Времена года
Аккуратная Ольга Сергеевна,
учитель музыки
ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с наиболее яркими примерами изображения времен года в творчестве известных русских композиторов и художников.
ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. ФОРТЕПИАНО
2. ПРОИГРЫВАТЕЛЬ И ПЛАСТИНКИ
3. РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН
4. МАГНИТНАЯ ДОСКА
5. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ УЧАЩИХСЯ
Звучит музыка. Отрывок из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева - Русь-
Под большим шатром голубых небес
Вижу - даль степей зеленеется.
И на гранях их, выше темных туч,
Цепи гор стоят великанами.
Широко мы, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
Н.Никитина.
Учащиеся поют песню «Наш край» Д. Кабалевского.
Учитель ИЗО
Поэтическое воспевание родной природы, создание живописного образа во все времена и у всех народов было излюбленной темой творчества художников, музыкантов, поэтов.
Лучшие мастера искусства учат нас любви к природе, умению слышать таинственный ее голос, видеть ее необыкновенную гармонию и красоту, понимать свою связь с природой не только физически, но и духовно. Своими произведениями они как бы говорят: мир звучит и любовью постигается. Музыка и живопись сооркестрованный образ природы, восторг и творческое воодушевление, превращающееся в песню. В их произведениях рождаются эмоциональные образы - близкие и понятные каждому человеку.
Времена года - это мир звуков, света, красок, среди которых мы живем, от которых зависит наше настроение, наше чувство, мысли, стремления.
-Весна - Учитель музыки
Это песня ожидание, счастье, она звучит в лирической, звонкой гамме звуков.
Игра на инструменте: Звучит произведение П.И. Чайковского
- Апрель - подснежник.А теперь какие песни мы знаем и можем спеть о весне?
-Веснянка - (укр.н.п.) Весна нежная, лирическая.
Выйди, выйди, Иванку, спой, Иванку, веснянку!
Всю то зиму лишь метели за окошком пели.
Что такое веснянка ? – начало весны, заклинание весны, призыв весны,
Зов весны. Поступенность мелодии, логическое ударение в каждом такте.
Учитель ИЗО: Весна олицетворяет нежность утро года.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Учитель музыки:
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.
Учитель ИЗО:
Их голос о воскрешении природы от зимней спячки и холодных морозов, о радости, пробуждении. Образ скромный чистоты, образ изящный, хрупкий, лирический. Гамма цветов и звонкая как капель, светлая как лазурь облаков, нежная как цвет яблони, ласковая как пух молодая листва. Весна - это песня ожидания счастья. Она звучит в лирической звонкой гамме звуков.
Учитель музыки:
Воздух будто недвижим,
Золотой, медовый,
Пахнет сеном молодым
И смолой вишневой.
И, среди дерев укрыт,
Выстроившись чинно,
Дружно воет и гудит
Городок пчелиный.
А. Твардовский.
Июнь. Баркарола.П.И. Чайковского
– Какая музыка? Какому времени года может принадлежать? Как поняли? Мажорно - торжественная, слышится тонко примененные звуковыразительные приемы: плеск воды, пение жаворонка, звон колокольчиков удаляющиеся тройки.
Веселое лето всем дорого ты.
В лучах ароматных пестреют цветы.
А в рощице пташек звенят голоса;
Их песни хвалою летят в небеса.
Блестящие мошки кружатся толпой –
И солнышко шлет им свой луч золотой.
А. Плещеев.
Дети поют песню «Походная» Р. Бойко.
Какие средства музыкальной выразительности показали нам тему лета? – Темп, динамика, мажор.
Учитель ИЗО:
Лето - это день года, это вариации многообразных ярких цветов, звуков, запахов, сочетаний. Напоенный солнцем, золотой медовый воздух, земля похожа на большой цветущий ковер. В споре голоса птиц, жужжание, стрекотание. Чуден мир в своей красоте. Гамма цветов насыщенная, яркая, перезвон высокого голубого неба, яркой земли, купающейся в нагретой солнцем воздухе. Образ жизнеутверждающей силы, бодрости, радости, жизни во всех ее проявлениях, прекрасной и гармоничной. Мажорно-торжественная музыка природы.
Учитель музыки:
Звучит - Осенняя песня. Октябрь. П.И. Чайковского.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Лирическая пьеса, проникнутая затаенной, страстной грустью! Музыка рисует русский пейзаж. Настроение отвечающее содержанию русским осеням в живописи. Музыка выражает грустное настроение, навеянное холодной дождливой осенью.
- Какая музыка звучит по характеру ? – Тихая, нежная, протяжная.
- Почему песня такая грустная? Какое время года? Какие краски?
«Скворушка прощается» Т. Попатенко.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарные вечера.
Учитель ИЗО:
Осень - вечер года! Короче становится день, птицы улетают на юг. Две осени – как две сестры. Напряженность цветового строя рождается от синевы холодной воды и торжественных, золотых и багряных, как огнем охваченных крон деревьев.
В нарядной, почти декоративной красоте природы – затаенная грусть и напряженное щемящее ожидание холодов. Музыка золотой осени – это элегия, минорные звуки. Осень – догорающий закат, когда в в ярких лучах солнца уже чувствуется тень ночи. Вторая осень- небо, скрытое сплошной завесой пепельно – серых туч. Увядающие краски осени блекнут, как бы размытым дождем. Последние листья облетают с деревьев, беззащитно сброшенные перед первым дыханием сгущающейся непогоды.
Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Учитель музыки: Январь - У камелька – П.И.Чайковский.
Мужественная природа, мажорное настроение. Какие характерные звуки? Как в музыке выражается природа? Ритм смелый, жизнерадостный. Изменение тембров, динамики, вариационная форма. По настроению, колориту, содержанию музыки.
Уж ты, зимушка-зима. Сл. Народные.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл-
И вот сама идет волшебница зима.
А.С. Пушкин.
Учитель ИЗО:И вот уже зима - ночь года, убаюкивает всех песней вьюги. Как осколки зеркала блестят скованные людом реки и озера. Спит укрытая пушистым покрывалом земля. Ветви деревьев склоняются к земле под бременем снега. Полупрозрачный воздух как будто из иголочек, но природа не умерла. Эта ночь тиха и прекрасна, полна жизни изнутри. Свежесть и волшебная красота снега. Как зачарован и разнообразен рисунок снежинок. Хрустит снег под ногами, трещат деревья на морозе, поет колыбельную вьюга. Зима - мужественная стойкость природы, торжественное ожидание возрождения. Поэтому в музыке зимы ритм смелый, жизнерадостный. Живопись – та же музыка, выраженная ритмом миров, звуками цветовой гаммы. Наша задача передать эмоциональный образ одного из времен года. Музыка поможет рисовать.
Звучит музыка П.И. Чайковского. Цикл «Времена года»
Человек живет в согласии с ритмом и дыханием, в лад с музыкой бытия. Когда он умеет «полюбить, узнать и сердечно рассказать» песню жизни в своем творчестве. Человек должен быть достоин земли, на которой он живет. Любовь к родной природе согревает нам сердца, делает жизнь богаче, интереснее, зовет к творчеству. Будете ли вы заниматься искусством, вязать рукавички, мастерить мебель и т.д. , красота природы, открытая вами в детстве, звонкой песней пройдет через всю вашу жизнь.
Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые
Познали сладость бытия: поля, холмы родные.
Родного неба милый свет, знакомые потоки
Златые игры первых лет и первые уроки.
Что вашу прелесть заменит, о Родина святая!
Какое сердце не щемит, тебя благословляя.
Жуковский.
Учитель музыки: П.И. Чайковский бесконечно любил русскую природу, русскую песню. Композитор воспевал свою родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодии, с преобладанием песенности. Общее настроение «Времен года» грустное, элегичное, несмотря на возникающие порой светлые и радостные эпизоды. Смены месяцев вызывают, где то в глубине сознания мысль, об уходящей молодости, об уносящейся жизни. Чайковский пытался охватить круговорот сменяющихся друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр. Мелодические обороты близки романсу, передают обычно личное, лирическое настроение.
- Что было общего в музыке?
- Что их разделяет?
- Что характерно музыке в разные времена?
Д/з.
Слушать музыку П.И. Чайковского.
Нарисовать рисунки, посвященные любимому времени года.
Люблю русскую природу больше всякой другой.
П.И. Чайковский.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Русская природа Т.Белоненко, В.Литвинова
2. Музыкальная литература. Л.Мархасев
3. Сборник стихов. И.Никитина
4. Человек и земля. Т.Белоненко
5. Цикл «Времена года» редак. И.Чмпольского
6. Репродукции картин И.Короленко
7. Хрестоматия. Д.Б. Кабалевского