Трапезникова Галина Альбертовна, учитель информатики и ИКТ
ГБОУ школа №38 Приморского района г. Санкт-Петербурга
XXI век – век информационных технологий. Персональный компьютер, разнообразные компьютерные программы, сеть Интернет вошли как в профессиональную, так и в домашнюю сферы деятельности человека. Ритм нашей жизни становится все быстрее, увеличивается количество информационных потоков и объем информации, а вот время на ее обработку уменьшается. Информатизация общества открывает широкие перспективы в более эффективном использовании информационных ресурсов, накопленных человечеством, в освоении методов и приемов хранения и обработки информации. На первый план выдвигается задача овладения информационной культурой каждым членом общества.
Формированию информационной культуры школьников, развитию их познавательной деятельности наше государство уделяет большое внимание. Эта задача лежит в основе модели «Школа информационной культуры».
Используя разные технологии и методы обучения, учителя нашей школы ищут пути обогащения образовательного процесса. Использование на уроках различных форм визуального представления информации способствует лучшему ее запоминанию, пониманию. Интенсивный визуальный поток и метод предметной интеграции содействуют самопознанию учащихся и их самоопределению, развитию их речи, общеучебным умениям и навыкам, общекультурному развитию.
Плодотворное сотрудничество по использованию межпредметных связей между мировой художественной культурой (МХК) и информатикой сложилось у нас в школе с 2004 года. Для уроков и конференций по МХК учащиеся делают доклады, создают презентации. И уже девятый год они принимают участие в Межпредметных олимпиадах школьников «Русский музей во дворцах и в Интернете», проходящих в форме Интернет-олимпиады. В Интернет-олимпиадах Русского музея мы участвуем с целью расширения кругозора учащихся, закрепления знаний учащихся, их навыков по предметам МХК и информатика, с целью формирования информационной культуры учащихся с помощью информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Тема X Межпредметной олимпиады школьников «Русский музей во дворцах и в Интернете» – «Жизнь и быт народа в художественных образах из коллекции Русского музея». Для достижения цели работа с учащимися в 2010-2011 учебном году проводилась в несколько этапов:
1. Сбор информации по заданной теме Интернет-олимпиады.
В современном мире существует огромное количество информационных потоков и связей между объектами, и школьникам важно научиться самостоятельно работать с разными источниками информации.
Поэтому первоначально мы с учащимися определили список основных источников информации:
· энциклопедии;
· печатные иллюстрированные издания;
· сайты сети Интернет;
· экскурсия в Русский музей.
Затем установили критерии выборки информации:
· форма представления информации;
· точность;
· количество (достаточность);
· качество.
На этом этапе использовали ручную и компьютерную технологии. При применении компьютерной технологии учащиеся закрепляли навыки поиска информации в сети Интернет с помощью поисковых систем, путем использования языка запросов, поиска информации по тематическому каталогу, работы с почтовой программой. С учителем информатики они провели сравнение процессов получения информации с использованием ИКТ и без них. Детальный анализ же собранной информации учащиеся выполняли с учителями обоих предметов.
Первый этап работы проходил в учебном кабинете, в компьютерном классе, библиотеке школы, дома и в залах Русского музея.
2. Запоминание информации, заучивание.
Клетки мозга человека использовались как основной носитель информации. Информация для сведения стала ЗНАНИЯМИ учащихся.
На этом этапе учащиеся работали в компьютерном классе, учебном кабинете и дома.
3. Проведение Iтура Интернет-олимпиады Русского музея.
Этот этап проводился в компьютерном классе с использованием сети Интернет. И если раньше ответы учащихся оформлялись в файл для пересылки по сети в Русский музей учителем информатики, то по новым правилам в 2010-2011 учебном году это делалось каждым учащимся самостоятельно. Пригодились навыки работы с почтовой программой, навыки прохождения тестов на компьютере. Благодаря новому программному обеспечению, разработанному сотрудниками Русского музея для проведения Интернет-олимпиады, и новой схеме «Куратор от Русского музея - участник олимпиады» повысилась ответственность учащихся за оформление и пересылку своей работы, за уровень своих знаний и умений по ИКТ. Такая форма проведения олимпиады в этом году многим учащимся понравилась больше. За учителем информатики и ИКТ остались следующие функции:
· осуществление работ на подготовительном этапе (регистрация участников олимпиады);
· консультирование и контроль учащихся при использовании ИКТ;
· связь с куратором в случае необходимости.
4. Анализ результатов участия в Iтуре олимпиады и подготовка к участию во IIтуре олимпиады.
Мы проанализировали работу каждого учащегося по подготовке и участию в I туре олимпиады, а также полученные результаты.
В 2010-2011 учебном году школьники составили отчет о своем участии в олимпиаде в виде компьютерного текстового документа со сложной структурой. Предварительно нами были разработаны требования к отчету и составлен ряд вопросов, на которые учащиеся могли ориентироваться при составлении отчета. Задание по составлению отчета было определено следующим образом:
· В среде приложения MSWord создать отчет об участии в Интернет-олимпиаде Русского музея, опираясь на свои впечатления от экскурсии в Русский музей, на полученные знания по предметам МХК и информатика и на список вопросов.
· В документе желательно использовать гиперссылки, списки, таблицу (если она уместна), изображения, номера страниц, колонтитул. Необходимые изображения можно найти на сайте Русского музея.
Список вопросов, которые были предложены учащимся:
· Впервые ли Вы участвуете в Интернет-олимпиаде Русского музея?
· Есть ли у Вас опыт участия в Интернет-олимпиадах по другим предметам?
· Заинтересовала ли Вас тема Интернет-олимпиады в этом году?
· Каковы Ваши впечатления от экскурсии в Русский музей?
· Какими источниками информации Вы ещё пользовались для подготовки к олимпиаде?
· Какая из картин произвела на Вас сильное впечатление, почему?
· О чём Вам захотелось ещё узнать и где побывать?
· Вызвали ли трудности у Вас новые правила участия в Интернет-олимпиаде Русского музея в 2011 году, и как Вы к ним отнеслись?
Анализ показал излишнюю самонадеянность некоторых учащихся, их недисциплинированность, невнимательность, медлительность в работе. В ходе анализа выявилась широта интересов учащихся, уровень их знаний и умений, отношение к новым технологиям, готовность принять новое и его использовать. Результаты анализа, а также наши рекомендации были доведены до сведения учащихся.
Во II-м туре Интернет-олимпиады, который проходил в марте 2011 г. в Школьном Интернет-классе Русского музея участвовали лучшие учащиеся. Свой отчет они сдали позднее. С ними мы так же анализировали их подготовку и участие в олимпиаде, давали рекомендации на будущее.
За активное участие в межпредметных ежегодных олимпиадах школьников «Русский музей во дворцах и в Интернете» наши учащиеся каждый год получают грамоты, дипломы. Их интерес к познанию жизни и использованию ИКТ для поиска, обработки и передачи информации не ослабевает, что подтверждается вот этими строками из отчетов участников олимпиады 2010-2011 учебного года:
· «После олимпиады мне очень захотелось побывать на выставках русских живописцев конца XIX– начала XX веков, так как большинство работ бытового жанра были созданы в это же время» – Арабей С.
· «Захотелось узнать больше о жизни художников, побывать в местах, связанных с ними, посетить музеи, где еще находятся их работы» – Демина Н.
· «В олимпиаде Русского музея я участвую впервые. Но не в последний раз–это точно. Я участвовала во многих предметных олимпиадах, но с такой формой Интернет-олимпиады встречаюсь впервые. Мне было интересно» – Крылова А.
Таким образом, выбранная форма работы учителей МХК и информатики нашей школы в содружестве с руководством Русского музея, организаторами олимпиады, куратором учащихся − научным сотрудником Русского музея Петровой Екатериной Владимировной, экскурсоводами помогает воспитывать у школьников общекультурный уровень, формирует у них информационную культуру через постижение изобразительного искусства с применением современных компьютерных технологий.