Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

План-конспект межрегионального урока-семинара

Преимущества и угрозы глобализации

Плево Людмила Леонидовна,
учитель ГБОУ СОШ №512
Невского района Санкт-Петербурга

Участники: обучающиеся 11 класса ГБОУ СОШ №512, (1) учитель экономики и географии, (2) учитель обществознания, гости - обучающиеся 11 класса из с.Паша Ленинградской области.

Предметы: экономика, география, обществознание.

При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые:  процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.). Все это позволяет опереться на полученные ранее знания обучающихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение занятия.

Семинар строится  на основе деятельностного похода,  активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества обучающихся, учителя и учеников. Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете). Обучающиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Семинар позволяет применить  индивидуальный подход к обучающимся (выделение группы экспертов, распределение ролей внутри групп), реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих обществознание на базовым уровне.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

1. Актуальность темы.

Процесс глобализации является одной из актуальных проблем современного мирового развития. Происходящие изменения в структурах мирового сообщества и трансформация социально-политических систем позволяет говорить о вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития. Вместе с тем внутренне это достаточно противоречивый процесс: открывая новые возможности перед человечеством, такие как, например, глобальная компьютерная сеть, глобализация бросает и вызовы человечеству, связанные с изменениями в мировом развитии, ставящими вопрос о возможности нормального функционирования и стабильности мировой системы. Феномен глобализации затрагивает все человечество, её последствия существенно влияют на исторические судьбы людей на всех континентах

Обязательный минимум содержания образования подразумевает знание учащимися системы мирового сообщества. Анализируя обязательный минимум содержания образования, можно отметить, что перечень знаний, так или иначе, связан с  формированием глобальной системы.

2.  Развернутая целевая установка семинара.

Цель:

создание условий для изучения исторических направлений глобализации;

развитие социального мышления личности обучающегося, познавательного интереса; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;

освоение системы знаний, составляющих основы, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

осознание роли технического прогресса в формировании глобальной системы;

овладение умениями получения и осмысления информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Поставленные  цели опираются на ценностные ориентиры Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Методы: слово учителя, групповая работа, выступления обучающихся, обобщение и анализ  источников,  заполнение опорной схемы, подготовка к составлению информационного поля.

Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, дидактические материалы для каждой группы обучающихся, учебные пособия.


3.      План семинара.

I.         Вступительное слово учителей «Суть глобализации»
II.       Актуализация знаний (приведение примеров глобализации в современном мире, выход на осознание неоднородности  глобализации и постепенности ее формирования, деление на группы)
III.      Этап целеполагания. 
IV.      Составление опорной таблицы.        
V.       Самостоятельная работа с кейсами .         
VI.      Создание общего информационного поля.       
VII.     Подведение итогов занятия.
 

Конспект семинара  "Преимущества и угрозы глобализации"

 

  1. Обучающиеся 11 класса и гости  произвольно рассаживаются за столами. Всего 4 стола. У каждого обучающегося бейджик с Именем Фамилией и цветом. Каждый цвет обозначает глобальную проблему, которые были обозначены для домашней подготовки (но обучающиеся еще не знают, какой цвет обозначает какую проблему). Заранее заготовлены 4 таблички с названиями глобальных проблем "1. Проблемы универсального характера.  2.Проблемы природно-экономического характера. 3. Проблемы социально-экономического характера. 4. Проблемы смешанного характера." Эти таблички выставляются  потом, когда ход семинара подходит к глобальным проблемам и обучающиеся рассаживаются уже каждый за свой стол.

На столах лежит по три папки:

1. Листы с высказываниями для работы – тезисы;

  1. Задания по глобальным проблемам;
  2. Лист с высказываниями (в начале семинара предложить выбрать эпиграф для семинара и аргументировать свой выбор);
  3. + ручки, ноутбуки, листы бумаги;
  4. На рабочем столе ноутбуков папка с материалами по глобалистике (разный полезный теоретический материал).

 

Добрый день всем собравшимся сегодня на нашем семинаре-практикуме. Тема нашего разговора "Преимущества и угрозы глобализации"

- на экране 1 слайд с названием семинара.

Вступительное слово учителей «Суть глобализации». Мотивация к семинару: просмотр фрагмента передачи "Суд времени №41".

(1) Предлагаем Всем собравшимся присоединиться к дискуссии.

 

Актуализация опорных знаний обучающихся.

 

(1) На уроках географии, экономики и обществознания мы много говорили с вами об особенностях и многообразии мира. На планете земля живет 6 млрд. человек, выделяют 3 основных расы и несколько переходных расовых групп. 1000 этносов, которые подразделяются на 23 языковые семьи, более 200 независимых государств.

-          Что еще можно добавить в подтверждении  тезиса о многообразии мира ?

(разный уровень экономической жизни, религиозный облик, многообразие культур, национальных и местных традиций и т.д. ...);

-          В чем причины такого разнообразия?

(природные климатические условия, определявшие своеобразие отношений конкретного общества и природного мира, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множества закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию и т.д. ......).

Сегодня на семинаре  мы будем рассматривать актуальную тему нашего времени "Преимущества и угрозы глобализации".

 

 

Задание №1.

(2)У вас на столах лежат папки с материалами. Возьмите папку №1  с высказываниями политиков, историков, философов и выберите на ваш взгляд подходящий эпиграф нашего семинара, аргументируйте почему именно это высказывание ( ребята произвольно сидят за 4 столами, каждый стол предлагает свой вариант, свою аргументацию. Учителя и гости определяют, кто был убедительнее и секретарь на слайд презентации печатает высказывание).

- на экране 1 слайд с названием семинара и эпиграфом.

 

Французский мыслитель первой половины XX века Тейяр де Шарден так выразил свое отношение к глобализации:

“На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий кино и международных известий. Теперь уже не просто поле…, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас…”.

 

Мы должны с вами выяснить,  что в себя включает понятие глобализация, к каким последствиям ведет этот процесс , попытаться определить свое личное отношение, определить круг глобальных проблем современного мира.

 

(1) В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Давайте попробуем привести примеры из своего жизненного опыта, демонстрирующие многообразие связей современного мира.

(- общение с друзьями, находящимися на большом расстоянии, через мобильную связь, интернет;

- создание магазинов единой торговли, таких как Metro, Ikea и других в разных странах;

- доставка товаров, заказанных по каталогам, в том числе электронным;

- возможность оплаты за оказанные услуги или приобретенные товары, перевод денежных средств посредством пластиковых электронных карт;

- смешанные браки;

- вступление государств в международные организации;

- заключение международных договоров;

- трудовая миграция;

- прямая трансляция культурно-массовых мероприятий из различных точек Земли;

- возможность обмены валюты одного национального государства на территории других стран).

(1) Итак, мы видим, что современный мир при всем своем многообразии един и его части тесно взаимосвязаны.

Таким образом, глобализация – это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

 

(2) Как вы считаете,  можно ли разделить ваши примеры на группы?
Какие критерии вы бы предложили? ( экономическая глобализация, политическая глобализация, социальная глобализация, культурная глобализация).
Вы правы, глобализация многолика и неоднородна.

 

– Обратимся еще раз к словам Тейяра де Шардена…

«…для человека нет будущего…вне его объединения с другими людьми…».

Как философ оценивает процесс глобализации? (позитивно – он видел в нем проявление общественного прогресса).

Основания для такого отношения есть и сегодня, вместе с тем нарастает и волна критики процесса глобализации. Давайте вместе с вами попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны глобализации.

 

Задание №2 группам.

Каждая группа будет представлять одну из сфер жизнедеятельности общества. Представитель группы подойдите к столу и возьмите билет, на котором указана сфера жизнедеятельности общества.

Каждый стол представляет свою сферу - положительные и отрицательные черты. Обучающиеся дискутируют, высказывают свои точки зрения ( на столах лежат листы с высказываниями политиков, ученых, социологов. При ответе ваш тезис и ваш свидетель. Ребята высказывают свою точку зрения и приводят в доказательство тезис. На доске фиксируются положительные и отрицательные стороны глобализации для каждой сферы( это может фиксировать секретарь семинара в таблицу на компьютере и всем видно на экране через проектор).

Итог работы - таблица на доске.

 

 

Задание №3 группам

(1) А теперь мы предлагаем ребятам рассесться за столами по группам глобальных проблем ( к которым заранее готовились дома).

 

Создание общего информационного поля. Работа в группах. Создание презентаций.

 

Итак, подведем предварительный итог вашей работы.

Каждая группа транслирует результат выполнения задания.

 

Демонстрация результатов, взаимные вопросы группам, ответы, дискуссия.

 

Подведение итогов.

 

(2)  Вывод: Глобализация в своей полноте и в своём разнообразии — это объективная реальность, логическое завершение многовековой истории, продукт материального и экономического прогресса. Этому уже нельзя противостоять, как нельзя помешать будущему смешению народов, которое уже начинается. В то же время имеется некоторое поле для манёвра, возможность вмешаться в ход событий, не допустить их произвольное развитие. Безусловно, глобализация содержит в себе как позитивные, так и негативные стороны. Человечеству предстоит сделать свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске  высказывания:

БУДУЩЕЕ НАЦИИ ЗАВИСИТ НЕ ОТ ЧИСЛА АВТОМОБИЛИЙ, А ОТ ЧИСЛА ДЕТСКИХ КОЛЯСОК. (У.КЕККОНЕН).

 

БЕЗ МЕЧТАНИЙ НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ОБРЕЧЕНА НА ЗАСТОЙ. (К. СКРЯБИН).

 

БУДУЩЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАЛОЖЕНО В НАСТОЯЩЕМ. (Г.ЛИХТЕНБЕРГ)

 

НРАВСТВЕННОСТЬ ЕСТЬ ОТНОШЕНИЕ СИЛЫ РАЗУМА К СИЛЕ ЧУВСТВ. (М. ПРИШВИН).

 

1. Проб

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»