Интегрированный урок-конференция для учащихся 8 классов
Они ковали Победу…
Аминова И.А.,
учитель истории и обществознания;
Исакова Т.И.,
учитель географии
ГБОУ СОШ №217 Красносельского района
Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева
К 70-летию победы
в Великой Отечественной войне
9 мая страна отметит 70-летие Победы в Великой Отечественной войне
Нашему народу пришлось встретиться со смертельным врагом.
Мы не вправе забывать о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной,
кто самоотверженно работал в тылу.
Успехи на фронте и в тылу стали возможны благодаря сплочённости общества. Труженики тыла совершили свой трудовой подвиг ради Победы.
Данный урок составлен на основании обширного исторического и экономического фактического материала.
Используются: мультимедийное оборудование, плакаты, презентация Ppt.
Целевая аудитория |
Учащиеся 8-х классов |
||||||||||||||||
Тема |
Они ковали Победу… |
||||||||||||||||
Вид |
Интегрированный: география, история, урок Мужества |
||||||||||||||||
Тип |
Ознакомление с новым материалом |
||||||||||||||||
Дата проведения |
05.05.2015 года |
||||||||||||||||
Место проведения |
ГБОУ СОШ № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга |
||||||||||||||||
Продолжи-тельность |
45 минут |
||||||||||||||||
Цель урока |
Систематизировать знания о Великой победе в войне, достигнутой общими силами фронта и тыла. Сформировать у учащихся объективное представление о значении и величии Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. |
||||||||||||||||
Задачи |
Образовательные: Формирование умений и навыков самостоятельной работы с Интернет-ресурсами; умение анализировать содержания и отбор информационных источников; подготавливать презентации; умение рассказывать о событиях и их участниках, выражать своё отношение к ним; Развивающие: Развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашего народа. Развивать нравственно-духовные качества, эмоционально-волевые чувства, творческие способности, образную память. Развивать монологическую речь учащихся, познавательный интерес к предмету. Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: гордость за нашу Родину, чувство патриотизма, долга, ответственности, уважительного отношения к труду и старшему поколению - ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла. |
||||||||||||||||
Оборудо-вание: |
Мультимедийное оборудование, плакаты, презентация Ppt. |
||||||||||||||||
Раздаточный материал: |
Тестовые задания в индивидуальном «Листе участника конференции» |
||||||||||||||||
Методичес-кие приемы |
Словесное изложение, объяснение, сопровождающееся презентацией Ppt. |
||||||||||||||||
Межпред-метные связи |
История – 20-й век, география |
||||||||||||||||
Форми-руемые УУД |
Метапредметные: Умение сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты; формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, представлять результаты своей деятельности. Личностные: Умение осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
||||||||||||||||
План урока |
1.Организационный момент 2.Вводное слово учителя истории. 3.Повествование ведется от лица историков (11 класс) и экономистов (11класс), они представляют проектную работу: «Они ковали Победу…», слушатели (8 класс) по ходу повествования заполняют рабочие листы с вопросами. 4. Подведение итогов, учитель географии. 5. Сбор заполненных «Листов участников урока-конференции».
|
||||||||||||||||
Ход урока |
Организационный: Проверка присутствующих Изложение нового материала
|
||||||||||||||||
Вступитель-ное слово учителя |
В этом году 9 мая наш народ отмечает великий праздник 70-летие Победы над фашизмом. Неимоверными усилиями, зачастую, ценой жизни совершили героический подвиг военные и ополченцы, на линии фронта и в партизанских отрядах, взрослые и дети, женщины и мужчины. Они сражались за будущее нашей Родины. Не легче было и в тылу, где сотни тысяч советских граждан совершили трудовой подвиг. |
||||||||||||||||
учитель |
Слайд №1 Сегодня на нашем уроке-конференции мы попытаемся воссоздать и осмыслить исторические события позволившие переломить ход войны и выйти нашей стране из неё победителем. Мы послушаем выступления историка и экономиста , которые расскажут о состоянии экономики страны и важнейших битвах ВОВ. Слайд№2 Звучит фрагмент песни «Священная война» (слова Лебедева-Кумача В., музыка Александрова А.). На рассвете 22 июня 1941 года Германия начала войну против Советского Союза. Слайд№3 Долгих четыре года продолжалась эта война. Мы попытаемся показать, что только совместные усилия тыла и фронта привели к победе советского народа в войне. |
||||||||||||||||
экономист
|
Слайд №4 Главная задача, стоявшая перед советской экономикой в начале войны, - перевод хозяйства на военный лад. Красная Армия не имела на вооружении современных видов боевой техники, самолетов, танков, автоматического оружия, противотанковых и зенитных орудий, боеприпасов. К моменту нападения на СССР военно-экономические ресурсы гитлеровского рейха примерно в 2—2,5 раза превосходили оборонно-экономические ресурсы Советского Союза. Соотношение различных родов войск и вооружения было не в пользу СССР. Слайд №5 Войну ждали. Правительство СССР в ходе форсированной индустриализации создало мощную индустриальную базу на востоке страны. В сложных условиях руководство страны взяло курс на введение чрезвычайных мер, направленных на достижение победы над врагом. -"Всё для фронта, всё для победы" – главный политический лозунг. -22 июня в СССР была проведена мобилизация военнообязанных, -Массовая запись добровольцев. -23 июня в СССР создана Ставка Главного Командования, -24 июня 1941 года был создан совет по эвакуации. -30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе со И. В. Сталиным. Для перевода экономики на военные рельсы были созданы новые ведомства: в сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, в ноябре - Наркомат минометного вооружения. Слайды № 6-7 Сильно сократилось производство танков, самолетов, боеприпасов, так как в этот период главные мощности перемещались на восток страны. Перебазирование производительных сил на восток — одна из ярчайших страниц Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленных предприятий и населения из прифронтовой полосы в глубокие тыловые районы с целью сохранить основные фонды народного хозяйства для создания военной экономики. Слайд №8 Фактически, в летние месяцы 1941 г. пришлось демонтировать и вывезти из прифронтовой зоны 1360 крупных промышленных предприятий, из которых 455 разместилось на Урале, 210 – в Западной Сибири, 250 – в Казахстане и Средней Азии. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыли рабочие, инженерно-технические работники, служащие, их семьи. В 1941 г. в глубокий тыл было эвакуировано более 10 млн. человек. Такой масштабной и успешной эвакуации не было в истории войн. |
|
|||||||||||||||
историк |
Слайд №9 В соответствии с утвержденным А. Гитлером еще в 1940 г. планом ведения войны против СССР («план Барбаросса») предполагалось одновременное нанесение массированных ударов тремя группами армий («Север», «Центр», «Юг»), окружение и уничтожение главных сил Красной Армии, захват Москвы и стремительное продвижение в глубь страны до линии Архангельск – Астрахань. Слайд №10 С первого дня войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. Первым этапом войны считают бои на западных рубежах страны. Героизм советских солдат проявился уже в боях за Брестскую крепость. Пограничники в Брестской крепости приняли первый удар врага. В планах вермахта на штурм Брестской крепости отводилось 2 часа. Почти месяц героический гарнизон сковывал целую немецкую дивизию. Слайд №11 Немцы начали подготовку к захвату советской столицы. Эта операция получила название "Тайфун". Для ее реализации немецкое командование обеспечило на направлениях главных ударов значительное превосходство в живой силе и технике: танков и артиллерии. Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено. Слайд №12 7 ноября, как и прежде, на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же уходили на передовую линию фронта. В ходе контрнаступления 5–6 декабря, советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тысяч населенных пунктов и к началу января 1942 года отбросили противника на 100–250 км, нанесли тяжелое поражение 38 вражеским дивизиям. В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150–400 км. Завершился первый начальный этап войны, впереди было много сражений, потерь, но путь к победе был уже виден. Значение Московской битвы велико она стала примером героизма и самоотверженности, когда отступать уже действительно некуда. Был развеян миф о непобедимости Германии. После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигитлеровской коалиции. |
||||||||||||||||
экономист |
Слайд № 14-15 Героизм в тылу не уступал героизму на фронте. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Повсеместно проходили сборы пожертвований для фонда обороны Родины и фонда Красной армии. Население добровольно сдавало вещи, облигации государственных займов, семейные ценности, теплую одежду, отчисляло в данные фонды часть своей заработной платы. По стране собирались средства для строительства самолетов и танковых колонн. Благодаря простым гражданам страны были построены и переданы в армию несколько тысяч танков, артиллерийских орудий, более 2,5 тыс. боевых самолетов, более 20 подводных лодок и военных катеров и многое другое. Слайд №16 В условиях военного времени был установлен 12-часовой рабочий день, строго нормированное распределение потребительских товаров. На оборонительных сооружениях работали круглосуточно, часто под открытым небом, в любую погоду. Значительное количество оборудования располагалось в неприспособленных помещениях. Слайд № 17-18 Девиз: «В труде, как в бою!» организовывал молодежь на работу. Подростки работали наравне со взрослыми. Уже в 1943г. доля рабочих и служащих моложе 18 лет в различных отраслях промышленности составляла 40 - 60% Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов |
||||||||||||||||
историк |
Слайд №19 Коренной перелом в войне начался боями за Сталинград. 17 июля 1942 г. начались бои на подступах к городу . 28 июля 1942 г. был издан приказ №227 «Ни шагу назад!». Сталинградское сражение - самое крупное сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в нем погибли более 2 млн. человек. Время жизни офицера на передовой составляло одни сутки. Однако, ступить на противоположный берег Волги гитлеровцам так и не удалось. 23 ноября советские войска замкнули кольцо, окружив 22 дивизии численностью в 330 тыс. солдат. 2 февраля 1943 г. остатки 6-й армии Паулюса в Сталинграде сдались в плен. Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она: 1) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне; 2) в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба; 3) обострила внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками. Слайд №20 Диктор Ю.Б. Левитан - Сообщение о переломном моменте Великой Отечественной Войны – о победе под Сталинградом 1943 г. |
||||||||||||||||
экономист |
Слайд 21-23 Победа Красной Армии под Сталинградом была в то же время победой советского тыла. К этому времени уже было создано слаженное военное хозяйство СССР, упрочились новые экономические связи. К середине 1942 г. главные трудности, связанные с восстановлением эвакуированных предприятий, были преодолены. Завершение военной перестройки промышленности существенно изменило структуру промышленного производства Урала, Сибири и других восточных районов. Уже в середине 1942 г. на востоке страны было пущено 1200 крупных эвакуированных предприятий, в том числе 245 машиностроительных, 54 металлургических, 47 заводов химической и резиновой промышленности. Введены в эксплуатацию вновь построенные 850 заводов, цехов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей, прокатных станов. К концу 1942 г. в Советском Союзе производилось больше, чем в фашистской Германии, важнейших видов боевой техники и вооружения. |
||||||||||||||||
историк |
Слайд №24 Курская битва является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны, она окончательно объявила миру, что теперь немецкий солдат будет только отступать. Вермахту нужна была победа, новое наступление, операция «Цитадель» началась 5 июля 1943г. с массированного наступления немецких войск. После недели упорных оборонительных боев наступление врага удалось остановить. Но, противник прорвался на некоторых участках до 30 км за линию фронта. В ходе Курской битвы, под Прохоровкой (в 56 км от Белгорода) произошло величайшее танковое сражение. С обеих сторон в нем принимало участие до 1200 танков и самоходных орудий. Слайд №25 Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова М.Матусовского). Танковое сражение на Курской дуге стало еще одним примером героизма советских воинов. 12 июля Красная армия перешла в контрнаступление. Сражение продлилось 50 дней, до 23 августа 1943 г. Стратегическая инициатива перешла к Красной армии. Из приказа Верховного главнокомандующего от 5 августа 1943 года: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины! Смерть немецким оккупантам!» |
||||||||||||||||
экономист |
Слайд №26 Благодаря героическим усилиям советского тыла на протяжении всего 1943 г. происходил рост промышленного производства. Военная промышленность обеспечивала в кратчайшие сроки освоение производства и массовый выпуск модернизированных и новых видов боевой техники и оружия. Уже в начале 1943 г. советские танковые соединения были в полной мере обеспечены танками, самолётами, бронетехникой и боеприпасами. В 1943 г. советская авиация почти в 2,5 раза превосходила фашистскую авиацию по количеству самолетов. Слайд 27 Мозговой штурм. Выполнить задания № 5-8 |
||||||||||||||||
историк |
Слайд №28 Завершающий третий этап войны. В 1944 г. Красная Армия провела ряд наступательных операций. Государственная граница СССР была восстановлена на всем протяжении от Баренцева до Черного моря. Началось освобождение Европы от фашизма. |
||||||||||||||||
экономист |
Слайд № 29 Победы на завершающем этапе были достигнуты благодаря тому, что за 1944 г. объем валовой продукции промышленности составил 104% довоенного уровня, а военной продукции — 312%. За 1944 г. рост выпуска вооружения составил (в % к 1940 г.) 206%, самолетов — 239, танков — 296 и боеприпасов 310%. Слайд № 30 Восточные районы СССР стали промышленной базой побед на фронтах Великой Отечественной. За годы войны на Урале общее промышленное производство увеличилось в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8, в Поволжье — в 3,4 раза. В первом полугодии 1945 г. в восточных районах производилось в 2 раза больше промышленной продукции и в 5,6 раза больше военной продукции, чем в первом полугодии 1941 г. |
||||||||||||||||
историк |
Слайд № 31 Решающей в Великой Отечественной стала битва за Берлин. Столица Рейха была превращена в город – крепость. Укрепрайон Берлина занимал площадь 900 км². Штурм города начался 16 апреля. Бои не прекращались ни днем, ни ночью. Квартал за кварталом советские войска разрушали оборону противника. И уже 30 апреля на здании Рейхстага был водружен советский флаг. Несмотря на это и даже после самоубийства Гитлера и Геббельса столичный гарнизон ожесточённо сопротивлялся, отказываясь капитулировать. Штурм Берлина продолжался до безоговорочной капитуляции Германии. |
||||||||||||||||
экономист |
Слайд № 32 Ю.Левитан зачитывает Приказ ВГК от 8 мая 1945г. об окончании войны. Война 1941-1945гг. стала для народа Великой Отечественной, люди сплотились перед угрозой порабощения и уничтожения. Истоками победы стали героизм и мужество бойцов, подвиг тружеников тыла, военное искусство советских полководцев. Цена победы была огромной: 27 млн. погибших, уничтожена треть богатства страны, разрушено 1710 городов, более 70000 деревень и сел, уничтожено большое количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. |
||||||||||||||||
историк |
Итоги войны призывают народы к повышению политической бдительности, к решительной борьбе против агрессивных устремлений, к борьбе за мир и международную безопасность. Слайд № 33 Стихотворение А. Павлоградского |
||||||||||||||||
|
Слайд № 34 Мозговой штурм. Выполнить задания № 10-13 |
||||||||||||||||
учитель |
Подведение итогов. Слайд №35 Звучит песня из к/ф «Офицеры» (слова Е.Аграновича, музыка Р.Хозака) Фронт и тыл - эти понятия глубоко взаимосвязаны, именно их неразрывная связь ковала победу. Говоря о героическом пути советских солдат, которые, пережив горечь поражений, потерь и отступлений первых лет войны, назло всем врагам дошли до Берлина и одержали Великую победу. Нельзя в то же время не вспомнить о самоотверженном труде оставшихся в тылу женщин, подростков, на их плечи легла вся тяжесть обеспечения фронта боеприпасами, оружием, продуктами, обмундированием. Память о войне мы сохраним в своих сердцах. Закончился наш урок-конференция, Прошу сдать листы участников конференции. |
||||||||||||||||
Литература:
1. Советская Экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г. М. 1970;
2. Локшин Э. Промышленность СССР 1940-1963 г.;
3. История Второй мировой войны;
4. Совершенно секретно! Стратегия в войне фашисткой Германии против СССР;
5. История социалистической экономики, том 5.
Опросный лист:
Урок- конференция. Ф.И. участника: Класс:
1. Великая отечественная война началась : А) 1 сентября 1939 Б) 23 февраля 1941 В) 22 июня 1941 Г) 1 сентября 1941
2. Надпись, сделанная неизвестным защитником Брестской крепости, гласит: А) «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло» Б) «Ни шагу назад!» В) «Смерть фашистским оккупантам!» Г) «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»
3.Эвакуация промышленных предприятий проводилась: А) в южные районы страны Б) в западные районы страны В) в восточные районы страны Г) в северные районы страны
4. Главный итог Московской битвы : А)стратегическая инициатива перешла в руки Сов. Армии, Б)был сорван плен «молниеносной войны» В) был открыт второй фронт;
5.Основным лозунгом тыла стал: А) «Ни шагу назад» Б) «Кто не работает – тот ни ест» В) «Все для фронта, все для победы!» Г) «Никогда не сдаваться»
6. . Как назывался населенный пункт, возле которого произошло крупнейшее в истории танковое сражение? А) Ржев ,Б)Прохоровка В)Смоленск Г) Киев
7. Значение Сталинградской битвы: А) развеян миф о непобедимости германской армии; Б) положен конец наступательным операциям вермахта; В) обозначен коренной перелом в ходе ВОВ.
8. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл в: А) 1942-1943 гг., Б) 1941-1942 гг., В) 1943-1944 гг., Г) 1944-1945 гг.
9 .Заключительной операцией Красной Армии в Европе является: А) освобождение Праги Б) освобождение Вены В) штурм Берлина Г) Восточно-Померанская операция
10.Кого можно считать патриотом .
11.Людские потери в ВОв.
12.Кто такие ветераны ВОв.