждый день ходим по его улицам. Чтобы жизнь наша не омрачалась, нужно хорошо знать особенности большого города как среды обитания человека.
II. (элемент урока)
Задание:
Продумать устное описание и подготовиться к нему: "Особенности жизни в большом городе"
(звучат рассказы учеников "как живут люди в большом городе")
III. Изложение с элементами сочинения
Нарисовал Петя картину: папин завод, проходная, рабочий люд домой спешит. Своими глазами все это видел мальчик: отец уже давно сводил его в родной цех. Вот и решил маленький Петя порадовать папу: подарить ему рисунок. Но папа смотрел на подарок, и лицо его все более печалилось. Петя чуть не заплакал от огорчения: плохой он художник, не понравился папе рисунок. Но отец, грустно качая головой, сказал:"Сынок, из тебя может получиться настоящий художник. Ты очень наблюдательный человек, замечаешь все: и то, что дым из трубы заводской черный валит, и то, что листья на деревьях бурые, и то, что на газонах травы почти нет... Рисунок хороший, и грустно мне совсем не поэтому..."
Задание: написать изложение и ответить на вопрос: "Почему грустно отцу?"
IV. (элемент урока)
Задание: составить и записать по одному предложению со словами: полиция, пожарная охрана, скорая помощь, аварийная служба. Устно составить высказывание: чем занимается каждая из этих служб.
Чрезвычайная ситуация на транспорте (9 часов)
I. (элемент урока)
Задание:
Письменно продолжить рассказ о видах транспорта.
Далеко вперед ушел технический прогресс с тех пор, как изобрели колесо!...
II. (элемент урока)
Сочинение-миниатюра о ситуациях в городском транспорте на основе личных наблюдений (реализация домашнего задания). Устное обсуждение прочитанных работ.
III. (элемент урока)
Задание:
Придумать и записать несколько пунктов правил безопасности поведения при пользовании транспортом.
IV. Сочинение.
Задание:
1- составить небольшой рассказ на тему: "Авария"
2- озаглавить самостоятельно
3- использовать опорные слова: на огромной скорости, красный сигнал светофора, резко взвизгнули, мощный грузовик, мокрый асфальт, сирена скорой помощи, автоинспекция, вмятина, разбитая машина, раненый пассажир.
V. (элемент урока)
Задание:
Распространить предложения, используя прилагательные.
Поезд остановился на станции. Пассажиры вышли из вагонов. Вдоль платформы выстроились киоски. Внимание Игоря привлек самый отдаленный из них. Мальчик побежал к киоску. Обложки журналов надолго задержали внимание Игоря. Когда пассажир обернулся, поезда уже не было. Мальчик растерялся.
VI. (элемент урока)
Задание:
Продолжить рассказ из пункта V, вначале устно, затем записать.
VII. (элемент урока)
Работа в малых группах (по 2 человека)
Задание: Составить диалог на тему: "Случай на пароходе", используя опорные слова: путешествие по морю, комфортабельный лайнер, сильная качка, человек за бортом, быстроходная шлюпка, спасательный круг, трос.
VIII. (элемент урока)
Задание:
записать диалог из пункта VII, отредактированный дома.
IX. (элемент урока)
Задание:
Определить стиль текста:
Пассажиры весело переговаривались, ровно шумели турбины воздушного лайнера. За стеклами иллюминаторов возвышались белые горы облаков. Никто не обратил внимания на невзрачного человека на переднем кресле. И только резкий окрик: "Всем тихо! Самолет захвачен!" - заствал людей содрогнуться от предчувствия беды.
Чрезвычайная ситуация аварийного характера в жилище (9 часов)
I. (элемент урока)
Задание:
Составить описание оборудования современной квартиры.
II. (элемент урока)
Задание:
Составить рассуждение-миниатюру на тему: "Мы затопили соседей" по следующему плану:
а) тезис;
б) доказательство;
в) вывод.
III. Изложение.
На столе, у самого края, лежали спички. Яркая коробочка давно привлекла внимание Алеши. Но мама строго-настрого запретила трогать спички, и Алеша только смотрел на них издали и шумно вздыхал. Маму позвали к телефону, а коробок призывно манил к себе. И мальчик не выдержал! Ах, как весело затрещали маленькие деревянные палочки! Ласковый огонек словно подмигивал: "А ну, еще! Еще!"
Но вдруг одна спичка обломилась, и горящий кусочек попал на штору. Легкая ткань вспыхнула мгновенно. Пламя охватило штору целиком. Оно уже не казалось ласковым, а фырчало, как свирепый зверь. Алеша испугался и спрятался под стол.
IV. (элемент урока)
Задание:
Придумать (устно) концовку предыдущего рассказа.
V. (элемент урока)
Задание:
Определить стиль:
Слова "электричество", "электрический ток" знакомы нам с детских лет. В городской квартире широко используется электрическая энергия. Это плиты, радиоприемники, телевизоры, светильники, паяльники и многое другое. Широкое использование электроэнергии, с одной стороны, облегчает домашний труд и делает быт более комфортным, а с другой - при неумелом обращении представляет опасность и может привести к тяжелой и даже смертельной травме.
VI. (элемент урока)
Задание:
Подобрать слова и словосочетания (5-6) на тему: "Подручные средства пожаротушения".
VII. (элемент урока)
Задание:
Составить 5-6 предложений на предыдущую тему, подчеркнуть основы.
VIII. (элемент урока)
Задание:
Определить стиль текста и тип речи:
Мама купила новый импортный стиральный порошок. "Белье - белоснежное!" - радовалась она, рассказывая подруге об удачном приобретении. Но к вечеру руки у мамы покраснели и покрылись волдырями. Подруга посоветовала ей выбросить покупку и впредь быть осторожнее в выборе новых средств бытовой химии.
IX. (элемент урока)
Задание:
Записать предыдущий текст в виде диалога.
Список литературы:
1. Некрасова М. Технология современного интегрированного урока //Учитель, 2011, № 6, с. 57-59.
2. Слепнева С.А. Интегрированный урок как средство развития интереса подростков /А.С. Суханов //Начальная школа плюс до и после, 2008, № 1, с. 24-26.
3. Хлопова М.В. Интегрированный урок по курсу окружающего мира (Образовательная система "Школа 2100") //Начальная школа плюс до и после, 2009, № 7, с. 33-34.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, М, сентябрь, 2002, с. 96.