Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Межпредметная интеграция при изучении Древней Руси на уроках изобразительного искусства как средство реализации принципа преемственности

Истоки родного искусства

Бычкова Светлана Владимировна

«Есть целый мир в душе твоей»
Ф.И.Тютчев

Целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка. Другими словами – формировать у него те качества, которые отвечают представлениям  о человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Начав работать в гимназии, я обратила  внимание на программу Б.М.Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд», которая является  целостным интегрированным курсом, включающим в себя  все основные виды искусства. Это графика и живопись, архитектура и дизайн, народное и декоративно –прикладное искусство. Они изучаются в тесном взаимодействии с другими предметами, а так же со связью с современностью.

В основу этой программы положен принцип «от родного порога в  мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. При изучении истоков культуры России ученикам шаг за шагом открывается многогранный мир духовный жизни нашего народа.

Начиная с четвертого класса, дети ощущают  себя участниками событий, происходящих в древних городах Руси и его жителями, знакомятся  с украшениями  изб и теремов, с изображениями женских и  мужских костюмов. Эти темы закрепляют представление о культуре Древней Руси, пройденных на уроках «Истории Отечества» в третьем классе. На уроках  музыки, у детей, прослушавших мотивы колокольного звона, возникают  образы  Древних городов с величественными  Соборами и Храмами.

Продолжая работу в пятых  и шестых классах, я знакомлю детей  с традиционными  образцами  крестьянского прикладного искусства –декоративными изображениями, являющимися выражением мифических представлений  человека о мире, об их смысле, об их символическом  характере, с народными праздничными обрядами и костюмами. Декор и внутренний мир русской избы  поражает своей простотой и единством конструкции, красотой народного быта и труда: русские  прялки, деревянная фигурная посуда и крестьянская вышивка – хранительница  древнейших образов. Эти  темы  закрепляются  дальнейшим изучением  культуры Древней Руси  по истории   в шестом классе, литературы - при знакомстве  со славянскими мифами в пятом классе, и конечно в музыке. Она  более глубоко дает образное представление  жизни  нашего народа .

Моя задача и задача моих коллег по другим предметам – дать учащимся наиболее полное представление о народных, крестьянских традициях, о духовной и культурной жизни народа Древней Руси. Знакомясь с культурой Древней Руси по нескольким предметам посредством основных принципов преемственности, учащиеся наиболее глубоко и всесторонне изучают быт и жизнь наших предшественников в древности. Изучая русскую культуру, дети учатся видеть общие закономерности и развития и взаимопроникновения культур. Так осуществляются  межпредметные связи.

Народное  искусство  и сегодня живет в крестьянском быту и в нашей городской среде. Детям очень нравится эта тема, они участвуют в фольклорных празднествах, организовывают ярмарки и выставки рисунков, выпускают стенгазеты. Тема изучения культуры Древней Руси находит свое отражение  в сердцах детей. Воспитывая любовь и уважение к своему культурному наследию, мы воспитываем толерантность к любой другой культуре.

Бычкова Светлана Владимировна,

учитель изобразительного искусства.

Петергофская гимназия императора Александра II

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»