Интегрированный урок по русскому языку,
окружающему миру и изобразительному искусству
Федорова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №133 Санкт- Петербурга
Цели урока:
- Совершенствовать умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
- Продолжать формирование умений обосновывать написание слов.
- Развивать творческое воображение учащихся.
- Продолжать воспитывать любовь к родной природе.
- Продолжить формирование элементов экологической и эстетической культуры.
Задачи:
- Учить понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных.
- Продолжить работу над последовательным выполнением действий, предписанных этим правилом.
- Создавать условия для развития творческой активности, самостоятельности, инициативы, взаимопомощи при выполнении заданий.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Поделитесь своими улыбками. Продолжим наш урок в хорошем настроении.
2. Сообщение темы и целей урока. Вводная беседа.
- Послушайте стихотворение великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Какое время года изобразил поэт?
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
- Кто из вас любит весну и почему?
- Какое настроение вам приносит весна?
- Прочитайте запись на доске ( записаны число и месяц).
- О чём нам говорит это число?
- Кому о чём-то другом говорит?
- А какой же бывает весна? Какая весна?
- А вы знаете стихи о весне? ( Дети читают 1-2 стихотворения)
- А теперь послушаем музыку Антонио Вивальди. Отрывок, который сейчас прозвучит из цикла его композиции « Времена года». А вот какое время года изобразил композитор - догадайтесь. ( Звучит музыка).
- Какую весну изобразил Вивальди, на каких инструментах она звучит? ( звонкая, солнечная, яркая, звучат скрипки, оркестр).
- Что вы представили, слушая музыку? ( солнечные лучи играют на « зеркалах луж» , прилетают грачи- вестники весны, тает снег, звенит капель, галдят воробьи…)
- Подберите слова, которыми вы могли бы выразить свои чувства, эмоции, ощущения, ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово « весна». Запишите их.
- Какие слова вы записали? (спрашиваю нескольких детей). Допишите себе слова, которых у вас нет. Может быть вы не подумали о них, не успели записать. Посоветуйтесь с соседом по парте.
- А теперь давайте подарим весне высказывание. Составьте его и запишите. Можно начать его так: Весна мне нравится, когда…Но я не люблю, если…( заслушиваю 3-4 человек).
- Раскрасьте первый лепесток вашего весеннего цветка тем цветом, который соответствует вашим чувствам, эмоциям, настроению сейчас.
Итак, материалом нашего урока сегодня будут слова, предложения, тексты на тему…? ( весна) А какую важную орфограмму мы должны с вами вспомнить и повторить. чтобы правильно, без ошибок всё записывать?
3. Актуализация знаний. Работа по теме урока.
- Весна - прекрасное время года. Композиторы создавали образ весны с помощью мелодий, поэты - словами, а художники- с помощью красок ( показываю 2 картины о весне).
- А вот эту картину написал великий русский живописец Алексей Кондратьевич Саврасов (показываю портрет).
Запись под диктовку в тетрадь.
- А. К. Саврасов - знаменитый русский художник. Он рисовал картины родной природы. (На интерактивной доске появляются слова: картины, природа).
- Дайте определение понятию « природа». ( Всё, что не создано руками человека).
- Назовите, что относится к неживому в природе ( небо, солнце, вода, река, гора…).
- Вспомните те объекты, которые относятся к живой природе.( растения, собака, бабочка…). ( На доске появляются новые слова: вода, гора, река, растения, лиса, собака…)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? Назовите слова с безударной гласной, проверяемой ударением; с непроверяемыми безударными гласными.( Выставляю в 2 столбика).
- Что необходимо сделать для правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне? ( Вспомнить, как они пишутся или посмотреть в орфографическом словаре).
- Запишите 2 столбика. Проверим. Какая безударная гласная пропущена в слове картина? ( На доске вставляю буквы).
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова второго столбика? ( Вспомнить алгоритм написания безударных гласных в корне, проверяемых ударением).
- Запишите слова этого столбика. Проверим ( по одному к доске).
- Раскрасьте второй лепесток вашего цветка голубым цветом ( цветом весеннего неба) если вы всё сделали без ошибок; красным- если вы допустили ошибки.
Работа с репродукцией картины.
- Саврасов жил и работал в Москве, но зимой 1871 года он уехал в Кострому и поселился в большом деревянном доме, построенном в деревенском стиле, в котором часто подходил к окну и смотрел вдаль. Расскажите, что он видел.( Ранняя весна. Прилетели грачи. Старые берёзы, снег, небо, талая вода, забор, силуэт старинной церкви, поля вдалеке…)
4. Применение знаний. Запись в тетради.
На доске текст с пропущенными буквами.
Он подолгу ст…ял у …кна, см…трел на зан…сённые сн…жком избы, на голые б…рёзы с чёрными прошлогодними птичьими гнёздами.
- Прочитайте текст. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
- На какую орфограмму даны слова в тексте с пропущенными буквами?
- Вспомнив алгоритм написания слов с безударными гласными в корне, спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
- Проверим. ( По одному человеку из группы выходят и вставляют, объясняя).
- Сделайте самооценку своей работы: если правильно - раскрасьте лепесток зелёным цветом, если вы не уверены- жёлтым цветом.
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
5. Словарная работа.
- Что такое пейзаж? ( изображение природы)
- Как это слово объясняет толковый словарь?
- Как называют художника, рисующего пейзаж? ( пейзажист)
- Где он рисует свои картины? ( на природе)
- Пейзаж - это обозначение картины природы по-французски, а немцы называют ландшафт.
- Как объясняет это слово толковый словарь?
- Какие виды ландшафта вы знаете?( лес, луг, поле, степь)
- Чем лес отличается от луга? ( лес образован деревьями и кустарниками, а на лугу их нет)
- Какие жанры, кроме пейзажа, вы ещё знаете? ( портрет, натюрморт показываю)
- Посмотрите в толковом словаре, что такое портрет, натюрморт ( по мере обсуждения слова появляются на доске).
- Какие опасные места есть в этих словах? Прочитайте новые слова ( затем слова учитель убирает).
- Запишите самостоятельно эти слова.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга ( кто закончил - руки вверх « домиком»).
- Проверьте себя ещё раз ( опять вывожу на доску слова).
- Раскрасьте следующий лепесток нашего цветка. У кого задание выполнено правильно- синим, а у кого были ошибки- красным.
6. Работа с текстом.
- У вас на партах лежат карточки с текстом.( см. приложение 1)
- Работаем в группах. Задание: найти в тексте слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить, прямо в тексте отметьте их простым карандашом( кто закончит работу- руки « домиком»).
- Какие слова вы нашли? Обоснуйте ( спрашиваю из разных групп, открываю их на доске).
- Назовите слова- признаки со словами, относящимися к неживой природе ( робкий луч, снег пористый, рыхлый, первые лужицы…0.
- Относящиеся к живой природе( неугомонные птичьи крики…).
- Какими красками Саврасов написал картину? ( холодными)
- В каких тонах? ( голубых, серых, нежных)
- Как вы думаете. Какой это месяц весны?
- Каких животных показал художник? ( птиц- грачей)
- Народ сложил много пословиц о первом весеннем месяце и о грачах- вестниках весны. На доске записаны 2 из них, но части, составляющие пословицы, перепутаны. Посоветуйтесь и восстановите пословицы в том виде, в каком они были сложены народом.( работа в парах, конверты на партах)
- Что получилось?( на доске составляют пословицы из данных перепутанных частей)
( см. приложение 2)
- А почему март называют грачевником?
- А знаете ли вы, когда ещё в речи употребляют слово грачевник? ( место, где грачи строят и…)
- Как назвал художник свою композицию?
- Как бы вы назвали эту работу?
7. Работа по карточкам разного уровня сложности ( см. приложение 3)
8. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Чем мы сегодня занимались, что повторяли?
- Кому было легко сегодня на уроке, раскрасьте следующий лепесток нашего цветка жёлтым цветом, у кого возникали трудности при выполнении заданий- оранжевым, а кому было очень трудно- красным.
- Мы сегодня много говорили о весне. Я предлагаю вам в серединке нашего цветка написать свои пожелания весне, какой бы вам хотелось, чтобы она была.
- А теперь, в канун приближающегося первого весеннего праздника составим букет из наших цветов и подарим его гостям.
Приложение 1.
Но вот, однажды утром, разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он распахнул окно. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени. Снег стал пористым, рыхлым, словно вата. Заблестели первые лужицы. Вот оно! Началось!
Приложение 2.
Март- грачевник грачей пригнал.
Придёт март- капельник, и зима заплачет.
Приложение 3.
1 вариант. Вставить буквы:
Гр…чи прил…тели.
Г…нцы в…сны.
Ц…рквушка вд…леке.
Кр…сивые б…рёзы.
2 вариант. Вставить букву и написать проверочное слово:
Пейзаж на х…лсте.
Блики солнца тр…пещут.
Уг…лок русского с…ления.
Дыхание в…сны.
3 вариант. Написать слова, выделив корень, для которых ниже приведенные слова являются проверочными:
Свет, дело, весть, центр, земля, снег.
4 вариант. Подобрать к данным словам однокоренные слова, обозначающие действие. Выделить корень:
Свет, спешка, полёт, вид, трепет.
Сделать звуко- буквенный анализ слова полёт.
Литература:
1.Канакина В.П. Радость познания- в слове: нестандартные повторительно- обобщающие уроки русского языка в начальных классах.- М.: Новая школа, 1996.
2.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий « Русский язык» 2 класс- М.; Просвещение, 2012 г.
3. В.П.Канакина, Г.А.Фомичева. Методическое пособие- русский язык-М.; Просвещение, 2012 г.