Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Времена года

Аккуратная Ольга Сергеевна,
учитель музыки

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с наиболее яркими примерами изображения времен года в творчестве известных русских композиторов и художников.

 

ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

1.     ФОРТЕПИАНО

2.     ПРОИГРЫВАТЕЛЬ И ПЛАСТИНКИ

3.     РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН

4.     МАГНИТНАЯ ДОСКА

5.     ВЫСТАВКА РИСУНКОВ УЧАЩИХСЯ

                                                                                                                                                              

Звучит музыка. Отрывок из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева - Русь-

 

Под большим шатром голубых небес

Вижу - даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

Широко мы, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

                                           Н.Никитина.

Учащиеся поют песню «Наш край» Д. Кабалевского.

 

Учитель ИЗО

                    Поэтическое воспевание родной природы,  создание живописного образа во все времена и у всех народов было излюбленной темой творчества художников, музыкантов, поэтов.

                     Лучшие мастера искусства учат нас любви к природе, умению слышать таинственный ее голос, видеть ее необыкновенную гармонию и красоту, понимать свою связь с природой не только физически, но и духовно. Своими произведениями они как бы говорят: мир звучит и любовью постигается.  Музыка и живопись сооркестрованный  образ природы, восторг и творческое воодушевление, превращающееся в песню. В их произведениях рождаются эмоциональные образы - близкие и понятные каждому человеку.

                   Времена года - это мир звуков, света, красок, среди которых мы живем, от которых зависит наше настроение, наше чувство, мысли, стремления.

                     -Весна - Учитель музыки

                       Это песня ожидание, счастье, она звучит в лирической, звонкой  гамме звуков.

                       Игра на инструменте: Звучит произведение П.И. Чайковского

                       - Апрель - подснежник.А теперь какие песни мы знаем и можем спеть о весне?

                      -Веснянка - (укр.н.п.) Весна нежная, лирическая.

                        Выйди, выйди, Иванку, спой, Иванку, веснянку!

                        Всю то зиму лишь метели за окошком пели.

                        Что такое веснянка ? – начало весны, заклинание весны, призыв весны,

Зов весны. Поступенность  мелодии, логическое ударение в каждом такте.

                      Учитель ИЗО: Весна олицетворяет нежность утро года.

                      Еще в полях белеет снег,

                      А воды уж весной шумят.

                      Бегут и будят сонный брег,

                      Бегут и блещут и гласят.

 

                      Учитель музыки:

                      Весна, весна кругом живет и дышит,

                      Весна, весна шумит со всех сторон!

                      Взлетел петух  на самый гребень крыши,

                      Да так поет, что слышит весь район.

         

                      Учитель ИЗО:

                      Их голос о воскрешении природы от зимней спячки и холодных морозов, о радости, пробуждении. Образ скромный чистоты, образ изящный, хрупкий, лирический. Гамма цветов и звонкая как капель, светлая как лазурь облаков, нежная как цвет яблони, ласковая как пух молодая листва. Весна - это песня ожидания счастья. Она звучит в лирической звонкой гамме звуков.

                      Учитель музыки:

                       Воздух будто недвижим,

                       Золотой, медовый,

                       Пахнет сеном молодым

                       И смолой вишневой.

                       И, среди дерев укрыт,

                       Выстроившись чинно,

                       Дружно воет и гудит

                       Городок пчелиный.

                                         А. Твардовский.

 

                         Июнь. Баркарола.П.И. Чайковского

 – Какая музыка? Какому времени года может принадлежать? Как поняли? Мажорно - торжественная, слышится тонко  примененные     звуковыразительные  приемы: плеск воды, пение жаворонка, звон колокольчиков удаляющиеся тройки.

                          Веселое лето всем дорого ты.

                          В лучах ароматных пестреют цветы.

                          А в рощице пташек звенят голоса;

                          Их песни хвалою летят в небеса.

                          Блестящие мошки кружатся толпой –

                          И солнышко шлет им свой луч золотой.

                                                                              А. Плещеев.

                          

                           Дети поют песню «Походная» Р. Бойко.

                           Какие средства музыкальной выразительности показали нам тему лета? – Темп, динамика, мажор.

                             Учитель ИЗО:

                             Лето - это день года, это вариации многообразных ярких цветов, звуков, запахов, сочетаний. Напоенный солнцем, золотой медовый воздух, земля похожа на большой цветущий ковер. В споре голоса птиц, жужжание, стрекотание. Чуден мир в своей красоте. Гамма цветов насыщенная, яркая, перезвон высокого голубого неба, яркой земли, купающейся в нагретой солнцем воздухе. Образ жизнеутверждающей силы, бодрости, радости, жизни во всех ее проявлениях, прекрасной и гармоничной. Мажорно-торжественная музыка природы.

                              Учитель музыки:

                               Звучит - Осенняя песня. Октябрь. П.И. Чайковского.

                                Унылая пора! Очей очарованье!

                               Приятна мне твоя прощальная краса-

                               Люблю я пышное природы увяданье,

                               В багрец и в золото одетые леса.

                                Лирическая пьеса, проникнутая затаенной, страстной грустью! Музыка рисует русский пейзаж. Настроение отвечающее содержанию русским осеням в живописи. Музыка выражает грустное настроение, навеянное холодной дождливой осенью.

                   - Какая музыка звучит по характеру ? – Тихая, нежная, протяжная.

                   - Почему песня такая грустная? Какое время года? Какие краски?

«Скворушка прощается» Т. Попатенко.

                                    Есть в осени первоначальной

                                    Короткая, но дивная пора.   

                                    Весь день стоит как бы хрустальный

                                    И лучезарные вечера.

                                  

                                   Учитель ИЗО:

                                    Осень - вечер года! Короче становится день, птицы улетают на юг. Две осени – как две сестры. Напряженность цветового строя рождается от синевы холодной воды и торжественных, золотых и багряных, как огнем охваченных крон деревьев.

                                      В нарядной, почти декоративной красоте природы – затаенная грусть и напряженное щемящее ожидание холодов. Музыка золотой осени – это элегия, минорные звуки. Осень – догорающий закат, когда в в ярких лучах солнца уже чувствуется тень ночи. Вторая осень- небо, скрытое сплошной завесой пепельно – серых туч. Увядающие краски осени блекнут, как бы размытым дождем. Последние листья облетают с деревьев, беззащитно сброшенные  перед первым дыханием сгущающейся непогоды.

                                         Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

                                          Листья пожелтелые по ветру летят.

                          Учитель музыки: Январь - У камелька – П.И.Чайковский.

                        Мужественная природа, мажорное настроение. Какие характерные звуки? Как в музыке выражается природа? Ритм смелый, жизнерадостный. Изменение тембров, динамики, вариационная форма. По настроению, колориту, содержанию музыки.

Уж ты, зимушка-зима. Сл. Народные.

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл-

                                И вот сама идет волшебница зима.

А.С. Пушкин.

                              Учитель ИЗО:И вот уже зима - ночь года, убаюкивает всех песней вьюги. Как осколки зеркала блестят скованные людом реки и озера. Спит укрытая пушистым покрывалом земля. Ветви деревьев склоняются к земле под бременем снега. Полупрозрачный воздух как будто из иголочек,    но природа не умерла. Эта ночь тиха и прекрасна, полна жизни изнутри.  Свежесть и волшебная красота снега. Как зачарован и разнообразен рисунок снежинок. Хрустит снег под ногами, трещат деревья на морозе, поет колыбельную вьюга. Зима - мужественная стойкость природы, торжественное ожидание возрождения. Поэтому в музыке зимы ритм смелый, жизнерадостный. Живопись – та же музыка, выраженная ритмом миров, звуками цветовой гаммы. Наша задача передать эмоциональный образ одного из времен года. Музыка поможет рисовать.

 

                              Звучит музыка П.И. Чайковского. Цикл «Времена года»

                            Человек живет в согласии с ритмом и дыханием, в лад с музыкой бытия.  Когда он умеет «полюбить, узнать и сердечно рассказать» песню жизни в своем творчестве. Человек должен быть достоин земли, на которой он живет. Любовь к родной природе согревает нам сердца, делает жизнь богаче, интереснее, зовет к творчеству. Будете ли вы заниматься искусством, вязать рукавички, мастерить мебель и т.д. , красота природы, открытая  вами в детстве, звонкой песней пройдет через всю вашу жизнь.

Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые

                     Познали сладость бытия: поля, холмы родные.

                     Родного неба милый свет, знакомые потоки

                     Златые игры первых лет и первые уроки.

                     Что вашу прелесть заменит, о Родина святая!

                      Какое сердце не щемит, тебя благословляя.

Жуковский.

                      Учитель музыки:  П.И. Чайковский бесконечно любил русскую природу, русскую песню. Композитор воспевал свою родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодии, с преобладанием    песенности.  Общее настроение «Времен года» грустное, элегичное, несмотря на возникающие порой светлые и радостные эпизоды. Смены месяцев вызывают, где то в глубине сознания мысль, об уходящей молодости, об уносящейся жизни. Чайковский пытался охватить круговорот сменяющихся друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр. Мелодические обороты близки романсу, передают обычно личное, лирическое настроение.

                                                 - Что было общего в музыке?

                                                 - Что их разделяет?

                                                 - Что характерно музыке в разные времена?

Д/з.

Слушать музыку П.И. Чайковского.

Нарисовать рисунки, посвященные любимому времени года.

 

Люблю русскую природу больше всякой другой.

П.И. Чайковский.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Русская природа Т.Белоненко, В.Литвинова

2.     Музыкальная литература. Л.Мархасев

3.     Сборник стихов. И.Никитина

4.     Человек и земля. Т.Белоненко

5.     Цикл «Времена года» редак. И.Чмпольского

6.     Репродукции картин И.Короленко

7.     Хрестоматия. Д.Б. Кабалевского

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»